Всего 64 фото
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями, а ныне огорожена забором). Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века. Храм в Никитниках изобилует декоративными деталями, из которых составится архитектурный словарь узорочья и псевдорусского стиля XIX-XX веков. Для позднемосковского зодчества будут характерны сложно декорированные наличники, арки с висячими гирьками, широкое использование поливных изразцов. По заключению П.А. Раппопорта, «живописная асимметричная композиция церкви в сочетании с чрезвычайной насыщенностью её декоративными элементами сделали памятник как бы образцом для московских храмов последующего периода».
Церковь находится в двух шагах от станции метро Китай-Город и в одном шаге от Парка Зарядье. Однако её ниоткуда не видно - храм отгорожен территорией и зданиями Администрации Президента с постами ФСО. Однако сейчас храм работает и попасть на эту закрытую территорию не сложно, надо просто знать, куда идти. На самом деле лишать себя лицезрения такой красоты непростительно. Давно хотел рассказать об этой удивительной церкви, но все никак не мог сделать достаточное количество снимков для подробного отображения этой самой Красоты. Итак, приступим, пожалуй. Нам в помощь - подробное описание церкви, икон кисти Симона Ушакова и прочих её «достопамятностей» по материалам книги Д.К. Тренева «Памятники Древне-русского Искусства Церкви Грузинской Богоматери в Москве», изданной в 1903 году при Церковно-Археологическом Отделе Общества любителей духовного просвещения.
В Москве, в Китай-городе, в Грузинском переулке, который спускается по склону возвышенности от Ипатьевского переулка к Китайской стене, находится древняя каменная церковь во имя Грузинской Божьей Матери. В прежнее время по своему престолу она называлась «во имя святой Живоначальной Троицы, что в Никитниках», а еще ранее «Никитскою», или «св. мученика Никиты на Глинищах», и, первоначально, была деревянною. Свое название «на Глинищах» получила она от холма, на котором находилась, прозывавшегося по составу почвы с залежами красной глины «Глинищами».
Год построения первоначальной деревянной Никитской церкви точно неизвестен. Первые, дошедшие до нас, письменные о ней сведения имеются от 1625 года, но нужно полагать, что она существовала и в XVI веке и именно в 1579 году, каким годом помечена икона св. мученика Никиты с житием, находящаяся у южной стены ее Никитского придела. Так как в 1571 году, при нашествии хана Девлет-Гирея, почти все деревянные строения «Китая» были истреблены пожаром, то, вероятно, деревянная Никитская церковь была выстроена между 1571 и 1579 годами.02.
Для ориентировки читателя - это въездные ворота на территорию Администрации Президента с постом ФСО, почти напротив Церкви Георгия Победоносца на Псковской Горке, где находится Троицкая церковь
Эта часть города первоначально была окружена деревянно-земляным укреплением, вдоль внешней стороны которого был вырыт глубокий ров, наполненный водою из соединявшейся с ним речки Неглинки. То и другое было устроено в 1534 году при правительнице Елене из рода Глинских, во время малолетства Иоанна Грозного. Позднее, в царствование этого государя, вокруг Китая возведены были примыкавшие к Кремлю уже каменные стены с башнями и воротами. Эти последние находились в конце главных улиц, какими были: Варварская (Варьская), Никольская и Ильинская. У Варварских ворот, называвшихся в старину, по находящейся вблизи их церкви, «Всесвятскими», был перекинут через ров деревянный мост, носивший то же название. Подобные мосты имелись и при других вратах. Вышеупомянутые главные улицы пересекались поперечными переулками, как, например, Ипатьевским, Посольским и др. Места пересечения назывались «крестцами» и имели особенное значение. Описываемая церковь стояла вблизи Варварского крестца и Китайской стены, близ которой на берегу Неглинки стояли мельницы, от чего и церковь называлась «у Мельницы».
В 1626 году в Москве произошел весьма большой пожар, произведший сильные опустошения в «Китае». После этого пожара указом царя Михаила Теодоровича и патриарха Филарета от 12 мая 1626 года повелено было окольничему Григорию Волхонскому и дьяку Василию Волкову перемерить и описать в Среднем городе (т.е. в «Китае») большие улицы, переулки и тупики. Составлен был новый план Москвы, и, между прочим, на Варварском крестце раздвинуты были ряды: масляный, сельдяной, луковый и другие, и между ними сделана улица шириною свыше 3 сажень. Трудно предположить, что в этом пожаре могла уцелеть деревянная Никитская церковь, находившаяся поблизости опустошенного им Варварского крестца, но из нее была, вероятно, вынесена и поэтому уцелела храмовая икона св. великомученика Никиты. Нам известно только, что в 1628 году ее благочестивый прихожанин, ярославский гость (крупный купец), Георгий Леонтьев Никитников, на месте бывшей деревянной церкви построил каменную, по ныне существующую, во имя Святой Живоначальной Троицы, с приделом во имя св. муч. Никиты. По церкви и самое урочище, где она находилась, стало называться «Никитниками», а церковь - Живоначальной Троицы, «что у гостя Григорьева двора Микитникова». Поддержанию описываемой церкви содействовал в 1629 году другой ее прихожанин, дьяк Иван Елисеев Богданов-Щепоткин, завещавший ей и причту в городе, на Ильинке, в тогдашнем Покромном ряду, две лавки.
В 1654 году, во время чумы, описываемый храм прославили и обогатили чудотворения его иконы Грузинской Божьей Матери, описание которой приведено ниже, но особенно много содействовал его украшению царский иконописец Симон Ушаков, написавший в 1657 - 68 годах несколько замечательных икон, украсивших его главный иконостас.
03.
Палаты Симона Ушакова
Имена этого знаменитого царского изографа и его родных занесены в синодик, что дает повод думать, что небольшой собственный его домик, о котором сообщает нам Г.Ю. Филимонов, находился в приходе описываемой церкви. В этом своем доме Симон Ушаков жил до 1668 года, когда вследствие прошения ему был передан во владение, находящийся неподалеку на Посольской улице, двор Ксении Юдиной.
04.
05.
В вышеупомянутом прошении Ушаков, между прочим, сообщал следующее: «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде», и просил себе у государя вышеуказанный двор с тем, чтобы деньги с него взыскали по оценке с рассрочкою платежа. Просьба Ушакова была уважена, и он на некоторое время сделался обладателем желаемой недвижимости, исправил и обстроил ее затем по своему желанно.
06.
Но в 1672 году он должен был уступить ее другому лицу, так как двор этого последнего понадобился ближнему боярину, царскому тестю, Кириллу Полиектовичу Нарышкину. Это последнее событие привело к крайнему расстройству всех дел Симона Ушакова, от которого поступил затем целый ряд челобитных, знакомящих нас с бытом и устройством жилищ иконописцев того времени.
07.
Относительно дальнейшей судьбы описываемой церкви И.М. Снегирев сообщает, что в Троицкий пожар 1737 года, начавшийся в Белом городе и опустошивший Кремль и «Китай», она сохранилась невредимою. В переписной книге значится, что после пожара порожняя церковная земля, бывшая во владении полковника князя Якова Сибирского, находилась в заднем конце ко двору баронов Строгоновых. В приходе этой церкви в 1765 году был открыт Китайский воспитательный дом, помещенный в палатах князей Сибирских, графа И.Г. Чернышева, баронов Строгоновых и Колычевых. Когда же в 1770 году из Кремля были переведены в них Коллегии, он присоединен был к новому Воспитательному дому на Васильевском лужке. Церковь эта не избежала грабительства неприятелей в 1812 году, но осталась невредимою. Внутри она поновлялась в 1845 году, и ремонт ее совершается и в настоящее время (т.е. до 1903 года).
08.
Троицкий собор до реставрации и Годуновская звонница. Рисунок. Вид с северо-запада. Как мы видим, сейчас церковь уже перестроена к этому времени до неузнаваемости, в частности отсутствует узорное крыльцо с северной стороны.
Д.К. Тренев отмечает, что оригинальный вид описываемой церкви обращает на себя всеобщее внимание, но, к сожалению, в настоящее время со стороны Китайской стены церковь застроена высокими многоэтажными домами; в давние же времена среди низеньких домиков обывателей этот храм должен был казаться особенно величественным и красивым.
09.
Стиль его зодчества относится к так называемому «московско-русскому», о котором архитектор, профессор Н.В. Султанов, сообщает следующее: «С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко неполного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства. Лучшими его созданиями, бесспорно, следует считать: по каменной архитектур церковь в селе Дьякове, собор святого Василия Блаженного ХVI в. и церкви XVII в.: Грузинской Божьей Матери в Китай-городе в Москве и Троицы в подмосковном селе Останкино».
10.
В западной части храма располагается паперть с галереей, к которой с северной стороны примыкает парадно оформленный, высокий шатёр колокольни
Рассматривая описываемую церковь с внешней стороны, мы прежде всего замечаем, что правильного фасада в теперешнем смысле она не имеет, а все ее целое составлено как бы из отдельных разнородных частей, что напоминает тип старинных русских деревянных построек. Средняя квадратная ее часть без внутренних столбов и прилегающие к ней более низкие части: с востока - алтарь, с запада - паперть с колокольнею, с севера - трапезная с приделом святителя Николая Чудотворца, равно как отдельная пристройка к юго-восточной части с приделом св. Никиты мученика, все это поставлено на высоких подвалах по образцу подклетей деревянных древне-русских церквей и хоромных построек.11.
Архитектурный план Троицкой церкви
Входом на паперть церкви служить крыльцо с значительно выдвинутою вперед лестницею с «рундуками» или площадками, из которых первый рундук имеет красивое шатровое прикрытие на массивных круглых столбах, увенчанное крестом, вместо которого в середине XIX века находилось изображение ангела с трубою, которого нет уже в настоящее время и не могло быть и в древности;
12.
В нижний рундук описываемого крыльца ведут с трех сторон по три ступени, следующий рундук разделяет на две части прямую, т.е. без поворота, лестницу, третий - прилегает ко входу на паперть. Крыльцо подобного устройства служило обычною принадлежностью старинных русских хором, откуда перешло и в зодчество наших деревянных и каменных церквей.
Исследователь древне-русского быта и старины И.Е. Забелин о древне-русском крыльце сообщает, что в древнем быту устройство его не ограничивалось только тем значением, что это был необходимый вход в жилище, но что, вместе с тем; оно представляло как бы своеобразное поприще, где неизменно должен был проходить целый особый порядок бытовых отношений. Вот почему и устройство крыльца выработалось в особый строительный тип. К древне-русским хоромам пристраивалось оно, как независимая часть, особо и выдвигалось на середину переднего двора, занимая место между входом в здание и воротами.
13.
Троицкая церковь - вид из Никитникова переулка
Фасад описываемой церкви разделен на части полуколонками романского стиля. Подобно деревянным церквам, в ней нет окон на северной стороне, и они расположены, главным образом, по южному фасаду.
14.
Устроены окна с раскосом внутрь, запирались они железными ставнями, а рамы были снабжены железными переплетами для вставления слюды. Образчик одной такой древней рамы еще хранился в середине XIX века на паперти церкви, о чем сообщает нам в своем описании И.М. Снегирев.
15.
Об окнах описываемой церкви ее реставратор, архитектор Л.В. Даль, сообщает, «что деревянные церкви всего чаще имели с южной стороны два или, если церковь высока, четыре окна и выше их в середине икону; здесь фасады хотя и разделены на три части, но одна часть застроена приделом, так что остались на виду только два, что и навело сочинителя фасада на мысль поставить вверху, на средину, икону Богородицы...
16.
...Нижняя пара окон, как боле видная, украшена с особенным тщание и отделана белым камнем, по которому вырезаны мелкие узоры; в правом окне нельзя не признать влияния кремлевских теремов, равно как и на внутренних двух резных дверях церкви, левое же чуть ли не принадлежит резцу итальянцев, строивших при Василии Темном...
17.
...Верхние сандрики этих окон, представляющие какую-то переделку западных фронтонов, употреблялись на дереве; на одном фронтоне поставлен на угол четырехугольный камень с розеткою, другой прорезан, и в нем вставлена балясина, увенчанная чем-то похожим на индийский лотос».
18.
Описывая далее фасад этой церкви, архитектор Л.В. Даль, между прочим, сообщает, что «верхний плоский и широкий карниз также кажется взятым с дерева, хотя отдельные его обломы кирпичной архитектуры, а вставленные на угол изразцы составляют как бы отголосок тогдашнего способа украшения кожи и материй металлическими бляхами и пуговицами, а металлов - дорогими камнями».
19.
20.
Верхняя часть заканчивается тремя ярусами кокошников и пятью главами с крестами, из которых только одна фальшивая, а прочие совершенно каменные.
21.
Куб основного объема храма возвышается на подклете; он увенчан рядами кокошников и завершается пятиглавием. Центральная глава укреплена на световом барабане. Приделы, расположенные асимметрично по сторонам главного четверика, сообщаются с основным объемом храма. К северному приделу, освященному во имя Святителя Николая Чудотворца, примыкают трапезная и галерея.
22.
В белокаменном декоре венчающих здание частей использованы цветные изразцы (предп. работа белорусских мастеров).
23.
24.
25.
Южный придел небольшой; он носил характер «семейного храма» и одновременно служил усыпальницей Никитниковых. Посвящение южного придела святому великомученику Никите объясняется тем, что на месте Троицкой церкви стоял одноименный деревянный храм, сгоревший во время большого пожара 1626 года.
26.
Разукрашенный южный фасад, нужно полагать, был обращен к улице, почему вход сделан со стороны и составляет как бы продолжение паперти.
27.
Южный придел св мч. Никиты, семейная усыпальница Никитниковых (справа в кадре)
28.
29.
Рассмотрим внимательно узорное крыльцо
30.
Еще в XIX веке здесь еще было изображение трубящего ангела
31.
Шатровое входное крыльцо с ползучим сводом, с двухлопастными арочками со свесом и белокаменными резными гирьками сильно выдвинуто вперед, в сторону улицы, как бы приглашая каждого проходящего зайти и полюбоваться.
32.
Внутренние части шатра и навеса над входной лестницею крыльца и паперть были расписаны al-fresco, но впоследствии и, вероятно, в 1845 году написаны масляными красками.
33.
Вверху, в замке свода входного крыльца, помещена тонкая, изящная резная из белого камня розетка, предназначавшаяся, очевидно, для подвесного фонаря, освещавшего изображенные здесь сцены «Страшного суда».
34.
Между изображениями хорошо сохранилось и интересно то, которое находится над входом в шатер крыльца и представляет блаженство св. праотцев ветхозаветной церкви, восседающих среди райских дерев, и прислуживающих им в белых одеждах отроков.
35.
К сожалению в настоящий момент разобрать то, что было ранее отображены в шатре крыльца крайне затруднительно
36.
37.
Белокаменная резная гирька узорного крыльца церкви
38.
Южный придел Троицкой церкви. Под Никитским приделом, в родовой усыпальнице были погребены внуки Никитникова - Борис и Григорий, умершие в 1654 году.
Памятная закладная доска 1793 года на южном фасаде церкви Троицы Живоначальной, что в Никитниках
39.
Внешний облик храма окончательно сложился лишь в 50-60-х годах XVII века, когда наследники Никитникова достраивали церковь. Именно в тот период возникают Никольский придел и северное крыльцо, не сохранившееся до нашего времени. Очевидно и закладная доска относится к этому же времени.
40.
41.
Южные врата Троицкой церкви
42.
Теперь обойдем церковь с запада...
43.
Церковь в первой половине дня оказалась закрытой, так что попасть внутрь не удалось... Кстати, в нижнем храме установлена каменная чаша для освящения воды. Ее крышка весит 80 кг, вся же чаша - 600 кг. Сделана она из цельного камня, который называется «Иерусалимская роза». Его добывают в палестинских каменоломнях на Святой Земле. Из этого же материала сооружена и Кувуклия Гроба Господня. Именно на Гробе Господнем освятили крышку никитниковской водосвятной чаши, изготовленной мастерами в Иерусалиме и преподнесенной в дар приходу.
44.
Ранее подклет церкви использовалась как фамильный торговый склад купцов Никитниковых
В 1904 году в подклете храма был освящен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Тем самым было утверждено существование в Троицком храме с XVII века почитание одного из списков чудотворного образа. Эта святыня, захваченная персами в Грузии в 1622 году, была продана ими русскому купцу Стефану. Затем, по откровению, бывшему ярославскому купцу Георгию Лыткину, святыню перенесли в Черногорскую обитель близ Пинеги, где икона Божией Матери прославилась чудотворениями.
45.
Во время чумы 1654 года чудотворный образ доставили на некоторое время в Москву, в церковь Живоначальной Троицы в Никитниках, где многие молившиеся перед ним избавлялись от ужасной болезни. Перед возвращением святыни в Черногорский монастырь с нее сделали список, который оставили в Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие этот образ, нередко называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской Божией Матери. В храме также особо почитались Владимирская икона Божией Матери «Насаждение древа Государства Российского» и икона «Благовещение с акафистом».
Сохранились дореволюционные фотографии, которые позволят нам представить как внутренне пространство церкви выглядело до революции. Самым лучшим украшением описываемого храма является, резной позолоченный иконостас о 6-ти ярусах, устроенный, вероятно, около 1653 года при возобновлении церкви. Его составляют четыре поперечные балки, укрепленные в противоположные стены, на которых поставлены тесно одна к другой иконы.
46.
Резные деревянные украшения, в виде отдельных квадратных частей, наложены так, что тонкие резные полуколонки весьма изящного рисунка прикрывают места соприкосновения икон. Широкие балки покрыты соответственной ширины резными карнизами. Старинная позолота этого древнего иконостаса удивляет специалистов своею прочностью.47.
Верхний ярус заканчивается рядом гладких кокошников с вырезанными восьмиконечными крестами. Между остриями кокошников укреплены резные золоченные изображения херувимов. Нижняя часть иконостаса с резьбою иного рисунка, очевидно, более позднего устройства. Резные золоченные царские врата изящного оригинального рисунка вмещают в себя в клеймах изображения Благовещения и евангелистов, по-видимому, Палехских мастеров конца XVIII или начала XIX века, но писанные в Москве, так как в них заметно влияние образцов академической живописи.48.
Сейчас мы подходим у углу северо-западного фасада церкви...
49.
Отмостка древними плитами
На северо-западном углу построена восьмигранная шатровая колокольня на высоком трехуровневом четверике.
50.
51.
Шатер колокольни Троицкой церкви
Устроенная в ней церковь во имя св. Иоанна Богослова (на 1903 год) заняла, вероятно, место бывшей тут прежде кладовой.
52.
53.
Арки-окна звонницы
Сейчас мы находимся от церкви с северной стороны
54.
Архитектор Л.В. Даль полагает, что церковь эта создана не строителем, а иконописцем, «знаменившим», т.е. чертившим ее курчавые фасады, и высказывает предположение, что иконописец этот был как раз Симон Ушаков. С этим последним нельзя согласиться, так как Симон Ушаков родился в 1626 году, т.е. за два года до построения описываемой церкви и, судя по датам его подписей на иконах, которые он написал для любимого им храма, он проявлял свои попечения об украшении его только четыре и более лет спустя его переустройства в 1653 году и совершал свои труды постепенно, а икону Владимирской Божьей Матери написал даже в 1668 году.
55.
Можно было бы высказать с уверенностью предположение, что описываемый храм со всеми его внешними и внутренними архитектурными украшениями уже существовал в эпоху художественной деятельности Ушакова и привлек к себе внимание молодого, даровитого изографа, который своими иконами как бы стремился дополнить его благолепие.
56.
57.
Здесь, думаю, будет уместно привести 3D вид Троицкой церкви для цельного понимания её объемного образа
58.
Восточная часть церкви с тройным алтарным выступом утратила свои древние окна, которые расширены и переиначены… Рассмотреть алтарный выступ не представляется возможным из-за забора рядом с апсидами и 3D-модель выше восполнит этот недостаток.
59.
Когда кладбища при приходских церквах в «Китае» были упразднены, то некоторые надгробные памятники не уничтожились благодаря тому, что были вмурованы в стены с внешней стороны храма.
60.
Между этими последними находится и надгробный камень внука храмоздателя, Бориса, со следующею надписью: «Лета 7103 (1655) года сентября в 7 день, на память св. Великого Иоанна Предтечи, преставился раб Божий Бориc Андреев сын Никитникова».
61.
В церкви сохранилась многофигурная, динамичная роспись, созданная по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Выполнена в 1652-53 году, вероятно, лучшими мастерами Оружейной палаты - Иосифом Владимировым (икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» является одной из немногих точно атрибутированных ему икон), Симоном Ушаковым и другими. Их авторству принадлежат и иконы местного ряда иконостасов главного храма и южного придела.
62.
Церковь Троицы в Никитниках. Южный придел. Вход в усыпальницу Никитниковых. 1980-1982 гг.
В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.
63.
В 1917 году, во время октябрьских боев, храм пострадал, а в 1920 году был закрыт. В 1924-1930 годах в церкви Живоначальной Троицы проводились большие реставрационные работы. В 1934 году здание храма было передано Государственному Историческому музею. Раскрытие первоначальных росписей производилось в 1935-1940 годах. В 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений.
Святыни Троицкой церкви
Икона Божией Матери Владимирская («Древо государства Российского»).
Икона «Благовещение с акафистом».
Чудотворная Грузинская икона Божией Матери (образ, что прославился в 1654 г. во время моровой язвы).
Престолы храма
Троицы Живоначальной
Вмч. Никиты (южный)
Свт. Николая (северный)
Ап. Иоанна Богослова (в колокольне)
Грузинской иконы Божией Матери (в подклете)
64.
Источники:
Официальный сайт рама Святой Троицы в Никитниках.
Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.
Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца. Сорок сороков Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - Москва. Астрель, 2004.
Портал 3DProScan
Тренев Д.К. «Памятники Древне-русского Искусства Церкви Грузинской Богоматери в Москве». Москва. 1903 год. Церковно-Археологический Отдел Общества любителей духовного просвещения.
Зайти ко мне на Проза.ру Или на мой сайт © Vladimir d’Ar, 2020