Храм Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах

Aug 05, 2020 16:29



Всего 23 фото

Есть в арбатских переулках чрезвычайно интересный Успенский храм на Могильцах - как по своей истории, так и в своем расположении - здание церкви представляет собой мини-квартал, так как по периметру его окружают четыре переулка: Большой Власьевский, Большой Могильцевский, Большой Лёвшинский и Пречистенский. Старой низкоэтажной застройки вокруг церкви почти не сохранилась и, если прогуливаться от Арбата сначала по Плотникову переулку, потом повернув в Сивцев Вражек и выйдя к Большому Власьевскому проходить в сторону Пречистенки можно осмотреть две очень красивые хранящие историю Старой Москвы церкви - Власьевскую и Успенскую на Могильцах. Последняя неожиданно появляясь в поле зрения разрывает образную ткань невыразительных и заядлых строений 50-70-х годов прошлого века своей классической совершенной чистой красотой.

Успенская церковь на Могильцах известна с XIV века. По одной из версий, название церкви связано с некогда расположенным вокруг неё кладбищем, однако это маловероятно - до XVIII века кладбища существовали при большинстве приходских храмов Москвы. Иногда с кладбищем связывают старое название Пречистенского переулка - Мёртвый. Однако и эта гипотеза опровергается: название переулка, скорее всего, произошло от фамилии местного домовладельца Мертваго. Выдвинута также версия о том, что во время чумы 1770-1771 годов, бушевавшей в Москве, в этом переулке умерли все жители, в то время как в соседнем Чистом переулке, напротив, люди выжили. Наиболее вероятно, что наименование церкви «на Могильцах» произошло от холмистой местности, на которой она была первоначально выстроена, такие места назывались «могилистыми» или «могильцами». Не исключено (уже мояч версия), что название было как-то связано наличием в этой местности с невысоких погребальных курганов, как например, курганы вятичей в Царицыно.

Первое упоминание деревянного Успенского храма относится к 1560 году. Точной даты, когда на месте деревянной церкви воздвигли каменную, не установлено: по одной из версий, это произошло в 1566 году, по другой, строительство происходило при царе Алексее Михайловиче. В некоторых исследованиях отмечают, что, возможно, в 1653 году церковь была построена не целиком, а к уже существующей каменной церкви были пристроены колокольня и притвор с приделом во имя Николая Чудотворца. Придел во имя святителя Спиридона был построен в 1750 году. Старое здание церкви в 1791 году разобрали и по проекту архитектора Никола Леграна начали строить новое здание. Иконостас был исполнен в 1861 году по проекту архитектора Григория Букина. В 1899 году храм был обновлён.
02.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах близ Пречистенки. Большой Власьевский переулок. Э.В. Готье-Дюфайе, 1914.

В XIX веке церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах относилась к Пречистенскому благочинию, почти все храмы которого после революции были безжалостно снесены.
03.


Карта Москвы Ильина. 1901 г.

Из соседствующих с Успенской церковью сохранился (но был закрыт) маленький, уютный Храм св. Власия на углу Гагаринского и Большого Власьевского переулков, а сравнительно недалекой действующей церковью оказался храм Ильи Обыденного на Остоженке, в Обыденском переулке, куда на праздничные службы стекались все пречистенские старожилы.
04.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах близ Пречистенки. Большой Власьевский переулок. 1881 г.

Анатолий Борисович Свенцицкий, актер Малого театра, старый москвич, в самые тяжелые для православных годы советского лихолетья сохранивший неколебимую верность Церкви, великолепный знаток московского духовенства и летописец сорока храмов Пречистенского благочиния, писал о храме св. Власия в своей книге «Oни были последними?»: «Во времена моего детства храм был крайне мало посещаем. Причина тому, очевидно, соседство с храмом Успения на Могильцах, куда даже в обычную субботу собиралось множество молящихся, так как выдающийся проповедник отец Георгий Чиннов вел еженедельные беседы после всенощного бдения. Часто приходило на беседы и духовенство «cоседних храмов». Также привлекал и знаменитый хор под руководством сначала А.В. Свешникова, затем Локтева и Осипова <…> Очень скромному православному хору власьевского храма было не до соперничества с Успенским приходом».
05.

Большой Власьевский переулок. 1913-1914 гг.

Стоит отметить, что Храм Успения на Могильцах издавна отличался замечательными певческими хорами. Об этом писал еще М.Е. Салтыков-Щедрин в последней своей книге-хронике «Пошехонская старина»: «Модными церквями в то время считались: Старое Вознесенье, Никола Явленный и Успенье-на-Могильцах <…> Что касается до церкви Успенья-на-Могильцах, то она славилась своими певчими. Помнится, что там по праздникам певал крепостной хор Ровинского».
06.


Большой Левшинский переулок от пересечения с Большим Власьевским переулком. 1912-1915 гг.

07.


Внутренние пространства Успенского храма на Могильцах. Стороннее фото.

Храм Успения на Могильцах выделялся среди храмов Пречистенского благочиния и необычной для Москвы архитектурой, где отчетливо ощущалось западное, европейское влияние, своим приходом и священничеством. Как уже отмечалось, это был один из старейших храмов древней столицы. Его предыстория восходит к деревянной церкви, стоявшей здесь в XVI веке. Она впервые упоминается в летописи в связи с очередным московским пожаром, случившимся при Иване Грозном. А в середине XVII века второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович (Тишайший) построил здесь церковь в камне. Чуть более чем через столетие французский архитектор Никола Легран по заказу и на средства статского советника В.И. Тутолмина и других прихожан начал возводить в Староконюшенной слободе необычный для Москвы двухколоколенный каменный храм.
08.


Н. Легран много и успешно работал в столице. Он автор одного из лучших классицистических зданий Москвы - ансамбля Главного Кригскомиссариата в Замоскворечье, выходящего фасадом на Москву-реку. Ему принадлежит и проект перепланировки Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
09.


Некоторые исследователи приписывают Леграну авторство самого красивого здания Москвы - Пашкова дома на Ваганьковском холме перед Боровицкой башней Кремля. Четверть века Н. Легран, работавший в России в 1773-1791 годах, был как бы главным архитектором Москвы, занимаясь «упорядочением» стихийно застроенного огромного города, «приведением его в приличное состояние».
10.


Храм Успения на Могильцах, последний шедевр Леграна, стал ему своеобразным памятником. Зодчий не дожил до его завершения. Строительство велось с 1791 по 1799 год, а внутренняя отделка закончилась в 1806 году, незадолго до французского нашествия. Он не сильно пострадал от французов и московского пожара. Интересно, что художник и искусствовед И.Э. Грабарь видел в свое время в ризнице церкви Успения на Могильцах собственноручно подписанные Леграном планы этого храма и второй двухколоколенной московской церкви - Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Марьиной роще. Ее автором считается архитектор Е.С. Назаров, проектировавший весь комплекс Лазаревского кладбища и воплотивший с некоторыми незначительными изменениями замысел Леграна.
11.


Двухколоколенные храмы вошли в моду в России в последней трети XVIII века, после того как Екатерина II утвердила в 1776 году проект двухколоколенного Троицкого собора архитектора И.Е. Старова для Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. С него в храмостроительстве началась попытка объединить западную типологию с русской церковной традицией. Всего на огромной территории России было возведено около ста двухколоколенных храмов (поэтому они сейчас так редки).
12.


В конце XVIII - начале XIX века в богатых помещичьих усадьбах стали иногда строить такие церкви. Некоторые еще существуют (пусть и в развалинах). Их можно видеть в Московской (неподалеку от Коломны, в селе Шкинь), Тверской, Ярославской, Пензенской, Нижегородской, Смоленской и других областях.
13.


Среди бескрайних полей одиноко высится на пензенской равнине живописная руина - храм-близнец церкви Успения на Могильцах, заказанный некогда богатым помещиком И.Ф. Никифоровым для усадьбы в селе Порошине. Те храмы Леграна, о которых мы рассказываем, столь необычные образцы русского классицизма XVIII - начала XIX века, восходят в своей архитектуре к известным европейским прототипам, например, церкви Santissimа-Trinitа-dei-Monti (Cв. Троицы на Горах) XVI века в Риме, на вершине Испанской лестницы. Работая над созданием двухколоколенного храма в Москве, имеющего несколько «зеркальных отражений» на территории России, Н.Легран, безусловно, вспоминал фасад этой римской церкви, построенной по повелению короля Франции Людовика XII.
14.


Архитектурные детали Успенского храма на Могильцах

В своем нижегородском имении в селе Бутакове тот же И.Ф. Никифоров построил по «типовому» проекту Леграна еще один храм-двойник.
И в Порошине, и в Бутакове церкви возводились в начале XIX века, уже после смерти Леграна.
15.


Архитектурные детали Успенского храма на Могильцах

Судьбы этих младших близнецов московской церкви Успения на Могильцах сложились по-разному. Церковь Михаила Архангела в Порошине Пензенской области, постепенно разрушаемая ветром, временем и людьми, стала органичной частью пейзажа, слилась с природой. Казанскую же церковь в Бутакове люди и время пощадили. Более того, из всех двухколоколенных храмов Н. Леграна этот закрывался лишь на самое короткое время. Службы в нем идут своим чередом, и не перестроенные интерьеры и внутренние гармоничные пространства позволяют судить о подлинных масштабах и классической строгости архитектурного замысла Леграна.
16.


Мозаичное панно-икона святителя Николая Чудотворца на фасада Успенского храма

17.


Мозаичное панно-икона святителя Спиридона Тримифу́нтского

Хочется верить, что реставраторы храма Успения на Могильцах изучили эти два провинциальных храма-близнеца французско-русского архитектора. Жаль, что они, видимо, не сочли нужным обратить внимание на оригинальную нишу над главным входом в церкви Михаила Архангела, придающую особую выразительность фасаду и, видимо, являющуюся дополнительным резонатором для звука колоколов, располагавшихся в двух колокольнях по обе его стороны. Возможно, эта ниша предназначалась для установки некой скульптуры, но в московском храме ее просто-напросто заложили кирпичом и оштукатурили, исказив замысел архитектора. И уж совсем непонятно, каким образом со стороны одного из боковых фасадов Успения на Могильцах (со стороны Пречистенского переулка) реставраторы умудрились (в нарушение всех писаных и неписаных профессиональных правил и Закона об охране памятников истории и культуры) сохранить, несколько видоизменив, часть уродующей церковь служебной пристройки, которой храм был обезображен после закрытия в 30-х годах XX века (на фото ниже).
18.


Находившаяся в Староконюшенной слободе, дворянском районе Москвы, церковь Успения на Могильцах время от времени возникает на страницах литературных произведений. Л.Н. Толстой упоминает ее в «Войне и мире». В эту церковь М.Д. Ахросимова (ее прототипом была известная всей Москве властная и решительная барыня Анастасия Дмитриевна Офросимова, жившая в соседнем с храмом Обуховом, ныне Чистом, переулке, в той усадьбе, где сейчас находится Московская патриархия) водила гостивших у нее Ростовых. «В воскресенье утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедне в свой приход Успения на Могильцах. - Я этих модных церквей не люблю, - говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. - Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!».19.


В некоторых статьях, посвященных церкви Успения на Могильцах, утверждается, что о ней писал Л.Н. Толстой и в романе «Анна Каренина». Якобы именно здесь венчались Левин и Кити Щербацкая. Но это лишь одна из бытующих московских легенд. В романе «Анна Каренина» церковь Успения на Могильцах не упоминается. А вот А.П. Чехов в рассказе «Страшная ночь», представляющем, по сути, распространенную в 1880-х годах в юмористических журналах, написанную в жанре кладбищенского юмора пародию на святочный страшный рассказ, замечает, что его герой Иван Петрович Панихидин «жил в Москве, у Успения-на-Могильцах, в доме чиновника Трупова». Видимо, об этой церкви писатель узнал из шутливого письма ему Л.И. Пальмина от 19 октября 1884 года: «А я переехал на новую квартиру: У Успенья-на-Могильцах (не думайте, что Мертвый переулок, д. Гробова и квартира Крестопоклонникова <…>). Нет: Малый Успенский пер., д. Никифоровой».20.


Любопытный штрих оставила церковь Успения на Могильцах в биографии Сергея Есенина. Осенью 1921 года Есенин впервые увидел Айседору Дункан в студии художника Георгия Якулова, располагавшейся на последнем этаже высокого дома на Большой Садовой, возле сада «Аквариум». В этом доме сейчас квартира-музей М.А. Булгакова, кстати тоже некоторое время жившего рядом с церковью Успения на Могильцах, в Малом Левшинском и Чистом переулках. С вечеринки у Якулова Есенин и Дункан уехали вместе в сопровождении журналиста Ильи Шнейдера, руководившего по поручению А.В. Луначарского танцевальной школой, а затем студией А. Дункан. Было уже за полночь, с трудом разместились в подвернувшейся пролетке. Шнейдер вспоминает: «Пролетка тихо протарахтела по Садовым, уже освещенным первыми лучами солнца, потом, за Смоленским, свернула и выехала не к Староконюшенному и не к Мертвому переулку, выходящему на Пречистенку, а очутилась около большой церкви, окруженной булыжной мостовой...

...Ехали мы очень медленно, что моим спутникам, по-видимому, было совершенно безразлично <…>. В то первое утро ни Айседора, ни Есенин не обращали никакого внимания на то, что мы уже в который раз объезжаем церковь. Дремлющий извозчик тоже не замечал этого. - Эй, отец! - тронул я его за плечо. - Ты что, венчаешь нас, что ли? Вокруг церкви, как вокруг аналоя, третий раз едешь. Есенин встрепенулся и, узнав в чем дело, радостно рассмеялся. - Повенчал! - раскачивался он в хохоте, ударяя себя по коленям и поглядывая смеющимися глазами на Айседору <…>. Наконец извозчик выехал Чистым переулком на Пречистенку и остановился у подъезда нашего особняка».
21.


Единственной большой церковью в этом районе, которую свободно можно объехать по булыжной мостовой, была Успения на Могильцах, и только она (есть вариант городской легенды, что они объезжали Власьевскую церковь). Вокруг нее и катал, «венчая» Есенина с Дункан, задремавший московский «ванька». О том, что храм в то время, как, впрочем, и сейчас, можно было обойти и объехать по мостовой, писал и А.Б.Свенцицкий: «Помню вынос плащаницы в Великую пятницу в моей любимой церкви Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах. Плащаницу обносили вокруг храма, шли по мостовой, так как у храма ограды не было».

Этот связанный со многими и видевший в своих намоленных стенах многих храм был закрыт в день святых Петра и Павла. 12 июля 1932 года настоятель, отец Георгий Чиннов отслужил последнюю литургию. Рыдали прихожане, плакал и отец Георгий, перешедший вскоре в Обыденский храм, куда перенесли и некоторые иконы из Успения на Могильцах. Советские учреждения, какие-то монтажные управления, возможно «шарашка» (от КГБ), обосновались в стенах старого храма, исказив и изуродовав его интерьер, обезобразив боковые фасады теми самыми пристройками, часть которых, увы, сохранилась. Будем надеяться, что ненадолго.22.


Когда уже в новую эру началось возвращение зданий московских храмов Православной церкви, дело долго не доходило до Успенского храма. А.Б. Свенцицкий, создавший при храме общину и возглавивший ее в 1992 году, рассказывал мне, какую борьбу пришлось ему и его соратникам выдержать, пока, наконец, храм не был передан Церкви 25 декабря 2000 года. А потом был мучительный поиск спонсоров, готовых поддержать реставрацию оскверненной святыни. Уже были отреставрированы и действовали московские храмы Большого Вознесения и Космы и Дамиана, чья судьба схожа с церковью Успения на Могильцах, а чудесная постройка Н. Леграна продолжала пребывать в мерзости запустения. Что было весьма странно, ибо находилась она буквально в пяти минутах от резиденции патриарха в Чистом переулке, и князья церкви ежедневно могли видеть поруганную красоту.

Но постепенно в храме начались службы и реставрация. Сейчас церковь Успения на Могильцах практически восстановлена, открылись впечатляющие гармоничные объемы внутренних помещений церкви, спроектированные Леграном, и Москва вновь обрела оригинальный памятник, переживший трагические времена безбожия, поругания и будто воскресший из небытия. «Будем молиться и верить, - заканчивал свою книгу воспоминаний «Oни были последними?» первый староста храма после его возвращения Православной церкви А.Б. Свенцицкий, - что скоро возродится мой любимый храм Успения на Могильцах, несмотря на яростное сопротивление врагов Православия, и я радостно воскликну в обновленном храме: «Спасибо Богу за всё!”». Молитва этого чудесного человека была услышана, а подвижнический труд его со товарищи во благо спасения храма Успения на Могильцах увенчался победой.
23.


Источники:

Вельяшев Вл. Успенский храм на Могильцах. Журнал «Наше Наследие». № 119. 2016.
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): илл. биогр. словарь. Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В. Щусева и др. - М.: КРАБиК, 1998.
Паламарчук П. Г. Москва в границах Садового кольца. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех Московских храмов. - М.: Астрель, 2004.
Свенцицкий А.Б. Они были последними? М., 1997.
Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978-1985. Т. 5. С. 349.
Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. М., 1974-1982. Соч.: В 18 т. Т. 3. С. 139.
Шнейдер И.И. Встречи с Есениным. М., 1974. С. 40-42.

© Vladimir d’Ar, 2020

успенский храм на могильцах, история москвы, москвоведение, история, москва, старая москва, город

Previous post Next post
Up