Палаты бояр Романовых. Интерьеры и артефакты. Часть 2.

Oct 17, 2020 12:03



Всего 79 фото

Во второй части мы осмотрим уже сами Палаты бояр Романовых. На самом деле же, это уникальная возможность ознакомиться с боярским бытом средневековой Москвы. Я постарался как можно подробней рассказать об этом с использованием фоторяда об интерьере Палат Романовых. Так что будет много фотографий и в том числе и например, специфических узких лестниц этого здания) Вообще же складывается ощущение, что палаты являлись в полной мере именно домом-крепостью, что хозяева всегда были готовы вступить в бой за каждую лестницу, защищая себя, своих близких или при обстоятельствах срочно сняться с места и уйти в другое более безопасное место. В первой части мы узнали историю Палат бояр Романовых, а во второй попытаемся представить себя уже на месте самих бояр Романовых и нам в этом помогут многочисленные артефакты того самого времени. Курсивом я выделю свои заметки и личные ощущения.

Палаты бояр Романовых (палаты в Зарядье) XV века принадлежали деду царя Михаила Федоровича Романова - Никите Романову-Юрьеву. Здесь, как считается, в 1596 году родился будущий основатель династии Романовых. В 1599 году Федора Никитича посадили в тюрьму, а затем насильно постригли в монахи под именем Филарета. Палаты на Варварке тогда стали бесхозными. Когда-то палаты бояр Романовых были достаточно большой усадьбой, но впоследствии сгорели. Возрождение двора началось только после избрания Михаила Федоровича на царство. А так как сам он разместился в царских палатах в Кремле, дом его стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». Позже Романовы передали палаты в Зарядье Знаменскому монастырю. Дом много раз перестраивали, а в 1859 году Александр II открыл здесь один из первых в России музеев - «Дом бояр Романовых».
Палаты бояр Романовых в Зарядье были построены на рубеже XV-XVI веков. Владение располагалось на возвышенной местности, называемой Псковской горой. Усадьба имела форму неправильного четырёхугольника и состояла из боярского двора, церковного сада, огорода, хозяйственных и жилых построек.
02.


Осмотр Палат Романовых начинается с общей информации в подклете здания

В центре имения находились «палаты на нижних погребах», которые были основным жилым помещением. Другая постройка - «палаты на верхних погребах» - являлась вспомогательной, возведённой в связи с ростом семейных бытовых потребностей. В юго-восточной части владения стояла домовая церковь Знамения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Благовещения Богоматери и во имя преподобного Никиты Мидикийского.
03.


В центре первой экспозиции музея - большой подробный макет Палат бояр Романовых. Так что можно не торопясь его осмотреть со всех сторон

В 1540-е годы усадьба перешла во владение боярину Никите Юрьеву-Захарьину... С 1613 года, после перемещения резиденции царя в Кремль, усадьбу стали называть «Старым государевым двором». С 1631-го палаты вошли в комплекс строений Знаменского монастыря, созданного по указу Михаила Фёдоровича. Во дворе на месте домовой церкви во имя Знамения построили Знаменский собор - главный храм монастырской обители.
04.


После московского пожара 1668 года к царю Алексею Михайловичу обратился игумен Арсений с прошением о восстановлении комплекса построек: «Бьют челом богомольцы твои Знаменского монастыря, что на вашем Государевом старом дворе твое царское богомолие - монастырь - выгорел со всеми монастырскими службами и с запасьем, на церквах кровли обгорели и ваше государское старинное строение - палаты - от ветхости и от огня развалились, а нам, богомольцам твоим убогим, ныне построить нечем; место скудное; погибаем вконец...».05.


Здесь же в подклете нам встречается первая изразцовая печь  для разогревания пищи

Реставрацией монастыря занялись Милославские - родственники царицы Марьи Ильиничны. На сохранившейся белокаменной основе XVI века мастер Мелетий Алексеев создал новые палаты с крыльцом, укреплённые дубовыми сваями. Нижняя часть была сложена из белого камня, второй этаж построили кирпичным, а верх - деревянным. В постройках расположили игуменские кельи, затем в них разместилось управление монастыря. Романовскую усадьбу неоднократно ремонтировали, некоторые здания перестраивали, а обветшавшие строения разбирали, в результате чего уцелели только палаты, выходившие на Варварку.
06.


... и кое-какие предметы боярского быта

07.


После переноса столицы в Петербург постройки приходили в запустение. В результате пожара 1737 года были уничтожены строения Знаменского монастыря, а на палатах сгорела кровля. В 1743-м по указу императрицы Елизаветы Петровны их отремонтировали и начали сдавать в аренду.
08.


Сейчас мы спускаемся в подвал Палат дома Романовых... Это первая лестница (и не самая узкая) из многих, что нам еще предстоит освоить)

В 1752-1762 годах в палатах жил Грузинский митрополит Афанасий, и они стали называться Архиереискими. После его отъезда их сдали в наём малороссиянину В. Григорьеву, затем московскому купцу Т.Ф. Болховитинову, а в конце XVIII века помещения занимал грек А.Ю. Горголи.
09.


Лестницы затейливо "петляют" в чреве этого средневекового здания...

В 1821 году палаты из-за ветхости планировалось снести и построить новые. На защиту постройки встал архиепископ Филарет (Дроздов). По его указу здание отремонтировали без изменений внешнего вида.
10.


Чтобы лучше понимать, где мы находимся стоит ознакомиться с визуальными материалами Ф.Ф. Рихтера (1808-1868), кто делал обмеры и впоследствии реставрировал Палаты Романовых, и который за проведенные работы был награжден орденом Св.Владимира III степени.
11.


Обмерные чертежи палат XVI-XVII вв., выполненные Федором Рихтером до начала реставрации

Бережно разобрав позднейшие достройки, Рихтер обнаружил под ними три сохранившихся этажа: белокаменный и кирпичный подвалы, подклет и сложенный из обожженного кирпича средний этаж. Новый кирпич, изготовленный для восстановления утраченных стен и сводов, имел маркировку «1856».
12.


В соответствии с древнерусской традицией, дом построен «глаголем»: два корпуса стоят под прямым углом друг к другу. Воссозданный Рихтером деревянный терем не противоречит традиции, что, например, очень хорошо видно в реконструкциях старых псковских палат Спегальским: русские предпочитали жить в деревянных помещениях, а не холодных каменных...
13.


Кирпичный сводчатый подвал. Кстати, очень атмосферное место.

Дом четко делится по горизонтали, каждый этаж имел определенное назначение. В подклете располагались хозяйственные помещения, над ним - жилые комнаты. Комнаты в палатах небольшие, с низкими дверными проемами и небольшими слюдяными окнами. Лестницы внутристенные, узкие и крутые.
14.


15.


Предметы домашнего обихода в кирпичном подвале

16.


Предметы домашнего обихода в кирпичном подвале

На фото ниже демонстрируется культурный слой XVI века, заключённый в специальную витрину.
17.


Вскрыт для показа посетителям музея первоначальный кирпичный пол подвала выложенный «елочкой»

18.


Своды этого подвала оригинальные кирпичные, что не может не радовать по ощущениям при нахождении там

19.


Узкое окошко подвала под сводами

Подвал из белого камня - наиболее древняя часть дома, которая датируется концом XV - началом XVI века. Здесь хранилась казна - самое ценное имущество хозяев. В экспозиции можно увидеть наполненные разным добром сундуки, сундуки-денежники, а также оружие.
20.


Экспозиция белокаменного подвала

21.


Экспозиция белокаменного подвала

22.


23.


Поднимаемся снова в подклет
24.


Внутристенная лестница из белокаменного подвала в подклет

25.


Ниша на лестнице для светильника

26.


Вход в подвал

27.


Это кстати дверь в сторону Варварки под грифоном, как мы помним, из первой части

28.


Лестница на средний этаж (Красное крыльцо)

В соответствиями с принципами «Домостроя», который регламентировал жизнь того времени, палаты делятся на две половины: мужскую и женскую. Мужская половина располагалась над подклетом (средний этаж). Сюда ведет красное крыльцо, которое до реставрации Рихтера было открытым.

Трапезная, или столовая палата - самое большое помещение в мужской половине. Здесь устраивали пиры и принимали гостей. Отличительная черта быта знати допетровской эпохи - сочетание традиционных русских предметов мебели и быта с «заморскими».
29.


30.


Потолок трапезной палаты украшает живопись XIX века с орнаментами из грамоты XVII века о восшествии на престол Михаила Романова, а также монограммой «МФР» (Михаил Фёдорович Романов) и медальонами с изображением грифона - фамильного герба Романовых и двуглавым орлом.
31.


В соответствии с традициями того времени, стол находится в красном углу, как и в крестьянских избах.
32.


Стол и лавки, крытые сукном и бархатом

Во главе стола под киотом с иконами находилось место хозяина дома. Гости рассаживались в соответствии с традициями «местничества» - по степени родовитости. Около хозяина сидели наиболее знатные гости, менее знатные - у противоположного конца стола. Вдоль стен расставлены лавки. Стулья появляются в богатых русских домах лишь в конце XVII века.33.


34.


Шкаф русской работы конца XVII века

35.


36.


Евангелие Фёдора Кошки, 1392 год (копия)

Из трапезной палаты две двери ведут в соседние комнаты - кабинет и библиотеку.

В кабинете в углу под иконой Спасителя расположен стол хозяина. Отсюда давались все необходимые распоряжения по хозяйстве. Стены кабинета во время реставрации XIX века были обиты подлинными фламандскими кожаными обоями конца XVII века.
37.


Фрагмент кожаных обоев с узорным тиснением

38.

39.


Рабочий стол с раскрытой книгой «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским»

40.


Витрина с копиями писем патриарха Филарета и царя Михаила Фёдоровича

41.


42.


В соседней с кабинетом комнате располагается библиотека, которая использовалась также для дневного отдыха. Здесь можно увидеть старинные книги на русском, латинском и польском языках. В библиотеке Романовых насчитывалось около 270 книг.
43.


44.


Книги

45.


Книги

46.


Изразцовая печь в библиотеке

47.


48.


Печь из поливных изразцов с рельефными изображениями сцен на сказочные, исторические и бытовые темы

49.


Печь из поливных изразцов с рельефными изображениями сцен на сказочные, исторические и бытовые темы

На этом же этаже располагается комната старшего сына. По традиции мальчики в возрасте пяти-шести лет покидали женскую половину дома и переходили в мужскую, где их начинали обучать наукам и воинскому искусству. В экспозиции представлены глобус, карты, книги по географии, астролябия, чучело птицы и другое.
50.


Комната старшего сына

В покоях старшего сына представлены памятники, показывающие, как развивались науки. Сферический потолок, стены и пол выложены плитами из известняка. Сундук с книгами украшен росписью с изображением птицы Сирин. Стены библиотеки обиты зелёным сукном. В красном углу находится икона Иоанна Богослова, справа от входа - изразцовая муравлёная печь, между двумя окнами - стол работы первой четверти XVIII века.

Глобус меня заинтересовал особо, потому как в других исследованиях и роликах обращал на себя внимание этот глобус с участком на нем отмеченным как «Тартария». Сейчас глобус «не светит» этой надписью от лишних вопросов, надпись же «Тартария» угадывается в правой дальней его части на фото 52 ниже...
51.


Комната старшего сына

Однако мне удалось кое-как снять участок этой неудобной на сегодня для современной исторической науки надписи )
52.


53.


Комната старшего сына. Письменный стол.

54.


Изразцовая печь в комнате старшего сына
55.


Фрагмент изразцовой печи в комнате старшего сына

56.


Фрагмент изразцовой печи в комнате старшего сына

В стене Трапезной палаты находится неприметная дверь, через которую попадаешь на узкую крутую внутристенную лестницу, ведущую в деревянную надстройку - терем. В нем располагалась женская половина дома. Посторонние сюда не допускались.
57.


В витрине, расположенной в сенях, представлены предметы женской одежды и украшения XVII века, а также «Домострой».
58.


Витрина в сенях. По центру - Телогрея - выходная женская одежда

59.


Зеркало с узорными ставнями

60.


61.


Витрина с предметами женской одежды и украшениями

62.


Пуговицы. Россия. XVII век.

Из сеней дверь ведет в просторную комнату боярыни. Здесь хозяйка дома проводила большую часть своей жизни: в допетровские времена жизнь женщины из высшего класса была организована по монастырскому образцу, с поправкой на деторождение и управление домашним хозяйством. Девочки оставались на женской половине дома вплоть до замужества.
63.


Комната боярыни

Комнату боярыни украшает деревянное кружево - «плотничный наряд» (на потолке). На стене висит портрет (на дальнем плане) с надписью: «Царица Наталья Кирилловна». Однако ряд исследователей предполагает, что на картине может быть изображена Евдокия Лопухина. В помещении также представлен образ «Знамение Божией Матери».
64.


Комната боярыни

65.


66.


Стол в комнате боярыни

67.


68.


Детский стул

69.


Детские игрушки

70.


Изразцовая печь

В соседней комнате расположена светлица, где женщины занимались рукоделием - шитьем и вышиванием.
71.


72.


73.


У стен светлицы стоят лавки, на которых установлены прялки и ткацкий станок.
74.


Ткацкий станок

75.


Возможно зеркало в светлице...

76.


Инокиня Марфа, великая старица Марфа, в миру Ксения Иоанновна Романова, урожд. Шестова (? - 26 января (5 февраля) 1631) - мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета). Происходила из костромских дворян. Предположительно, дочь Ивана Васильевича Шестова, избранного в «тысячу» Ивана Грозного. Ксения была выдана замуж за Федора Романова около 1585 года.

77.


Образец шитья золотой и серебряной нитью, XVII век

Ну, и собственно всё, нам теперь на выход. Единственно, что спускаться здесь надо очень осторожно, «загреметь» можно очень легко)
78.


79.


Палаты бояр Романовых как часть бывшего Знаменского монастыря в Зарядье

Спасибо за внимание друзья!

Источники:

Васькин А. Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых. - М.: Спутник+, 2013.
Личный сайт Марии Анашиной. anashina.com.
Мясников А. Сто великих достопримечательностей Москвы. - М.: Вече, 2012.
Официальный сайт Государственного исторического музея.
Щуцкая Г., Трегубова Е. Старый дом на Варварке: палаты конца XV-XVII веков бояр Романовых. - М.: Государственный исторический музей, 2007.
Щуцкая Г. «Палаты в Зарядье», музей. Дом бояр Романовых: путеводитель-справочник. - М.: Москвоведение, 2014.
Щуцкая Г. Палаты бояр Романовых. - М.: Государственный исторический музей, 2012.

© Vladimir d’Ar, 2020

П алаты бояр Романовых. История, архитектура. Часть 1.

Знаменский монастырь - часть 1, часть 2

архитектура, интерьеры палат романовых, история, палаты бояр романовых, москва, палаты романовых, палаты в зарядье, романовы

Previous post Next post
Up