Всего 19 фото
На старой улице Покровка, что когда-то начиналась от самых Ильинских ворот до нынешнего Садового кольца было много храмов. И хотя самый красивый и удивительный -
храм Успения на Покровке снесли, на этой улице осталось несколько, что уцелели чудом. Вот и захотелось охватить рядом статей «покровские храмы» от начала улицы Маросейка и до конца Покровки. Первой у нас уже была
Никольская церковь в Кленниках, ну а вторая по счету - как раз та, о которой и пойдет речь - Церковь святых Космы и Дамиана, что на Маросейке. Фото, в том числе и дореволюционные кликабельны.
Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и нынешнюю.
Когда именно и кем была построена старая церковь - точных сведений не имеется. Достоверно известно, что она существовала еще в начале XVII века. Так, об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.
02. Церковь святых Космы и Дамиана на карте Суворина. 1907 год.
Вначале старая церковь Космы и Дамиана не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в 1651 году. В конце 17-го столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название - Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.
03. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Покровке. 1881 год. Альбом Н.А. Найденова. Цветная раскраска.
В это же время, т. е. в конце XVIII века, Космодамианская церковь пришла в полную ветхость. Это был тяжелый, критический период... Прихожане пришли к мысли не о ремонте, но о сооружении новой церкви, и притом с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя свт. Николая и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Таким образом, главный престол во имя свт. Николая, бывший в старой церкви, перенесен в новую, в южный придел; верхний ярус с престолом во имя Казанской иконы Божией Матери снесен, а главный престол посвящен Спасителю, Исцелителю расслабленного.
04. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. 1967 год.
Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душой святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. Именно его дом находится напротив церкви (сейчас в нём посольство Беларуси).
05. Вид дома храмоздателя М.Р. Хлебникова на Маросейке (ныне Посольство Республики Беларусь)
В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. Через два года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представлявший единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года. Новый Космодамианский храм строился в течение 12 лет.
06. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. 1959 год.
Архитектура
Проект был составлен знаменитым московским зодчим Матвеем Федоровичем Казаковым. Закладка состоялась в 1791 году, строительство закончилось в 1793 году, но отделка некоторых интерьеров продолжалась до 1803 года. До революции в интерьере сохранялись иконостас середины XIX в. и настенные росписи.
7. Иконостас Храма святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. Начало XX века.
Объём церкви состоит из двусветной купольной ротонды главного храма, которую окружают словно хороводом три малых ротонды алтаря и приделов, соединённых с трапезной и колокольней, имеющей круглый ярус звона. В плане четыре ротонды вписаны в воображаемый треугольник, а вся композиция имеет пирамидальный силуэт, благодаря тому, что центральная ротонда выше остальных.
8. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. 1982 год.
Общая живописность силуэта и разнообразие объёмов роднит храм с памятниками барокко и нарышкинского стиля. Скупая декорация фасадов напротив уже предвосхищает стилистику ампира с его лаконичным архитектурным языком, оперирующим чистыми стереометрическими объёмами. Гладкие стены с некрупными прямоугольными окнами и двухколонными портиками тосканского ордера, контрастируют с вычурными главками церкви.
9. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. 1950-1960-е года год. Фото В. Степанова.
В сложном и необычном плане церкви, построенном на соединении круга и треугольника, центричность, которой увлекались мастера Ренессанса, барокко и классицизма, соединена с продольно-осевой направленностью, традиционной для приходских храмов в России.
10. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. 1959 год.
Матвей Казаков удачно соединил традиционный для московской архитектуры образ многопрестольного храма с новейшими французскими архитектурными увражами. Одним из прототипов, который вдохновлял Казакова, был проект треугольного «Храма Войны» из популярной книги Ж.-Ф. Неффоржа, опубликованной в 1765 г.
В архитектуре провинции существует немалое число повторений церкви на Маросейке. Причина столь большой популярности архитектурных форм московского храма в их совершенстве. Треугольная композиция из нескольких ротонд не только привлекала внимание своей яркостью, но и, по видимости, была удобна с функциональной точки зрения.
11. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. 1986 год.
9Некоторые храмы почти буквально повторяют формы московского храма. Например: церковь Спаса Нерукотворного в с. Протасьев Угол (1792-179) Рязанской обл., церковь Николая Чудотворца в Карачарово (1795) Московской обл., Смоленский храм в с. Кочемли (1791-1798) Тверской обл., или церковь Дмитрия Солунского в Шимоново (1800-1805) Московской обл. Можно вспомнить ещё целый ряд таких «архитектурных клонов».
Во время нашествие на Москву Наполеона в 1812 году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений, и нескоро оправилась от постигшего её разорения.
12. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке
До 1857 года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.
13. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. Колокольня.
В 1893 году храм был обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Никольского придела, которое было отпраздновано с великой торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.
14. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке
В летописи Космодамианской церкви записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона является особо чтимой святыней уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это бывает заметно в храмовый, единственный во всей Москве праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.
15. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. Вид с Покровки.
После падения монархии церковь была закрыта в конце 1920-х годов. В ноябре 1929 года вышло постановление снести ограду под предлогом расширения движения. В начале 1930 годов планировалось снести церковь полностью. Власти разрешили перед сносом провести реставрационную фотофиксацию и обмеры. Внутри церкви был устроен склад, а перед ним - пивная. В 1950-е годы пивную сломали. В 1950-1960-х годах внутри здания размещалась макетная мастерская; в 1965 году - клуб автомототуристов. В 1958 году на фасадах церкви была проведена научная реставрация, восстановлены золочёные главы и кресты. Интерьер храма тогда так и остался перестроенным.
16. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. Вид апсиды из Старосадского переулка.
В 1972 году вокруг церкви была возведена новая ограда - по образцу прежней, но не вполне её повторяющая. Тогда же позади храма выстроили высокое административное здание-коробку из стекла и пластика чёрного цвета. В публикациях того времени строительство этого административного здания подавалось как удачное сочетание нового и старого.
17. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Маросейке. 1969 год. Начало строительства здания "почтового ящика" за церковью. Вид с южной стороны.
В 1992 году церковь временно передали для размещения библиотеки Академии живописи, ваяния и зодчества, однако уже через год она была возвращена Русской православной церкви. Постепенно были разобраны перекрытия советского времени и восстановлены первоначальные объёмы интерьера церкви. Возведён новый центральный иконостас, и восстановлены иконостасы приделов.
18. Главный купол церкви
В 1892-1901 годах в церкви служил священник Николай Романский
19. Церковь святых Косьмы и Дамиана на Покровке. 1881 год. Альбом Н.А. Найденова. Цветная раскраска.
Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский.
Источники:
Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А. Казаков. М., 1957.
Московская Церковная Археология. Храмы и Приходы Ивановской Горки и Кулишек. Под ред. А. Л. Баталова. М. 2007.
Официальный сайт Храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. История храма. Священник Николай Романский (Москва, 1895 г.)
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. М., 1994.
Романский Н. Краткая история московской Космодамианской, на Покровке, церкви и её памятники. - М., 1895.
Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. - М., 1959.
Федосюк Ю.А. Лучи от Кремля. М., 1978.
Яковлев А.Н. Церковь Косьмы и Дамиана на Маросейке. Прототипы и повторения. Архитектурное наследство - Вып. 51 М.: УРСС, 2009.
Яковлев А. Н. Трехосные центрические храмы в России эпохи классицизма и их европейские прототипы. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015.
© Vladimir d’Ar, 2022