«Древнеегипетские конусы» - неразгаданная тайна?

Apr 26, 2023 09:00





Всего 12 фото

Взгляните на заглавное фото. На нём фрагмент фрески из гробницы некоего Неб-Амона времен Нового царства (Фивы. Египет. Около 1350 год до н.э.). Собственно, интерес не столько в личности этого чиновника, сборщика зерновых для закромов фараона, а в предметах, изображаемых на головах персонажей настенных фресок. Это те самые знаменитые таинственные древнеегипетские конусы, предназначение которых так до конца и не прояснено официальной наукой. В этой статье я сделаю вольную попытку выяснить путём предположений, умозаключений, что же это были за предметы, их назначение и, очевидно, заложенный в их изображения сакральный смысл.



Для начала небольшая предыстория. Эти самые «конусы» давно известны археологам. Их изображения появляются со времен царствования фараона-женщины Хатшепсут (Новое царство, XVIII династия). Можно сказать, что они были широко распространены. Больше, правда, на настенных фресках гробниц и молельных заупокойных часовен фараонов и древнеегипетской знати. Впоследствии «конусы» встречались именно в гробницах, на красочных фресках, изображавших счастливую жизнь усопших в Полях тростника (в благословенном богами месте, невидимом для живых, наподобие христианского Рая).



02. Сцена охоты в Полях тростника. Гробница Неб-Амона, Фивы, Египет, 1400-1350 годы до н.э. Британский музей

Самая распространённая версия: «древнеегипетские конусы» являлись ароматическими пирамидками, что якобы закреплялись на головах египтян и египтянок, ароматизировали, умащали тело и наполняли ароматами благовоний пространство вокруг. Таким образом, они были предтечами современных духов, которые, надо сказать, присутствовали в обиходе именно в жидкой форме. Кстати, на фресках можно заметить одновременное наличие конусов как у одних персонажей, так и отсутствие оных у других. Это косвенно говорит об изначально избирательном изображение этих внешних красочных атрибутов.



03. Сцена охоты в Полях тростника. Жена Неб-Амона. Гробница Неб-Амона, Фивы, Египет, 1400-1350 годы до н.э. Фрагмент фресок. Британский музей

Другой версией является соображение, что пирамидки на головах были просто косметическим украшением и речь шла о якобы принятых в древнеегипетском обществе нормах парадного внешнего вида и требований эстетики. То есть конусы носилось для красоты на головах и всё тут.

Третьея версия: Конусы являлись ритуальным символическим изображением святости, как нимбы у христианских святых. Причем эта более поздняя версия особо не подвергалась развитию и говорила лишь о том, что пирамидки не были реальными предметами, а изображались как символы.



04. Погребальный банкет. Гробница Неб-Амона, Фивы, Египет, 1400-1350 годы до н.э. Часть фресок. Британский музей

Что интересно, за годы долгих археологических открытий в захоронениях мумий фараонов и древнеегипетской знати ни одной реальной «пирамидки-конуса» так и не было найдено. Карты спутала лишь неожиданная единичная археологическая находка в Ахетатон (город-столица фараона Эхнатона, XVIII династия) в современном арабском поселении Амарна. Было обнаружено захоронение двух простых рабочих с конусами на головах размером около 8 см в высоту. Однако никаких признаков масел и ароматических снадобий при анализе тканей пирамидки обнаружено не было. Общественность и ученые поспешили сделать вывод, что пирамидки все же носили реально, и они были доступны якобы не только знати, но и простым людям. Здесь, скорее, наоборот, подражание элите, когда заупокойные ритуалы исполняются вопреки традиции. Так что в основном это вся имеющаяся информация о древнеегипетских конусах в сжатом виде. Но продолжим тему и наши рассуждения.



05. Рельеф из гробницы Хоремхеба, верховного главнокомандующего при Тутанхамоне. Рельеф Ганса Оллермана из храмового комплекса в Абидосе, Египет

Следует подчеркнуть, что символизм у древних египтян занимал куда более значительное место, нежели просто изображения сцен охоты или земледелия. Сакральные изображения богов изобиловали множеством символических элементов, в которых современному человеку, обращающему внимание на красоту и эстетику, порой можно было просто запутаться. Скажем, изображение древнеегипетского бога Мина с отвесно эрегированным фаллосом в левой руке означало не эротические сцены самоудовлетворения или элемент сакрального секса, а лишь мифологический сюжет рождения Вселенной, покровительство зарождению людей и животных. Так что воспринимать конусы как ароматический инструмент было бы слишком банальным. Более того, представить растекающийся жир от благовоний при жаре, по голове (по парику) ароматический конус трудно представить хотя бы из соображений практичности и приличий. Всё должно быть просто.



06. Погребальный банкет. Гробница Неб-Амона, Фивы, Египет, 1400-1350 годы до н.э. Фрагмент фресок. Британский музей

Размышляя на тему загадки древнеегипетских конусов, я понимал, что необходимо рассматривать именно символическое значение этих удивительных предметов. Если рассматривать их внимательно, мы увидим, что изображение верхней части конусов как будто растекается. Не удивительно, что тема плавящихся в процессе ношения на голове ароматических конусов получила такое распространение. Человек обычно стремится упрощать непонятное, чтобы объяснить себе видимое явление на удобном и простом языке и в принятых им знакомых понятиях.

Недавно была Пасха. Как-то пребывая в задумчивости, не осознавая, куда смотрю, я обратил внимание на пасхальный кулич на столе. Если он небольших размеров, то кулич обычно представляет собой небольшой цилиндр с округлой поверхностью в верхней его части, залитой глазурью. Потёки глазури резко напомнили их изображение на древнеегипетских конусах. На постоянно и давно прокручиваемый в уме вопрос ответная интуитивная мысль сработала. Давайте-ка вспомним, в чем символический смысл пасхального кулича!



07. Пасхальный кулич. Источник: Burda Media

В христианской традиции главным является одно: хлеб превращается в атрибут Христа. Уже после Его Вознесения никто из апостолов не занимал место Иисуса за столом, а напротив, перед ним ставили хлеб. Так обозначали незримое присутствие Всевышнего. Если кратко, пасхальный кулич символизирует частичку воскресшего Сына Господа за столом верующих. Таким образом, смысл в том, что кулич - тело Божье, символизирующее Жизнь Вечную и Воскресение. А теперь снова вернёмся в Древний Египет.



08. Погребальный банкет. Гробница Неб-Амона, Фивы, Египет, 1400-1350 годы до н.э. Британский музей

Как всегда, одно проистекает из другого. Древние египтяне верили в загробную жизнь, по сути, в своё Воскресение после смерти. Умерший, чтобы заново обрести способность охотиться, сражаться, наслаждаться жизненными благами в загробном мире, должен был прежде вернуться к жизни, как Осирис. Для этого он обязан вернуть себе старое тело или получить взамен него новое. Причем в первом случае тело должно быть возрождено. Однако, несмотря на то что древние египтяне могли представить себе еще одну жизнь в новом теле, они считали, будто вторичная смерть невозможна. Итак, именно таким образом и возникла великая идея о возможности Воскресения и бессмертия.

Думаю, Празднование Воскресения Осириса Хора, например, вполне могло выражаться в запекании древними египтянами к празднику, подобных пасхальным куличам, сдобного хлеба с глазурью в виде этих «конусов». Вполне может быть, что этот обычай и переняли у египтян иудеи, находясь длительное время в рабстве в Египте. А далее он перекочевал уже в христианство. Образ этого кондитерского изделия ассоциировался тем самым с Воскресением.



09. Гробница Усерхата, царского писца. Дамы под сикоморой. Фрагмент. 1298-1235 до н.э. - Музей Арт-рисунок

Теперь об изначальном символьном смысле древнеегипетских конусов. Давайте вспомним, как изображаются чакры энергетического тела человека. Правильно - от самой нижней в области гениталий до самой верхней, которая находится над теменем и является, по воззрениям эзотериков, чакрой связи с Космосом, Вселенной или Богом. Таким образом, изображая подобный конус на макушке человека, древние египтяне символьно отражали духовное совершенство, мудрость того человека, кто может и достоин «говорить с Богом» или слышать Божественное. Тем самым изображение человека с конусом на голове рассказывает о его божественной совершенной сути готового к Воскресению.



10. Реконструкция одной из гипсовых групп, изображающая женщину и мужчину, одетых в пышные одежды, с цветочными букетами в руках. Амарна

Если с конусом на голове изображается фараон или важный чиновник, его жена, здесь понятно, они достойны Воскресения еще при жизни. Они есть Чистота и Божественное - через них с говорит Бог с бренным земным миром.



11. Три музыкантши. Рисунок из гробницы Нахта, ок. 1422-1411 годы до н.э.

Если конусы изображаются, например, на головах музыкантов и танцовщиц, значит, это те люди, кто несет в мир, соответственно, божественные звуки и сакральные танцы. То же можно сказать и о певцах-сказителях божественных гимнов. В этом смысле нимбы христианских святых и живущих в миру подвижниках говорят примерно о том же, что они готовы войти в Царствие Небесное.



12 Гробница Менны, царского землемера периода XVIII династии. Луксор, Египет

Немного доброй иронии. Вспомним Пушкина А.С. Ведь он вполне мог удостоиться почетного символа «конуса» на его изображении в традициях Древнего Египта Нового царства. Вспомним хотя бы содержание его стихотворения «Пророк»…

Моя книга Путь Души, или Тень Леопарда:

читать в ЖЖ (оглавление)

читать на Проза.ру

или на моем сайте

© Vladimir d’Ar, 2023

тайны и загадки, древний египет

Previous post Next post
Up