Всего 11 фото
Все конечно же знают знаменитый
Дом Нирнзее на Тверской, где в частности произошла встреча Михаила Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской, кто стала писателю верной, надежной подругой и прообразом Маргариты из романа «Мастер и Маргарита».
Архитектор Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее - автор знаменитых «тучерезов», «домов Нирнзее» - первых «небоскрёбов» Москвы, перешагнувших отметку в восемь этажей. И этот доходный дом как раз и входит в число тех самых «тучерезов», чем и интересен. Расположен он в самом сердце старого Замоскворечья в Климентовском переулке совсем недалеко от метро Новокузнецкая.
Доходный дом М.И. Бабанина - крупномасштабное восьмиэтажное здание, построенное в 1912-1913 годах по проекту архитектора Э.К. Нирнзее, некогда - самый высокий дом в Замоскворечье. В плане имеет «Ш»-образную форму с двумя дворами. Дом принадлежал купцу Михаилу Ивановичу Бабанину и является сейчас объектом культурного наследия регионального значения. Дом находится по адресу Климентовский переулок, дом № 6, на углу Климентовского переулка и Садовнического проезда.
«Доходный дом М.И. Бабанина, 1912-1913 гг., архитектор Э.К. Нирнзее» построен московским купцом 1-й гильдии Михаилом Ивановичем Бабаниным в 1912 г. по проекту архитектора Э.К. Нирнзее, специализировавшегося на проектировании целого ряда высотных доходных зданий в начале XX века. Первоначально здание было ориентировано на Климентовский переулок, а его западный протяженный фасад являлся дворовым. Здание стало доминантой в двух-трехэтажной застройке прилегающих кварталов и соперничало с их высотными ориентирами -
церквями Климента Папы Римского и Параскевы Пятницы, имело два равноценных фасада, просматривающихся с Пятницкой улицы и всех близлежащих переулков.
02.
Доходный дом М.И. Бабанина - вид с Новокузнецкой улицы (до революции Кузнецкая или Ленивка)
Композиционное решение фасада характерно для неоклассицизма, его угол отмечен полукруглым эркером, начинающимся с 3-го этажа и завершающимся ротондой с круглыми окнами. Боковые части фасадов выделены прямоугольными эркерами, также начинающимися с третьего этажа. Западный фасад имеет трехчастную композицию, ассоциативно восходящую к своим классическим прообразам, и решен как три ризалита, соединенные между собой боковыми корпусами.03.
Доходный дом М.И. Бабанина - вид с Климентовского переулка - фасад, выходящий на Садовнический проезд проложенный в 1964 году
Каждый ризалит также решен своеобразно. Центральный (в десять осей) фланкирован двумя полукруглыми эркерами, стянутыми между собой балконами. Завершается фасадная композиция прямоугольным с пониженными углами аттиком. Боковые ризалиты симметричны, но имеют отличия в количестве и форме окон, филенок, медальонов, фронтонов. Единым связующим принципом всего протяженного фасада является соблюдение горизонтальных членений: все здание имеет высокий цоколь с окнами полуподвала (облицованный «кабанчиком»).
Фасад опоясывают несколько междуэтажных карнизов; лепной фриз, проходящий под венчающим карнизом по ризалитам (в срединных частях фасада он заменен лентой филенок с изображением грифона).04.
Полукруглый эркер, завершающийся ротондой с круглыми окнами
Сохранились первоначальные полотна входных дверей с латунными ручками, матовыми стеклами и филенками классического узора. Проемы проездных арок закрывались чугунными воротами с львиными масками (не сохранились).
Южный фасад (первоначально главный), связанный с западным полукруглым эркером с ротондой, состоит из двух частей, композиционно не связанных друг с другом и не совпадающих по уровню горизонтальных членений.
05.
Доходный дом М.И. Бабанина - фасад здания в Садовническом проезде (на фото слева)
В этой южной секции (на фото ниже) квартиры расположены на каждом марше лестницы, что привело к размещению окон на разном уровне. Фасад изобилует декором, характерным для неоклассицизма: медальонами, гирляндами, факелами, грифонами, масками, рядами балясин под окнами.
06.
Первая южная секция доходного дома М.И. Бабанина
Дворовые фасады лишены какого-либо декора и имеют крупные окна. Трехсекционное, Ш-образной формы плана здание с протяженным уличным и тремя дворовыми объемами (на фото ниже справа) максимально решало идею доходности, а его вписанность в заданный участок собственника была оптимальной. Секции связывались единым композиционным планировочным принципом - наличием квартир в уличном и дворовых корпусах, которые существенно различались по степени доходности.07.
Первая секция - с Климентовского переулка
Первая секция (вход расположен с Климентовского переулка, на фото ниже) включала в себя по две квартиры на каждом этаже. Угловая квартира (с эркером) имела пять комнат, кухню, туалет, ванную и просторный коридор-холл (на фото № 05). Находящаяся с ней на одной лестничной площадке квартира, выходящая на западный фасад, была двусторонней, имела семь больших комнат хороших пропорций, связанных между собой протяженным коридором. Анфиладный принцип связи помещений здесь отсутствовал. Кухня с санузлом были расположены в дворовой части квартиры. Две квартиры, расположенные в дворовом корпусе (вдоль Климентовского переулка) были односторонними, в 5-7 комнат, связанных длинным протяженным коридором (в квартире на переулок) и системой тамбуров (в дворовой квартире). Разнообразные световые колодцы на заднем фасаде позволяли увеличить освещенность помещений.
Квартиры, выходящие на западный фасад, имели по пять просторных комнат, связанных коридором. Дворовые квартиры состояли из четырех жилых помещений. В третьей секции, наименее парадной, располагались по две квартиры на западном фасаде и только по одной в дворовом корпусе. В 1960-х гг. была осуществлена пристройка к северному фасаду здания, начинавшаяся с третьего этажа. Она была помещена между данным домом и многоэтажным административным зданием (Гостелерадио СССР). Пристройка присоединялась к крайним квартирам, выходящим на западный фасад.08.
Доходный дом М.И. Бабанина - фасад здания в Садовническом проезде - вид с Пятницкой улицы
Все квартиры в здании были спроектированы с учетом наибольшего дохода, отличались просторностью, светлостью и удобством. Они предназначались для сдачи внаем лицам с разным достатком (о чем свидетельствует наличие в здании жилого полуподвала и мансардного этажа), хотя основная часть квартир предназначалась для лиц со средним достатком.
09.
Вид на ддоходный дом М.И. Бабанина с Климентовского переулка от церкви Климента Папы Римского
До 1990-х гг. здание сохраняло многие первоначальные элементы интерьера - в коридорах тянутые карнизы, в жилых помещениях - лепнину и
розетки, филенчатые двери, скобянку, паркет. Вo многих квартирах сохранились первоначальные ванны. Оформление интерьера парадных почти одинаково. Помещения парадных расположены на двух-трех уровнях, стены покрыты профилированным вертикальным узором (в главном парадном - и на потолке), кессонированный потолок украшен розеткой. На стенах помещены квадратные плакетки со стилизованным растительным орнаментом, для светильников. В подвале, а также во всех кухнях квартир использованы своды типа «Монье» (перекрытие с лучковыми сводами по стальным балкам). В каждой секции имеются служебные лестницы.10.
В строительстве здания были также применены технические новшества - центральное водяное отопление (растопка антрацитом) и лифты. Доходный дом мыслился как единый автономный городской комплекс - в подвале размещались прачечные и прочие службы, под внутренними дворами располагались подвалы для хозяйственных нужд жильцов. Всё как в знаменитом Доме Нирнзее на Тверской.
В 40-годах прошлого века в доме на седьмом этаже в одной из коммунальных квартир жил актер-декламатор В.Н. Яхонтов, создатель популярного жанра «театр одного актёра». Для интереса, стоимость квартир в этом доме составляет например 75 000 000 руб. за 4-х комнатную квартиру с впечатляющим видом на Кремль или в среднем цена квадратного метра составляет 400-500 тыс. руб. за кв.м.
11.
Климентовский переулок - справа в кадре - южный фасад доходного дома купца М.И. Бабанина
Источники:
Михаил Афанасьев. Прогулка по Климентовскому переулку.
АКТ государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Доходный дом М.И. Бабанина, 1912-1913 гг., архитектор Э.К.Нирнзее» (31.06.2019).
© Vladimir d’Ar, 2020