Выставка "Золото сарматских вождей". Часть 1 - священные олени

Jul 10, 2023 09:00





Всего 34 фото

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит уникальная выставка «Золото сарматских вождей». Тема сарматов меня всегда чрезвычайно интересовала. «Золото сарматов» я встречал с фотокамерой в руках неоднократно, еще лет десять назад. Тогда эти довольно небольшие выставки, посвященные золоту сарматов оставили самое трепетное, вдохновенное ощущение. Давно с нетерпением ждал новой встречи. И вот, ГМИИ им. А.С. Пушкина приготовил для нас впечатляющий масштабный проект по результатам раскопок в Оренбургской области царских курганов Филипповка I и Филипповка II. Археологические находки этих курганных полей стали сенсационными: путем долгой и кропотливой работы ученых выяснилось, что Южное Приуралье было своеобразным перекрестком путей центральноазиатских, сибирских и европейских кочевых племен. Этот регион от 2500 до 1600 лет тому назад заселяли сарматы, как их условно называют ученые. То были классические кочевники, не имевшие долговременных поселений. Письменности сарматы не знали, сведения о них в греческих и ближневосточных источниках отрывисты и часто противоречивы. Так что все сведения о сарматах, их социальном устройстве и организации, культурно-экономических связях и религиозных верованиях мы имеем лишь благодаря раскопкам археологами некрополей кочевников.

Ранее я уже излагал общие сведения о сарматах, их месте в мире древних народов. Так что вы можете поинтересоваться ими в моих ранних материалах: «Золото сарматов, или прикосновение к Золоту, Времени и отголоскам Истории» (2013 год) и «Золото Сарматов, или Искусство, что пронзает тысячелетия» (2014 год). Сегодняшняя работа 2023 года содержит общие сведения именно о южно-уральских сарматах в раскопках царских курганов Филипповка I и Филипповка II в Оренбургской области в 1986-1990 годах. Богатые информативные археологические находки были разделены тогда между двумя музеями: Оренбургским губернаторским историко-краеведческим и Уфимским федеральным исследовательским центром Российской Академии наук. Сейчас же есть уникальная возможность осмотреть объединённые коллекции этих научных и исследовательских центров в ГМИИ им. Пушкина.

Пара моих предварительных замечаний о выставке «Золото сарматских вождей». Освещение на выставке по понятным причинам приглушенное, взывающее к вдумчивому созерцанию. Артефакты находятся за витринными стеклами. Так что при фотосъемке приходилось идти на компромиссы в ущерб качеству отображения археологических находок на снимках: мной «вытянуто» всё по максимуму из возможностей фотооборудования. Поскольку я снимал на выставке в основном для сугубо личных целей, было сделано очень много фотографий. Обработав значительное их количество я понял: показать их подавляющее большинство просто обязан. Это целый мир, который во многом скрыт от нас. Само постижение древней истории нашей Родины через подобные артефакты чрезвычайно важно, так как помогает в настоящем понять: кто мы, откуда и куда идем. Таким образом, эти материалы, разделенные на пять больших частей, станут не сколько обзором выставки, а неким комплексным размышлением, о чём я упомянул чуть выше. Если будете смотреть, что выложено в этой серии постов в ЖЖ - пролистывайте фотографии без спешки, вдумчиво, не торопясь, рассматривайте эти образы - так возможно получить личный отклик в душе. На выставке и при обработке фотографий я ощутил сильный информационный и эстетический посыл того времени. Надеюсь, мне удастся его передать. Все фото кликабельны.



Раскопки Филипповки подтвердили: в кочевом обществе Южного Урала существовало значительное социальное неравенство. Размеры надмогильных сооружений для представителей разных слоев общества сильно отличались. «Царские» курганы достигали 18 метров в высоту и 150-200 метров в диаметре. Люди высшего царского ранга похоронены в центральных коллективных склепах «Филипповских» курганов № 1 и № 4. Захоронения этих курганов отнесены к V-IV векам до н.э.



02. Филипповский мир Южного Урала середины I тысячелетия до н.э.

Конструктивной особенностью погребальных сооружений могильника является преобладание в нём больших центральных камер с входами-дромосами (своеобразными штольнями), очагами и коллективными захоронениями, которые получили в народном обиходе название «дома мертвых».



03. Филипповский некрополь. Общий вид кургана №1 до начала раскопок

Хочу особо отметить великолепный дизайн выставочного пространства Пушкинского музея. Центральное место главного выставочного зала занимают скульптуры священных золотых оленей. Всего их было найдено 26, как объемных (10), так и плоскостных (16). На выставке в ГМИИ представлено всего 12 оленей. Объемные золотые олени достойны того, чтобы уделить им первое и особое внимание.



04. Главный выставочный зал ГМИИ им. А.С. Пушкина

Священные золотые олени

Немного специальной информации об этих артефактах. Нигде, кстати, в мире более не находили ничего подобного. В царском кургане золотые олени сохранились в тайниках, что, очевидно, помогло им не стать добычей древних грабителей. Пять объемных оленей были найдены в кургане №1 в дромосе, перед входом в место захоронения, рядом со столбовыми ямами погребального сооружения. Всего было найдено по два комплекта объемных (5) и плоскостных (8) оленей в каждом из курганов №1 и №4.



05. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево. Курган №1, тайник 2

Отмечу: каждый из золотых оленей имеет индивидуальный узор ветвистых рогов (иконографию), а также узоры и символы на теле священного животного. У меня появились кое-какие соображения насчет количества скульптур и смысла их узоров, которые я не встречал в специальных статьях, но об этом позже. Плоскостные изображения золотых оленей будут выложены в заключительном материале об этой выставке. А сейчас осмотрим объемные.



06. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево. Курган №1, тайник 2

В общем объеме найденных в царских курганах оленей, выделяются две группы, отличных по мастерству и искусности обработки. Совершенство исполнения не единственное отличие оленей из разных комплектов. У оленей, выполненных грубовато, деревянной основой служит береза, а у оленей с тонкой проработкой форм и резного декора основа из ивы. Все грубовато исполненные олени найдены в тайнике 2, тонко проработанные одноплоскостные фигуры - в тайнике 1, а объемные, искусно выполненные - в дромосе.



07. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Рога занимают практически половину высоты каждого оленя, имеют сложную устойчивую композицию расположения ветвей и отростков. При этом статичные и очень условно трактованные фигурки животных  воспринимаются всего лишь как основание этой роскошной кроны.



08. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

«Крона» объемных рогов изящных золотых оленей из дромоса выделяется мастерством изготовления, и формой рогов. Она почти прямоугольной формы. Композиция «кроны» состоит из шести спиралей: двух крупных - внизу и четырех небольших - в верхней части. Считается, что каждая из них представляет собой стилизованное изображение головы грифона с клювом-спиралью, глазом, хохолком.



09. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Ребро жесткости соединяющее морду оленя с кроной рогов, имеет форму надглазничного рога, направленного вперед



10. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Формы резного декора на поверхности фигур объемных оленей воспроизводят узоры поверхностных отображений животных



11. Деревянная двух плоскостная фигура оленя, окованная золотыми платинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Длинные слегка горбоносые морды и уши оленей вдоль горизонтальных линий схожи с их изображениями на золотых накладках (еще будут показаны), выполняют те же функции (заполняют пространство, подчеркивают прямоугольный сюжет).



12. Деревянная двух плоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Для фигур оленей характерны определенные диспропорции частей (короткая шея и конечности, длинные морда, уши, туловище)



13. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Все объемные олени имеют серебряную подставку.

Символизм и предназначении фигур золотых оленей

Олени Филипповки - обрядовые предметы, которые немыслимы в иных сферах жизни и напрямую связаны с мифологическими представлениями людей их создавших. Олень - наиболее часто воспроизводимый  в искусстве ранних кочевников образ. Он соотносится с Мировым древом, а соответственно, и с присущей ему трехчастной вертикальной структурой мира, и с четырехчастной горизонтальной моделью (по четырем сторонам света).



14. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

У искусно исполненных объемных оленей (из дромоса) различие верхнего, среднего и нижнего уровней нашло отражение в использовании для оковки деревянной основы металла: рога покрыты высококачественным золотом (совр. проба 880-900), корпус менее чистым золотом (650-750), а подставка, живот и внутренняя сторона ног - серебром. Это отражение трех миров: верхнего, божественного, солнечного (золото высшей пробы), туловища, земного мира (золото низкой пробы) и нижнего, посмертного, лунного (его-то и отображает символически серебро).



15. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Олень - самый популярный образ среди персонажей так называемого «звериного стиля» Филипповки



16. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Специалисты считают, что олень у скифов и сарматов выступал в роли посредника между мирами, который помогает умершему попасть в высший божественный мир. Меня вот завораживают эти образы...



17. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Кроме описанных выше вырезанных из дерева и окованных золотом фигур оленей в могильнике было найдено множество иных изображений оленя, которые украшали оружие, детали сбруи, золотые нашивки, золотые накладки на посуду. Что интересно, на ряде фигур мы видим следы древней реставрации, не очень аккуратной.



18. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Позы оленей и композиции, в которых они бывают включены, бесконечно разнообразны: олень стоящий, лежащий, свернувшийся в кольцо, одиночные и парные изображения сцены терзания, большое число золотых накладок на посуду в виде оленьих рогов. Мы их еще с вами увидим.



19. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Еще одна версия ветвистости оленьих рогов. Скифо-сарматские олени при хорошем подножном питании сбрасывают рога ежегодно и быстро их отращивают, буквально за 7-8 месяцев. У породистых оленей-самцов рога растут быстрее, сильнее и более ветвистые. Это даёт отдельному индивиду преимущество в брачный период. Очевидно, еще поэтому олень изображался с богато ветвистыми рогами. Так передавались потомкам высший смысл и сила продолжения рода. Отсюда почтение к предкам. Олень символизирует благородство, то есть принадлежность к благому роду.



20. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Вот тут, мне кажется, и заключен смысл различия рисунка ветвистости рогов священного оленя. Скорее всего, каждый из принесенных в могилу изображений оленей символизировал помощь и силу каждого из местных родов отдельной племенной общности кочевников.



21. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Следует отметить заслуги археологии ранних кочевников в Башкирии археолога и ученого Анатолия Харитоновича Пшеничнюка. Планомерные исследования курганов ранних кочевников в Предуралье были начаты им еще в 1968 году. Общее количество курганов эпохи ранних кочевников, исследованных А.Х. Пшеничнюком  в Предуралье и Зауралье в 1966-1977 годах, составило почти полторы сотни. В 1986 году он приступил к раскопкам могильника у деревни Филипповка. Результаты находок кургана №1 вознаградили его долгий подвижнический труд ученого-археолога и превзошли все, что когда-либо было найдено на всех этих территориях (и до настоящего времени).



22. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Основное значение раскопок в Филипповке состояло не в находке золотых изделий (и их количестве), но в открытии того, что Южный Урал  - не далекая провинция огромного скифо-сарматского кочевого мира, а один из его главных центров



23. Деревянная двухплоскостная фигура оленя, окованная золотыми пластинами, на подставке, покрытой серебряными пластинами. Золото, серебро, дерево

Ну, что же! Всех золотых оленей мы осмотрели и прониклись величием этих  археологических находок. Теперь же, продолжим осматривать экспозицию по периферии выставочного пространства по часовой стрелке.

На рубеже II-I тыс. до н.э. наступает эпоха раннего железа, которая ознаменовалась распространением наряду с бронзой, железа, изобретением и усовершенствованием конской упряжи для верховой езды.

Сарматские воины

Материалы Филипповки многое могут рассказать о защитном доспехе сарматского воина. Панцири были чешуйчатыми (железными и комбинированными) и пластинчатыми наборными (костяными как на фото ниже), застегивались как спереди, так и сбоку при помощи системы шнуровки с ворворками (небольшие шарики или цилиндры, служившие для застегивания, закрепления концов ремешков и шнурков на их концах и также железных крючков).



24. Пластины наборного доспеха. Кость, резьба, шлифовка, сверление. Курган №29

По своему облику филипповские панцири близки скифским и, возможно, иранским, ахменидским.

В кургане №11 был найден железный шлем с шарнирными нащечниками-наушами, являвшийся, вероятно, греческим бронзовым шлемам халкидского типа.



25. Шлем. Железо, клепка, ковка. Курган №11, погребение 1

Вооружены были сарматские воины мечами и кинжалами, длинными копьями с массивным железным наконечником и втоком, железными топорами или чеканами, короткими луками сигмовидной формы и стрелами, преимущественно с бронзовыми наконечниками



26.

Встречаются и железные наконечники стрел, что свидетельствует о тесных связях с населением Центральной Азии, где такие наконечники появились как средство противодействия противнику, защищенному тяжелым доспехом



27. Холодное оружие перед погребением воина обычно надламывали



28. Наконечники стрел втульчатые и черешковые, железо, ковка, курган №3



29. Наконечник копья втульчатый (47), железо, ковка, курган №7



30. Обух топора. Железо, желтый металл



31. Колчанный крюк, железо, золотая фольга, ковка, обтягивание, курган №4



32. Фрагменты сосуда, золото, литье. найдены в 150 метрах к северо-востоку от кургана №1



34. Зал выставки "Золото сарматских вождей"

На этом мы завершим первую часть рассказа о выставке «Золото сарматских вождей». В последующих частях золота будет представлено больше.

Источники:

«Сокровища сарматских вождей». Древности середины I тысячелетия до н.э. из Филипповских курганов на Южном Урале. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2023. Каталог выставки «Золото сарматских вождей».

Моя книга «Путь Души, или Тень Леопарда»

© Vladimir d’Ar, 2023

Часть 2. Выставка "Золото сарматских вождей" - Ритуальные сосуды, конская сбруя

Часть 3. Выставка "Золото сарматских вождей" - Сакральная чаша, облачение жрицы, украшения

Часть 4. Выставка "Золото сарматских вождей" - Церемониальный меч, ритуальные сосуды и украшения

Часть 5. Выставка «Золото сарматских вождей» - Сакральные олени 2D, предметы обихода, украшения

золото сарматов, искусство, выставка, сарматы, ГМИИ

Previous post Next post
Up