Майоликовое панно гостиницы Националь «Аполлон и Музы»

Aug 26, 2020 10:19



Всего 14 фото                                                                                                                                            На заглавном фото. Москва. Гостиница «Националь».1903 год.

Все кто бывал в Москве на Манежной площади, так или иначе обращали внимание как на здание гостиницы «Националь» в стиле модерн, так и его примечательное майоликовое панно на угловом аттике с постреволюционным индустриальным сюжетом и пейзажем. Определенно, что нынешнее панно немного (а скорее даже, откровенно) диссонирующее с общим архитектурным образом этого примечательного дореволюционного здания, вызывает естественный вопрос, а что же здесь было изображено ранее!?

Что интересно, в сети находится множество старых дореволюционных фотографий «Националя», но как оказалось, вообще нет фотографий именно этого панно снятого крупным планом. Более того, чтобы найти хоть какую-то информацию пришлось по-глубже погрузиться в историю этого майоликового изображения безусловно перекликающегося с майоликовыми панно «Метрополя». Давайте-ка, узнаем историю этого панно гостиницы «Националь» - попытаемся представить по возможности, что же за сюжет был отображен на месте нынешних «тракторов, паровозов, дымящих заводских труб, кранов, нефтяных вышек и высоковольтных опор линий электропередач» как торжества будущего социализма!?) ...

Строительство гостиницы «Националь» на месте доходного дома и старого трактира «Балаклава» началось в 1900 году Варваринским обществом домовладельцев по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова. Торжественное открытие гостиницы «Националь» (как Национальной гостиницы) состоялось в 1902 году, а в 1903 году сюда заселились первые гости. На фасадах было много лепнины с элементами стиля модерн. Не менее пышно были отделаны и обставлены 160 гостиничных номеров. Гостиница «Националь»стала стала лучшей и самой дорогой в Москве. Здесь в разное время бывали Федор Шаляпин, Римский-Корсаков, Иван Бунин, Анри Барбюс и другие известные персоны. После Октябрьской революции «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», а в марте 1918 года в номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, Сталин, Ленин с Крупской.
02.


Москва. Национальная гостиница и Часовня Александра Невского.1903 год.

Майоликовое панно на главном фасаде, выполненное в Абрамцевских мастерских по рисунку Павла Ворфоломеевича Кузнецова. Во время октябрьских боёв 1917 года основное панно сильно пострадало.
03.


Москва. Национальная гостиница. - Hotel National. 1903 год.

Но что же там было изображено!?

Керамическое панно на угловом аттике отеля называлось «Аполлон и музы». В документах также встречается упоминание о нем как «Мусагет на Олимпе» (Мусагет в переводе с греч. «Предводитель муз» - это одно из имен бога солнца Аполлона). Тут же наверное стоит вспомнить заодно и неоклассический балет Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». Музы, изображенные на панно были следующие: Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Полигимния - муза священных гимнов. В греческой мифологии они обычно выступали под водительством покровителя искусств бога Аполлона.

Авторы композиции, исполненной на Московском Бутырском керамическом заводе С.И. Мамонтова "Абрамцево" - Сергей Чехонин и Александр Головин. Указываемый в путеводителях Павел Кузнецов (в 1902 году, когда устанавливали керамическое панно) был только выпускником Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и разработал сюжет, но переработали его, выполнили в керамике, выбрали краски и тона именно Чехонин с Головиным. Ну, а Борис Николаевич Ланге был помощником этих художников. В источниках также отмечается, что изображение этой картины все же есть в одном из номеров журнала «Мир искусства» в статье связанной с именем Константина Бальмонта...
04.


Гостиница Националь на углу Тверской и Моховой улиц

Но упомянутое изображение в этом журнале мне опять же не удалось найти. Поэтому давайте, попытаемся сами представить сюжет этого масштабного майоликового полотна, которое четырнадцать лет до революции видели и определенно восхищались все москвичи и гости столицы.
05.


В облике шестиэтажного здания отеля сочетаются декоративные приёмы неоренессанса и модерна

Примером же и поводом для полета воображения нам послужит известный античный сюжет «Апполон и Музы»

«Аполлон и Музы»

Древнегреческая мифология повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках громовержца Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона...06.


Apollo and the Muses by John Singer Sargent. 1921.

Девять Муз:

Каллиопа «прекрасноголосая» - муза эпической поэзии и науки, она выдается меж всеми другими музами. Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и отилем - заостренной грифельной палочкой для начертания букв - в руках. «Песни времен героических в книге хранит Каллиопа», - писал древнеримский поэт Авсоний.
Клио, Клия - одна из девяти олимпийских муз, муза истории, та, «которая прославляет». В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен.
Мельпомена - муза трагедии (греч. «поющая»). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Мельпомена изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). От бога реки Ахелоя родила известных сладкоголосых сирен, прославившихся своим пением.
Полигимния, Полимния - сначала муза танца, потом пантомимы, гимнов, серьезной гимназической поэзии, которой приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Имя Полигимнии указывает на то, что поэты приобрели созданными ими гимнами бессмертную славу. Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке.
Талия, Фалия - одна из девяти дочерей Зевса и Мнемосины, покровительница комедии и легкой поэзии. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове. От Талии и Аполлона родились корибанты. Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в надрах зели, где от нее родились демонические существа - палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).
Терпсихора - считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - «наслаждающаяся хороводами». Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чем гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).
Урания - муза астрономии, девушка с глобусом и циркулем (или указательной палочкой) в руках, в других вариантах мифа считалась воплощением возвышенной, небесной любви. По некоторым версиям, она мать певца Лина, которого родила от Аполлона.
Эвтерпа - муза-покровительница лирической поэзии, обычно изображалась со сдвоенной флейтой в руке. Ее сыном от бога реки Стремон считался Рес, герой, погибший от руки Диомеда под стенама Трои.
Эрато - одна из муз, ей отводилась роль покровительницы лирической и любовной поэзии. Изображалась с кифарой в руке.
07.

Парнас. Менгс, Антон Рафаэль. Германия, 1750-1760-е гг.
Так что теперь можно вполне себе легко представить этот античный сюжет на аттике «Националя». Единственно, в источниках упоминается, что в сюжете изображены-таки четыре музы и собственно сам Аполлон в центре композиции. Поэтому импровизируем в воображении...)

Современное же панно изготовлено на том же керамическом заводе «Абрамцево» - в ходе реконструкции оригинальное майоликовое панно на фасаде было заменено на новое, выполненное Иваном Рербергом. Тема изображения - труд советского рабочего - оно выполнено в рамках плана «Монументальной агитации и пропаганды», разработанной Лениным. Индустриальный сюжет на новом панно, по мнению идеологов советского искусства 1930-х годов лучше отражали дух времени, чем первоначальный античный.
08.


Вот здесь мы видим это панно, отражающее перспективу неумолимой индустриализации и планов ГОЭЛРО уже в бо́льшем приближении
09.


Что касается четырех малых майоликовых панно «Времена года» в стилизованных арках расположенных под основным панно - они как ни странно, чудесным образом сохранились неизменными. Так что рассматривая их с учетом своего воображения можно представить, как выглядел этот масштабный арт-проект до революции в целом.

Позволю себе угадать «Времена года» и сымпровизировать в дополнительных названиях этих четырех вспомогательных сюжетов...)
Итак, слева направо.
10.


«Весна» («Флейтисты»)

11.


«Лето» («Идиллия»)

12.


«Осень» («Белые лебеди»). Так и напрашиваются здесь врубелевские темы.

13.


«Зима» («Всадница» или «Рыцарь»)

При разработке плана реконструкции улицы Горького в конце 30-х годов прошлого века (Тверская после переименования) было принято решение, что на левой стороне останутся без изменений здания «Националя» и Центрального телеграфа. Остальные дома, расположенные до Советской площади, подлежали сносу. В 1974-м здание «Националя» внесли в список памятников истории и культуры, охраняемых государством. В том же году потолки залов на втором этаже были расписаны художником Иваном Николаевым. Сейчас здание «Националя» - объект культурного наследия федерального значения. С 1960 года оно охраняется государством.
14.


По состоянию на 2020 год «Националь» является единственным российским отелем бренда The Luxury Collection

Если у читателя найдется информация и, тем более, детальное дореволюционное изображение основного майоликового панно «Националя» «Аполлон и Музы», с благодарностью приму их для последующего размещения/вставки в этот материал...

Источники:

Отовсюду понемногу

© Vladimir d’Ar, 2020

архитектура, старая москва, националь, история москвы, москва, майоликовое панно аполлон и музы, гостиница националь, архитектурные детали

Previous post Next post
Up