Всего 8 фото
Вот уж о ком рассказывать в своих впечатлениях крайне сложно, так и одновременно легко, так это - о Джоне Колтрейне - великом саксофонисте и Музыканте и, определенно выше того. Для меня Джон Колтрейн - открытие, а скорее даже, откровение. Хоть я раньше его и слушал, как Майлза Девиса к примеру, но моё окружение в студенческие времена массово предпочитало хард-рок, прогрессов-рок и прочее, так что джаз у меня тогда как-то сам собой ушел "в пассив", как обычно говорят об изучении языка, когда языковая практика на длительное по разным причинам на время прекращается... Так что возвращение блудного сына состоялось)
Джон Колтрейн - музыкант невероятно одухотворенной силы; человек, решивший познать Бога и Истину через Его Величество Звук, через собственное Творение этого самого божественного звука. И вот сейчас, уже в который раз прослушивая его студийный альбом "Crescent" ("Полумесяц") 1964 года выпуска, я вновь и вновь погружаюсь как бы в нирвану, пребываю в удивительном возвышенном состоянии, как будто с тобой говорит Некто Высший и Непостижимый. Это как с Моцартом, который скорее всего точно также непостижимо и гениально лично творил Музыку, но в отличие от него, Джон это делал в то время, когда Музыка уже к счастью уже записывалась аналоговым способом, когда мельчайшие нюансы и чувства можно было передать через звучание и разговор музыкального инструмента в века и на века. Ну, а Моцарта мы уже никогда "в оригинале" не услышим к сожалению. Слушая музыку Джона Колтрейна, с удивлением и восхищением улавливаешь, как твоя душа очень чутко реагирует, отвечает, следует его посылу, легко минуя это суетное земное сознание. Незабываемое волнующее ощущение.
Джон Колтрейн записал многие десятки альбомов, столь разных неповторимых невероятных, что пытливо и аналитично исследовать его творчество просто невозможно без того чтобы всецело и всеохватно отдаться течению Звука. Вот так мне и попался в руки этот альбом Crescent (Полумесяц) - совершенно спонтанно и естественно лег на душу. На его примере и как раз с него начну рассказывать о Музыке Колтрейна.
02.
Конверт пластинки Crescent выполнен в форме gatefold - раскрывающимся как традиционный альбом
Слушая альбом Crescent и именно на виниловой пластинке, выпущенной еще при жизни Джона ощущаю всеми фибрами своей души его загадочную, немного мрачноватую и великую в духе душу - и этот почти мистический опыт много стоит... Это не то чтобы мой любимый исполнитель, как я частенько говорю о "музыке с маленькой буквы" - тут совсем другое. Это как Открытие, как познание самого себя; это как разговор с неким Высшим Разумом, Наимудрейшим Существом (Wise One), кто откровенно одновременно тепло и строго, с принятием говорит с тобой, отвечает в мельчайших нюансах на самые сокровенные вопросы, в том числе и на невысказанные; причем можно даже сказать, что ты обретаешь в Звуке Wise One Окончательную реальность... Ну как еще Это Всё высказать человеческими земными словами!?)
03.
Альбом Джона Колтрейна "Crescent" вышедший весной 1964 года невероятно эпичен и одновременно демонстрирует глубокую медитативную сторону Колтрейна, которая послужила бы прекрасной прелюдией к его бессмертной работе "A Love Supreme". Джон записывал альбом Crescent с лучшим составом великих джазовых музыкантов - Маккоем Тайнером, Джимми Гаррисоном и Элвином Джонсом. Вместе они поддерживают, выдерживают, рельефно очерчивают и одновременно бережно выделяют мягкую сдержанную сторону Звука тенор-саксофона Колтрейна. И это вовсе не балладный стиль - образ и тон этой великой записи творят истинные чудеса для любого, кто готов позволить этой Музыке вдохновить, мягко и чутко омыть вас и вашу внимающую душу.
04.
Квартет Джона Колтрейна творит это Чудо сдержанно, одновременно играя столь же прекрасный прогрессивный джаз, как и в любой период времени их совместного творческого проявления. Основные моменты истины приходят в начале благоговейной, задумчивой и свободной баллады "Полумесяц" со сдержанным и задумчивым Колтрейном на саксофоне (первая на стороне 1).
05.
В то же время совершенно гениальна живая восхитительная вещь "Wise One" ("Наимудрейший" - здесь определенно о Боге) акцентируется тонкими и похожими на чуткий перебор волшебных говорящих звуков размышлениями Тайнера в невероятном сочетании с глубоким потусторонним вечным тенором Колтрейна, не нарушаемым даже эпизодическим проявлением легкого латинского ритма. Это два величайших духовных творения Колтрейна на альбоме Crescent, и в конечном счете - две вещи из самых великих в легендарной карьере Джона Колтрейна.
06.
Что касается стороны 2 этой пластинки, то здесь " Bessie's Blues " и "Lonnie's Lament " столь же почитаемы благодарными слушателями джаза, они также исполняются лучшими джазовыми музыкантами во всем мире. Первая вещь - чудо хард-бопа, вторая - реализация одной из самых мрачных, печальных образов джазовой баллады в этом мире, полном несправедливости и праведной боли.
07.
Вкладка альбома на японском языке
В общем и целом, эта пластинка превосходна. Интеграция сольного инструмента с ритм-секцией здесь захватывает дух, а собственные идеи Колтрейна ошеломляют. Это потрясающая запись группы на пике ее могущества. Настоятельно рекомендуется ценителям творчества Колтрейна.
08.
Послушаем Wise One - здесь присутствуют тонкая невероятно чувственная игра, навязчиво-асимметричная мелодия. То, как пианист Маккой Тайнер, после проникновенного вступления и медитативного размышления Колтрейна прорывается вновь в общую ткань музыки после уже трехминутного звучания Wise One, сначала осторожно, но затем воспаряя, и каким-то неведомым образом сопереживая передает своё ощущение главной идеи и его соло с мажорными интонациями - беспрепятственному в тяжелом, похожем на предвечное и одновременно истово-страстному размышлению уже соло Колтрейна, пронзающему Вечность.
Click to view
P.S. Теперь только понял, откуда и у кого Дик Перри черпал вдохновение, исполняя в финале первой части красивое соло на саксофоне в вещи «Wish You Were Here» одноименного альбома Pink Floyd 1975 года. )
© Vladimir d’Ar, 2020