The Eleusinian Feast, 1894. Painting by Granger. Картинка из сети
ПУТЬ ДУШИ, ИЛИ ТЕНЬ ЛЕОПАРДА
ГЛАВА XII. МИСТЕРИЯ (третья часть)
Закончились песнь певца и танцы океанид. Все мисты были в божественном волнении и исступлении. В таком всеобщем экстатическом состоянии мы и достигли стен первых высоких врат Элевсина. Все собрались на площади у древних ворот. Факелоносцы стоят вокруг. Языки пламени создают зыбкие, пугающие фигуры человеческих теней. Это начало подготовки к первой оргии. Глашатай объявил мистам, что только Иерофант может первым войти в Элевсин, и зачитал свод правил и законов проведения Таинства. Когда он закончил, факелы были погашены, и фигуры мистов погрузились во тьму. Были видны только три входа ворот внутрь.
Открылись центральные врата. Иерофант и жрецы, несущие статую Вакха, прошли туда. Появились жрецы, кто будет посвящать в таинства. Они начали вводить мистов небольшими группами в левые и правые ворота.
Я прошёл очищение жертвенной водой во внутреннем помещении ворот и произнёс клятву хранить молчание о таинствах. Потом настал черёд Фрикса. Я вышел отсюда через узкую дверь и оказался в тёмном внутреннем дворе. Фрикс вскоре присоединился ко мне. Мы по-прежнему несли большие кувшины с кекеоном, но теперь это было не так обременительно. Много кикеона уже было выпито.
В первом дворе на «Камне скорби» в чёрных мрачных одеждах сидела Деметра. Элевсинские жрецы и жрицы перед нами начали разыгрывать священное театральное действо согласно мифу о Персефоне. Всех переполнял экстаз от этого зажигающего действия. Мы уже не видим, что исполняется знакомый мифологический сюжет. Всё таинство происходит на самом деле. Полное ощущение, что мы присутствуют воочию при тех давних священных событиях. Спонтанно отдельные мисты издают возгласы страсти и восклицают: Вакх! Вакх! И все подхватывают эти возгласы. Площадь наполняется ликующими криками! Мы уже становимся не зрителями, а самыми непосредственными участниками священного мифа.
Но вдруг все слышат раскатистый грохот. Впереди с холма обрушивается каменная лавина. Это очень явственно, на самом деле и всем становится страшно. У мистов перехватывает дыхание. Всё происходит настолько реально. Пока мы всматриваемся во тьму, чтобы понять, что же случилось, неистовое действо продолжается. Мисты уже безмолвны и подавлены. Объявляют, что первая оргия закончена, и восклицают: мужайтесь мисты! В этот момент мы находимся на последнем участке Священной дороги «между дворами». Здесь жрецы поют гимн Деметре.
Это грандиозное театральное и мистическое действо перегружает сознание. Я уже ни о чём не думаю и действую на инстинктах. Похоже, что всё испытывают то же самое. Мы вступаем во внутренний двор. Перед нами Телестерион - его двенадцать огромных колонн Дома посвящений. Света мало, но Телестерион хорошо виден. На фронтоне заметны три характерных священных символа: бычий череп, венок мирты и пучок пшеничных колосьев.
Местонахождение Телестериона в древнем Элевсине. Фото из сети
К своему удивлению, я увидел над крышей и карнизом здания горящий, мерцающий, бело-золотистый с красноватыми бликами мистический огонь. Он то переливался, то загорался, а интенсивность его свечения менялась. Многие мисты также заметили это чудо. А перед нами, на ступенях храма продолжало разворачиваться тайное мистическое действо.
Я заметил, что многие сцены, мифы и образы незнакомы, хотя думал, что хорошо знаю наши легенды. Сюжеты менялись один за другим. Призывы, гимны, оды, чу́дная музыка - всё это сливалось в один поток меняющихся образов, движений, мистического гула и шума. А самое удивительное и волнительное, что я начинал отчётливо видеть загадочные призрачные фигуры, тени, что сновали между жрецами, исполняющими свои роли, многочисленными танцорами, танцовщицами и факелоносцами.
Наконец шесть дверей Телестериона распахнулись. Мы заходим внутрь святыни. Сумрачно. Редкие факелы освещают его величественное пространство. Все занимают места на ступенях - белокаменных скамьях. Посреди Телестериона находится маленький храм - «Дом Владычицы» - врата входа в подземный мир мёртвых. Он простой, без крыши и окон. В нём есть дверной проем без двери. Внутри, очевидно, находится жертвенный очаг. Из верхней части храма выходит дым и устремляется под крышу Телестериона. Здесь молитвами призывают Персефону вернуться из царства Аида. Все славят богов и богинь. Жрецы поют песнь, прося их допустить нас всех к посвящению. Захватывающее действо продолжается. Вокруг Анакторона разыгрывается священное представление, раскрывающее взаимоотношения богов, богинь, смертных в мифах и легендах. Персонажи входят и выходят из Анакторона. От жертвенника в Анактороне теперь поднимается густое дымное облако. Вот Телестерион наполнился сильным запахом ладана.
Храмы Элевсина. Картинка из сети
Я начал, наконец, понимать, что главным смыслом этих действ является символическое олицетворение неизбежной смерти и последующее рождения Духа. Мы все хором молимся богам и просим их даровать это рождение. Наступила волнующая тишина. Звучит гонг и возгласы жрецов, знаменующие наступление главного момента в наших посвящениях. Трепет пошёл по рядам мистов. Я даже помимо воли вдруг понял, что нахожусь в самом моменте зарождения Духа. Это потрясло и захватило. Чувствовалось и понималось, что все мы в этот момент стоим у Божественного истока. Осознание этого кружило голову, восхищало, одновременно раскалывало восприятие и вызывало священный трепет.
Снова воцарилась тишина. Жрецы стали обходить Анакторон с возгласами: Вакх! Вакх! Мисты присоединяются к ним. Неистовые гимны и музыка восхваляют и славят Бога. Процессия жрецов трижды обходит Анакторон. Тут воцаряется мёртвая тишина. Над Анактороном появляется огромное огненное облако. Очевидно, это разжигают жертвенный очаг. Облако блестит и переливается. Я, как и все мисты, уже находимся в полуобморочном состоянии, и начинаем видеть в нём свои и только свои, ве́домые нам видения… И я отчётливо увидел путь своей земной Души, прошедшей через смерть, родившейся заново и попавшей в сонм безсмертных богов. Время теряет надо мной свою силу и останавливается...
Путь Души. Картинка из сети
Когда, наконец, огненное облако угасло, появился «Вновь рожденный» прекрасный ликом отрок. Он являет собой Божественное дитя. Все поют гимны воскресшему к новой жизни. Посвящение закончено.
Мы выходим во внешний двор и с радостными возгласами идём к холму, к пещере Деметры. Богиня сидит там, в священном таинственном гроте, уже в белом одеянии с символом Солнца на её главе. Мисты поют гимн Деметре, гимн возрождению к жизни через смерть. К этому моменту уже начинает светать.
И вдруг первый луч солнца, появившийся с востока, осветил этот солнечный символ над головой Деметры - он засверкал и стал переливаться в первых лучах восходящего божественного светила. Восторженный, уставший, но впечатлённый дух миста захватывает от всего того, что он видит: чудесный солнечный восход, его величественный свет и отражения - символ возрождения мира к новой жизни. Мы все шумно празднуем и славим рождение Деметры, возрождения души Персефоны, прошедшую через смерть и вернувшуюся к жизни!
Посвящение завершилось. Мисты, потрясённые действом, по одному выходят из ворот Телестериона. Жрицы, стоящие у врат, подают каждому, теперь уже посвящённому, особый знак, прижимая указательный палец к губам, предупреждая о молчании.
Великий Лучезарный Аполлон поднимался из-за гор в своей золотой солнечной колеснице. Его живительные и сияющие Божественные лучи озарили всех нас. Это было Возрождение к Жизни после Смерти. Это была Победа Духа над ней. Это было Посвящение...
Виктор стоял на Берегу Времени. Лучи Солнца безмятежно серебрились далеко за горизонтом. Дышалось легко, с необыкновенным чувственным наслаждением. Образы греческих богов и богинь чётко и веско жили в его воображении. Потрясённые, неясные и как бы «растрёпанные» чувства Миста ещё теснились в сознании. И хотя всё это требовало осмысления, вопросы и страстное желание познать пересилили лёгкую усталость. И он сосредоточился на острове Тевта.
Здесь всё было таким знакомым и одновременно чу́дно изменившимся. Виктору даже показалось, что место стало более совершенным и возвышенным. Красота безмерным Божественным сиянием ещё больше наполнила высокими вибрациями этот удивительный мир. Захваченный всеми этими чувствами, Виктор направился к пирамиде. Тевт стоял на прежнем месте. С реки дул лёгкий ветерок, принося свежесть и знакомые ароматы.
- Привет тебе, Тевт! - Виктор поднял руку в приветствии.
- Привет! - ответил Тевт. - Жаждешь разъяснений?
- Да. Ты ведь знаешь, где я был?
- Конечно. Я же был с тобой.
- Ты был со мной?! Но в образе Гелиона я не слышал и не чувствовал тебя.
- Мы стремимся, чтобы ты познавал этот мир в бо́льшей степени самостоятельно, - ответил Тевт. - Только собственные озарения и последующие трансформации сознания обеспечат максимально быстрое качество изменений в тебе. Здесь важно быть одному, одному проходить свой бесценный духовный опыт, одному получать свои и только свои прозрения.
- Почему ты выбрал для меня Элевсинские посвящения?
- Их выбрал не я, но ты. - Тевт с долей симпатии смотрел на Виктора. - Можно даже сказать, не ты, но твоя Душа. Она определяет содержание, качество и длительность погружения в прошлое, а точнее, в отражения этого самого прошлого. Мне лишь остаётся способствовать чистому и естественному проявлению твоего «осознанного проживания» в том времени и пространстве.
- Я помню, что ты упомянул эти посвящения во время нашей последней встречи?!
- Да. Так оно и было, - торжественно подтвердил Тевт.
- Но я что-то не ощутил эти понятия во время посвящений. Это было «сказанное», «сделанное» и «явленное».
- Ну, это просто. Все древнегреческие мистерии были связаны с провозглашением основных понятий и сути преображения Души, их «проигрыванием» перед мистами в виде явленных, понятных человеку образов и метафор. И это даже не самое главное. Главное в том, что перед тобой разыгрывались сюжеты, разъясняющие сознанию или человеческому восприятию главный принцип прохождения Души через смерть и её воскресение к вечной жизни.
- Теперь я понимаю. Это было очень впечатляющим. Жизнь Гелиона была наполнена похожими для меня поисками смысла жизни и Истины.
- Но это и был ты.
- Я, наверное, начал не с тех вопросов. Я читал об Элевсинских посвящениях. Все авторы пишут о том, что мисты выходили после них преображёнными. И никто не сообщал, что там происходило. Но ведь это же, по сути, выходит, театрализованное представление?
- Только внешне. Ты ведь, наверное, заметил, что эти ритуалы очень сильно напоминают древнеегипетские мифы об Исиде и Осирисе?
- Конечно! А Элевсинские посвящение ведут корни из Древнего Египта?
- Да! Но только опять же внешне. Они были адаптированы к понятиям социальной среды той Древней Греции, её космогонии. Этим я хотел сказать лишь то, что греки не просто переписали древнеегипетские сюжеты и сменили имена, а разъяснили в их более упрощённых понятиях странствия души, схождение в преисподнюю, принятие смерти и её возрождение к жизни на другом, более светском духовном уровне. Здесь надо понимать разницу в ментальности древних египтян и античных греков. Египтяне были, если можно так выразиться словами земных археологов, «одержимы смертью». Они были очень религиозны в смысле абсолютной веры в эти мифы. Кроме того, как ты знаешь, в Древнем Египте существовала значительная социальная группа жречества, которая создавала в своих практиках энергетически сильный мистический фон в жизни всей страны и народа. Греки же жили более открыто. В их жизни главным было прославление радости жизни и явлений живой природы. Их пантеон богов сильно походил на самих людей с присущими им человеческими слабостями. В греческих легендах и мифах описывались архетипические понятия и взаимоотношения между людьми и богами. В этом смысле, в отличие от древних египтян, они не были столь религиозны и «одержимы». Жречество было относительно малочисленным и не влияло существенным образом на политику государства и умы всего народа. Однако греки свято и безусловно верили в своих богов. Они приносили им жертвы, просили выстроить жизнь в соответствии с их понятиями экологии взаимоотношений людей, природы и государства. И это были уже зачатки западного демократического общества. Мистерии существовали там, потому что никуда не исчезло неосознанное желание людей искать истину и пытаться познавать смысл жизни. В Древнем Египте каждому при его желании был доступен в символической форме смысл этих исканий. В мифах же греков этот поиск был достаточно завуалирован в сказочный мифологический контекст. Поэтому требовалось создать некое мистическое действо, которое было бы посвящено этой теме. Если древние египтяне это делали всю жизнь, то в целом более образованному греческому светскому государству требовалось только часть некоторого времени для предоставления людям такой возможности. Таинственность посвящений всячески целенаправленно нагнеталась в греческом обществе. Это переходило даже некоторые границы разумного, правда, в основном уже в древнеримский период. Посвящения часто использовались уже для обычного формального получения статуса участника мистерий. Узнаешь современное общество?
Тевт улыбнулся своей еле заметной, непостижимой улыбкой.
- Конечно, узнаю. Но ведь в то время, когда посвящался я, всё было по-другому?
- Да, тогда всё было по-другому. В твоё время эти мистерии проводились, современным языком говоря, довольно качественно.
- Каким же образом греческое жречество добивалось этого «качественного» результата в то время? Я читал, что жрецы подмешивали в кикеон психотропные вещества, что и вызывало галлюцинации?!
- Ты же сам видел, что все мисты самостоятельно изготавливали кикеон и ничего, кроме ячменя, яичного порошка и мяты туда не добавляли.
- Это так.
- Другое дело, что в некоторых сортах ячменя, произраставшего тогда в континентальной Греции, содержались особые споры плесневых грибков, что при брожении настоя кикеона добавляли немного дурманящего наркотического эффекта наряду с некоторым количеством алкоголя.
- Я так понимаю, кикеон являлся основным средством введения миста в изменённое состояние сознания?
- Не совсем. Основными были два фактора, а скорее три. Первый - это абсолютная вера греков той эпохи в существование богов, богинь и героев. Ты ведь сам помнишь явление тебе Афродиты?!
- Да. Конечно! Это было одним из моих главных впечатлений той жизни.
- Причём, как ты помнишь, кикеон, ты не пил...
В этот момент налетел лёгкий порыв ветра, принеся комфортное и мягкое состояние в сознание Виктора. Он неожиданно подумал, что это совершенно точно ободряющий посыл Афродиты.
- Да, не пил.
- Конечно, в храмовых благовониях содержались лёгкие растительные наркотики, и это давало возможность открыть врата безсознательного, минуя сознательное восприятие. Кроме того, состояние ожидания и веры предопределяли явление людям божеств. Как ты помнишь, это архетипы. И если архетипы живут в сознании народа, о них помнят, верят, приносят им жертвы, энергетически подпитывают, они являются и помогают. Всё это действительно имело место. Однако вернёмся к причинам эффективности мистерий с точки зрения психотехнологий. Вторая причина - это то, что жрецы обладали магическими способностями к храмовой визуализации образов богов и созданию в сознании необходимого антуража этих видений. Они призывали божеств, визуализировали нужные образы, наполняли их своей верой, и боги являлись. Мисты, как, впрочем, и все современные люди, обладали такой же безсознательной возможностью отзываться на предлагаемые жрецами формируемые священные образы. Как ты уже знаешь, человеческое безсознательное «автоматически» реагирует на внешние мыслеформы и вызывает у человека на них реальный эмоциональный визуальный отклик. В результате мист видел богов. Техническим языком говоря, это явление индукции. Ты ведь помнишь свои видения теней богов и героев во время посвящений?
- Да, помню! - Виктор помолчал. - Ну, а какова третья причина?
Тевт сделал глубокую паузу...
- Третья причина лежит практически в той же плоскости, что и предыдущая. Речь идёт о коллективном сознании мистов, охваченных страстью и ожиданием. Ты ведь, наверное, слышал об «энергосиндроме толпы». Когда большие массы скоплений людей охватывает чувство эмоционального единения, появляется отдельное всеобщее сознание этой массы. И та самая толпа может в результате сотворить всё, что угодно. Причём потом каждый человек по отдельности скажет, что на него «что-то нашло». Обычно человек в таких случаях плохо помнит, как совершил что-либо.
- Да. Я понимаю, о чём ты.
- Вас всех охватило общее единение предвкушения раскрытия тайны, чувство причастности к ней, финала шествия, предчувствие возможности преображения. Это было коллективное изменённое состояние сознания всех мистов. И если даже среди вас был человек, недостаточно верящий в исход действа и проходящий ритуал формально, его бы точно также охватило всеобщее исступлённое состояние. Именно поэтому все до одного выходили потрясёнными, потому что потрясено было всеобщее расширенное коллективное сознание мистов.
- Теперь мне понятно. - Виктор призадумался.
- Это как разноцветные жидкости из разных пузырьков, которые сливаются в один стеклянный сосуд с прозрачной водой, - неожиданно продолжил Тевт. - Они сливаются, смешиваются и обретают тот общий цвет, из которого состояли его исходные компоненты. Так мисты обретали некий масштабный, можно и упрощённо сказать, усреднённый опыт расширения сознания, включая и собственные индивидуальные переживания.
- Да, я теперь вполне понимаю, о чем ты говоришь.
- Кроме того, как ты помнишь, перед мистами разыгрывались сюжеты из мифов, которые не были доступны большинству. Само осознание того, что ты получаешь информацию, недоступную другим, также подчёркивало исключительность этого мероприятия.
Тевт замолчал. Виктор также молчал, осмысливая услышанное.
Окончание в четвертой части © Vladimir d’Ar, 2022
Оглавление Книга на Проза.ру Книга на моем сайте