Всего 28 фото
Покровский монастырь «на Хоткове» в излучине реки Пажи на Оборской горе был основан в при князе Московском Юрии Даниловиче Долгоруком и митрополите Московском святителе Петре, около начала XIV века. В летописных свидетельствах монастырь впервые упомянут в 1308 году.
В 1336 году монастырь входил в состав Радонежской волости. Близость к Радонежу обусловила связь обители с великим Радонежским святым, преподобным Сергием. В Хотькове принял постриг его брат Сергия, Стефан. Именно в этом монастыре почивают мощи родителей Сергия Радонежского - прп. Кирилл и Мария Радонежские.
Место благодатное, легкое, чистое, светлое, и его обязательно нужно посетить!
Для того времени было привычным образование мирских монастырей для старцев и стариц. Они создавались при содействии всего общества для тех, кто, заканчивая земной путь временной жизни, желал достойно подготовиться к жизни вечной. Так и Покровская обитель была создана жителями Радонежской волости неподалёку от села Радонеж, куда тянулись люди из разорённых ордынцами княжеств, образуя новые поселения, строя храмы и монастыри.
В начале 1330-х годов в Радонеж из города Ростова перебрались сразу несколько семей, в том числе и знатный боярин Кирилл «со всем родом своим», в том числе и со своим сыном - Варфоломеем - будущим святым Сергием Радонежским.
02. Икона "Святые Кирилл и Мария со чады из Варниц во град Радонеж преселишася"
Покровская обитель была смешанной - здесь подвизались как монахи так и монахини - в монастыре сообща принимали постриг. После Куликовской битвы, на которую святой Сергий благословил русское войско, в Хотьковской обители были захоронены павшие в бою радонежские воины. Наконец, в некоторых источниках указано, что и сам преподобный Сергий принял монашество в Хотькове «у Покрова».
Хотьковский монастырь стал последним приютом благочестивой четы старца Кирилла, старицы Марии и усыпальницей Сергиева рода. Отдавая последний долг сыновней любви, будущий игумен земли Русской Варфоломей (Сергий Радонежский) неотлучно провёл в Хотьковском монастыре 40 дней, поминая новопреставленных родителей.
03. Икона Сергиева рода. XX век. Находится в Покровском храме под сенью над мощами родителей Сергия Радонежского - прп. Кирилла и Марии.
А затем, подражая древним подвижникам, поспешил «на взыскание пустынного места» - места иноческого подвига. Великий Сергий одержал победу над силами зла, сохранил и преумножил в своем народе его главное сокровище - безсмертное Православие. Настало время возрождения России.
В 1422 году на земле Московской «был глад и зима студеная», оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря, что находился недалеко от Лавры.
04. Покровский Хотьков монастырь. Святые врата (4). 1910-1914 гг.
После 1504 года, когда вышел указ о запрещении смешанных монастырей, и обитель становится женской. В 1506 году великий князь Московский Василий Иоаннович назначил терпящей нужду обители небольшую ругу - денежное и хлебное содержание. Вдобавок к этому основным занятием инокинь было огородничество, что и давало им пропитание.
В течение более трёх столетий - от времени основания до середины XVII века - все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.
05. Святые врата Покровского женского монастыря и надвратный храм святителя Митрофана Воронежского (4). Бывшая часть дороги в Троице-Сергиеву лавру - ранее проходила через монастырь. XIX век.
Под покровительством Троицкой обители Хотьковский девичий монастырь начал приходить в лучшее состояние. В конце XVI века в нём появился еще один деревянный храм - Никольский, который располагался рядом с Покровским. Число насельниц достигло 35 человек.
В 1610 году, обитель была сожжена войсками Лжедмитрия II, 16 месяцев осаждавших Троице-Сергиев монастырь и разорявших окрестности. По окончании смуты опустошенный монастырь быстро восстановился.
06. Осада Троице-Сергиевой лавры в начале XVII века
Среди первых богатых благотворителей особенно примечательна личность Василия Феодоровича Янова - царского стольника, участника многих политических событий страны. На его вклады был построен в 1648 году первый каменный храм с двумя приделами на месте деревянного Покровского - Покровский собор. Архитектор храма неизвестен.
07. Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотькове монастыре с такою же колокольнею в 1648 году иждивением стольника Янова
Василий Феодорович сам следил за ходом строительства; он оплатил работы архитектора и каменщиков, а также покупку необходимых материалов, церковной утвари, икон, облачений и богослужебных книг. Работы продолжались с 1644 по 1648 гг. В трапезной части храма находилась гробница преподобных Кирилла и Марии. Сам Василий Феодорович отличался особым благочестием и в конце жизни принял постриг в схиму с именем Варлаам в Троицком монастыре, где и был похоронен. После смерти Василия Феодоровича его жена ушла на жительство в Хотьковский монастырь и приняла там иноческий постриг с именем Мария.
В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения.
08. Одежда на Жертвенник. "Несение Креста". 1796 год.
В этот период к монастырю были приписаны крестьянские дворы, и его благосостояние значительно улучшилось, однако после указа Екатерины II о секуляризации церковного землевладения монастырские вотчины перешли в государственное распоряжение. Тогда же Покровский монастырь вывели из управления Троице-Сергиевой Лаврой и подчинили Московскому епархиальному архиерею в качестве монастыря 3-го класса со штатом 17 монашествующих.
В XVIII веке в обители развернулись большие строительные работы. Вместо деревянной была возведена каменная Никольская церковь, завершилось строительство каменной ограды и северных Святых ворот. Святые ворота в виде монументальной трёхпролетной триумфальной арки, расположенные «с приезду от Троицкия Лавры», построили в 1742-1745 гг., когда монастырь ещё управлялся Лаврой. Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.
09. Вид на Северные Святые врата, надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи (3) и колокольню. XIX век. Художник В.И. Соколов.
В 1791 г. над Северными Святыми воротами соорудили надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В дальнейшем этот храм стал приходским в Хотьковской округе.
Отметим, что в 1739 г. Троице-Сергиев монастырь был признан первенствующим в России, а в 1744 г. получил почётное наименование Лавры. Совпадение дат позволяет рассматривать строительство Святых ворот как символический акт, призванный подчеркнуть историческую и духовную связь Покровского Хотькова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры.
Для того чтобы лучше ориентироваться, приведем план строений Хотьковской обители:
10. План строений Хотьковского монастыря: 1 - Собор свт.Николая Чудотворца, 2 - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, 3 - Церковь Рождества Иоанна Предтечи (над северными воротами), 4 - Церковь прп. Митрофана Воронежского (над южными воротами), 6 - Деревянная звонница (1990-е гг.), 7 - Западный корпус богадельни (1826 г.), 8 - Восточный корпус богадельни (1826 г.), 9 - Гостиница (1877-1879 гг.), 10 - Келейный корпус (ок. 1900 г.), 11 - Монастырская постройка, 12 - Общежительный корпус (сер. XIX в.), 13 - Трапезный (игуменский) корпус (1839 г.), 14 - Монастырский корпус (переходный), 15 - Рукодельный корпус (сер. XIX в.), 16 - Больница (1872 г.), 17 - Настоятельский корпус (1900 г.), 18 - Хозяйственная постройка, 19 - Современная ограда, 20 - Стена старой ограды (XVIII в.), 21 - Юго-западная башня ограды (XIX в.), 22 - Юго-восточная башня ограды (XIX в.), 23 - Южные хозяйственные ворота, 24 - Деревянная постройка (баня), 25 - Деревянная постройка, 26 - Северные хозяйственные ворота, 27 - Различные постройки советского периода, 28 - Бывшая монастырская гостиница (кон. XIX - нач. XX вв.). Сейчас в здании - Музей художественных ремесел. План составлен В.Д. Курковым.
В связи со значительным увеличением числа хотьковских насельниц (до 280) митрополит Платон благословил строительство в монастыре нового большого Покровского собора. Крепкие фрагменты стен старого собора были включены в состав кладки нового. Летом 1812 г. строительство прервалось из-за войны с Наполеоном и быстрого приближения вражеских войск к Москве. Осенью 1812 г. отряды французов появлялись даже в окрестностях монастыря.
В 1816 г. закончились работы по отделке и убранству интерьера, и 9 июля архиепископ Дмитровский Августин освятил собор, в котором были устроены два придела: во имя преподобного Сергия и святителя Алексия, митрополита Московского.
11. Покровский собор с монастырским кладбищем - вид с юго-запада (2). XIX век.
Стены собора украшала великолепная живопись. Деревянный иконостас был выкрашен в голубой цвет, на котором эффектно выделялись золоченая накладная резьба и колонны. Надгробия над могилами родителей преподобного Сергия в новом соборе, как и в старом, были оставлены в трапезной с правой стороны под деревянным резным золочёным балдахином.
12. Сень над мощами прп. Кирилла и Марии в Покровском соборе
После Северных Святых врат Покровский собор (о них во второй части) - второе старейшее из сохранившихся сооружение Хотькова монастыря, характерный образец пятиглавого храма эпохи классицизма.
13. Покровский Хотьков монастырь - вид с юго-востока
Построен собор усердием игуменьи Евпраксии, возглавлявшей монастырь в 1809-1848 гг. и немало сделавшей для его благоустроения. Её рачительная хозяйственная деятельность привлекла внимание щедрых благотворителей, на средства которых возвели и собор, и четырёхъярусную колокольню, и игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.
А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского.
14. Южные Святые врата с надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского (4)
15.
16. Мозаичная икона над Южными Святыми вратами с надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского
Сооружение с рустованной нижней частью имеет черты позднего классицизма. На сводах храма сохранилась масляная живопись первой половины XIX века.
В 2011 году восстановлено завершение Митрофаниевской церкви - ротонда с куполом.
17. Южные Святые врата с надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского (4)
18.
Два корпуса келий с двумя квадратными башнями были построены на месте южной линии ограды в 1826 году
19. Юго-западная башня ограды (XIX в.) (21) и Западный корпус богадельни (1826 г.) (7)
20. Юго-западная башня ограды (XIX в.) (21) и Западный корпус богадельни (1826 г.) (7) - вид со стороны реки
21. Стена старой ограды (XVIII в.) (20)
...Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря
22. Юго-западная башня ограды (XIX в.) (21) и Западный корпус богадельни (1826 г.) (7) - вид со стороны реки Пажа
У Южных Святых врат - скульптура «Льва» - его происхождение и мотив нахождение в этом месте мне пока определить не удалось) Если кто знает, просьба откликнуться.
23. Скульптура льва у входа в Южные Святые врата монастыря
24. Справа от Восточного корпуса Богадельни (8) и Юго-восточной башни ограды (XIX в.) (22) - Южные хозяйственные ворота (23)
Заодно осмотрим здание монастырской гостиницы с юго-восточной стороны по улице Кооперативной
25. Здание монастырской гостиницы (1877-1879 гг.) (9)
26.
27. Чугунная узорная сень перед входом в гостиницу (9)
В 1884 году построена церковно-приходская школа на 60 детей; в 1890 году больница на 10 коек; мастерские. В 1904 году был возобновлен Никольский храм, около того же времени были отстроены дом настоятельницы и гостиница (28).
28. Бывшая монастырская гостиница (кон. XIX - нач. XX вв.) (28). Сейчас в здании - Музей художественных ремесел.
Во второй части мы уже войдем на территорию монастыря и осмотрим Покровский собор и другие примечательные места обители
Источники:
Памятники архитектуры Московской области, выпуск 2, Е.Н. Подъяпольская, М.,1999, Стройиздат.
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Летопись. Официальный сайт Покровского Хотькова монастыря.
Покровскій Хотьковъ дѣвичий монастырь. Свято-троицкая Сергіева лавра: собственная типографія, 1896.
Портал Соборы.ру.
Саша Митрахович. Покровский собор Хотькова монастыря. 18.10.2018
Этапы реконструкции Никольского собора Покровского монастыря. Начало реконструкции. История строительства. Портал Хотьково в сети.
© Vladimir d’Ar, 2021
Вторая часть - Покровский собор, Усыпальница Сергиева рода, Северные Святые врата, Настоятельский корпус Третья часть - Никольский собор