Всего 27 фото
История Спасо-Преображенского собора в Угличе, как водится, древнее его каменных стен, он имеет богатую родословную и уважаемых «предков» - существование храма на его месте прослеживается чуть ли не до времен крещения Руси. Согласно преданию, первый деревянный храм на волжском мысу, там где сейчас стоит Спасо-Преображенский собор, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже X-XI веков (св. Борис и Глеб). Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз Ростову и принадлежала. Древнейший предшественник собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно же, деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.
В первой половине XIII века, при князе Константине Всеволодовиче, был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор, а Константино-Еленинская церковь либо продолжила свое существование в качестве приписной к нему, либо была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма...
«Каменная» история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446-1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич что хоть бы и любому столичному городу Европы впору. Согласно описаниям, храм был четырехстолпный, на подклете, с двумя приделами и одной главой. С трех сторон его окружала галерея. Позаботились и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками.02.
Углич. Cпасо-Преображенский собор. 1900-1914 г. Почтовая открытка.
На рубеже XVI-XVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий великой Смуты. В 1591 году в нем погребли убитого в Угличе царевича Димитрия, а в 1611 году в соборе - как и в каменных палатах по соседству - надеялись найти убежище от поляков жители города. Но дверные засовы не составили серьезного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика - так что кровь, по свидетельству современников, «переливалась через порог», - а сам собор подожгли изнутри...
03.
Спасо-Преображенский собор. Старинные фотографии Углича, 1880-е годы
После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадежную опору для сводов храма.
04.
Кремлевская набережная Углича
В последние годы XVII века горожане приступили к строительству нового собора. Строился он силами мастеров, руководимых Григорием Федоровым, происходившим из крепостных князей Голицыных. Мог принимать участие в постройке и местный уроженец Григорий Устинов, «мастер резных каменных дел», работавший впоследствии в Москве. В 1713 году новый Угличский Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящен. Сегодня это основной православный храм Углича.
05.
Спасо-Преображенский собор. Вид с акватории реки Волга.
Уникальность собора заключается в его «безстолпности». В ряду более поздних безстолпных храмов Спасо-Преображенский собор выглядит достойно. Размеры центрального объема, где четырнадцати метровый пролет перекрыт сводом высотой семнадцать метров без помощи опорных столбов, поражают. Эта конструктивная особенность, позволившая максимально «раскрыть» пространство храма, ставит угличский собор рядом с лучшими памятниками архитектуры столетия.
В 1827 году пристроили и освятили престолы: главный - в честь Богоявления, придельные - в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского.
06.
Спасо-Преображенский собор - вид со стороны городской торговой площади
В 1830-1840-е годы перемены коснулись фасадов Спасо-Преображенского собора. Очевидно было, что главным фасадом храма должен стать южный, обращенный к торговой площади и Ростовской улице (на фото ниже и выше). И во второй трети XIX века его доминирующая роль была зафиксирована при помощи четырехколонного портика. С западной и северной сторон Спасо-Преображенский собор также «обстроили» - здесь появились оригинальных очертаний паперть и Похвальский придел.
07.
Лаконичный кубический объем увенчан традиционным пятиглавием. С востока и запада симметрично расположены невысокие апсиды и паперть, зрительно связанные опоясывающей здание дорожкой из городков. Примыкающие части создают эффект мерного ступенчатого нарастания масс.
08.
Углич. Собор Спаса Преображения. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1910 год.
В 1730 году рядом с Преображенским собором выросла новая колокольня, определяющая силуэт кремлевского ансамбля Углича особенно при взгляде на него с реки. Более четырехсот лет назад звон ее колоколов возвестил об убийстве царевича Дмитрия - последнего наследника династии Рюриковичей и начале Смутного времени.
09.
На уровне тридцати семи метров находится звонница или ярус звона - тут вывешены шесть колоколов. Самый большой колокол около метра в диаметре. Однако следует отметить, что оригинальные колокола были сняты еще в советское время. Но те, что находятся сейчас в звоннице тоже старые. В свое время их собирали из близлежащих к городу церквей.
10.
Над колоколами нависают колокольные бойки, автоматически отбивающие каждые полчаса. Сейчас часы управляются электроникой, но до конца XIX века часы были механическими. Современный часовой механизм сделан мастерами угличского часового завода в 1984 году.11.
12.
Построение фасада Преображенского собора чисто изобразительное. Трехчастность, двухъярусность, ложные закомары и декоративное пятиглавие не отвечают единому внутреннему пространству, перекрытому глухим сомкнутым сводом. Эти композиционные приемы - как бы воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-купольного храма.
13.
Преображенский собор с северо-запада
Пятиглавие служит и средством создания живописного компактного силуэта, хотя оно недостаточно крупно по отношению к основному объему.
14.
Северный фасад Преображенского собора
15.
Аркатурный фриз фасада собора - вид с юго-запада
Введенные с чувством меры детали оставляют открытой гладь степ. С традиционным декором сочетаются элементы «нарышкинского барокко» - тонкие полуколонки, пышный белокаменный портал и наличники с фигурными сандриками, в разрывы которых включены балясины. Портал решен в виде двухколонного портика с раскрепованным антаблементом и разрезным сандриком.
16.
Северный портал Спасо-Преображенского собора
Формы портала, изукрашенного высокорельефной «флемской» резьбой с густым и сочным растительным орнаментом, навеяны иконостасами конца XVII века. Масштаб южного входа укрупнил четырехколонный портик в стиле классицизма, пристроенный около 1840 года.
17.
18.
Северный портал собора
19.
Западный фасад Спасо-Преображенского собора
20.
Западный портал Спасо-Преображенского собора
Придел с симметричным северному портиком появился одновременно и с южной стороны здания собора.
21.
Спасо-Преображенского собор с северо-востока
Интерьер Преображенского собора необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером стороны в четырнадцать метров и высотой около семнадцати метров. Легкое, как бы парящее перекрытие столь обширного помещения без промежуточных опор было большим достижением строителей. Свободное пространство, ровные плоскости стен содействовали лучшему восприятию живописи.
22.
Интерьеры собора сняты на камеру смартфона
В 1813 году собор был расписан заново под руководством крепостного живописца Т.А. Медведева. (Время создания первоначальной росписи не установлено.) Художники полностью перешли от традиций древнерусской стенописи в русло академического искусства. Пятьдесят пять композиций, обходящих в четыре яруса стены, выполнены по образцам позднего Возрождения и барокко. Каждая сцена (все они посвящены евангельским притчам) - это отдельная картина, заключенная в написанную на стене раму. Такой принцип росписи, напоминающий дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства. Впечатление резкой пестроты усиливают яркие, по грубые клеевые краски. Главная храмовая композиция «Преображение» - парафраз одноименной работы Рафаэля Санти.
23.
Вместе с тем роспись отличается высоким уровнем ремесленного мастерства. Художники уверенно владеют академическими приемами. Перспектива дается с переходом от первого плана в глубину, расположение фигур подчиняется форме круга или треугольника, колорит строится на сочетаниях интенсивных дополнительных цветов. Полной иллюзорности достигает роспись в технике гризайль, живописная имитация архитектурных деталей и рельефов.
24.
Грандиозное и торжественное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас (1860). Он близко повторяет формы «нарышкинского барокко», однако не достигает их пластичности. Убывающие по ярусам колонки, оплетенные вьющейся лозой, раскрепованные карнизы, насыщенные орнаментом фризы составляют богатые обрамления икон. Более старые иконы находятся в нижних ярусах. «Покров Богоматери» из местного ряда - яркий образец живописи ярославской школы второй половины XVII века. К произведениям этой же школы принадлежит праздничный чин, созданный в начале следующего столетия.
25.
Основная часть икон датируется XIX веком. Но и в этот период, когда высокое искусство иконописи переродилось в ремесленничество, художники во многом сохранили живописную культуру. Иконопись не была чисто станковым искусством, она включалась в конкретную пространственную среду. Ясно читаемые силуэты, ритмичность, общее плавное движение к центру сообщают живописи иконостаса композиционное единство, способствуют взаимодействию с архитектурными членениями, а мерцающий блеск золоченой резьбы сливается с золотыми фонами икон.
26.
Спасо-Преображенский собор долго оставался действующим. Его закрыли в 1929-м году и передали музею. Кампания по разрушению церквей не имела в Угличе того остервенелого размаха, как по всей стране - большевики уничтожили менее трети городских храмов.
27.
Кремлевская набережная; на дальнем плане пристань Углича.
Самый крайний слева
теплоход «Княжна Анастасия» на котором мы и прибыли в Углич.
Источники:
Спасо-Преображенский собор. официальный городской сайт города Углич.
Саша Митрахович. Спасо-Преображенский собор.
Использован фотохостинг Живого Журнала
© Vladimir d’Ar, 2020