Городская усадьба Великолеповых на Пятницкой, или кое-что о львах и маскаронах

Apr 02, 2020 16:37



Всего 16 фото

Иногда мои предпочтения по выкладыванию материалов по конкретным историческим архитектурным  объектам Старой Москвы не поддаются логике. Вот так и было с этой городской усадьбой Великолеповых по Пятницкой улице, 19. Просто привлекла она внимание и вот он, пост об этом любопытном усадебном доме.

Бывший на этом месте деревянный дом купца Ивана Иванова сгорел во время пожара 1812 года. Участок приобрела купчиха Фёкла Великолепова, которая восстановила здание и оформила его в традициях московского классицизма. В 1914 году дом был перестроен архитектором Михаилом Аладьиным. В советское время особняк был разделён на коммунальные квартиры, в 1970-х годах - передан Главному управлению охраны памятников. В настоящее время здесь находится Департамент культурного наследия города Москвы.


Пятницкая улица появилась в конце XV - начале XVI века и представляла собой часть старомосковской дороги на юг - в Рязань, Тулу и Серпухов. В те времена её называли Большой улицей. Первоначально она проходила немного правее современной Пятницкой, а именно там, где сейчас находится Новокузнецкая улица. К концу XVI века её направление окончательно установилось. Своё нынешнее название улица получила благодаря церкви Параскевы Пятницы, впервые упоминавшейся в летописях в связи с московским пожаром 1564 года.02.


Городская усадьба Великолеповых (слева). Колокольная церкви Параскевы Пятницы. 1933 год.

В XVI - XVII веках в этой местности находились слободы, где жили люди низкого звания, в основном торговцы и ремесленники, которых привлекала близость оживлённой дороги на юг. Горожане побогаче предпочитали селиться ближе к центру Москвы в более надёжных местах. Часто эта низменная территория весной заливалась паводками, а с юга на неё совершали набеги орды кочевников. В дальнейшем по приказу Ивана Грозного в Замоскворечье разместили стрелецкий приказ Матвея Вишнякова, что благоприятно сказалось на безопасности. Позднее, когда по приказу его сына Фёдора Блаженного Москва была окружена земляным валом, Пятницкая улица стала весьма привлекательным местом жительства.
03.


Городская усадьба Великолеповых. 1920-1925 годы.

Городская усадьба Великолеповых была построена в XVIII веке. Территорией владел купец Иванов. В 1782 году основное здание было перестроено. В документах того времени оно называется как «каменный корпус с подъездом на погребах». В 1812 году усадьба сильно пострадала от пожара и от основного здания остались только стены. В 1817 году городская жительница Фёкла Великолепова завладела территорией и по её инициативе главный дом отремонтировали. В усадьбе было главное здание, флигель, двухэтажный из камня, служебные дома. В 1817 году главный дом был выдержан в стиле классицизма. Затем надстроен мезонин с использованием деревянных конструкций. Служебные дома полностью сгорели, потому на их месте возвели конюшни, складские помещения и сараи.
04.


Городская усадьба Великолеповых. 1922-1926 годы.

В конце XIX века и начале XX века владением управляют Маховы, купцы Московские. По их инициативе первый этаж основного здания переделан для размещения здесь торгового помещения - магазина. После революции 1917 года на территории усадьбы были обустроены жилые дома с коммунальными квартирами. В служебных зданиях помещены разные организации.
05.


Городская усадьба Великолеповых. 1980 год

С 1970-х годов по 1980-е года основное здание и территория усадьбы стала частью Главного управления охраны памятников города Москвы. Они и провели на месте ремонтно-реставрационные работы.
06.

Городская усадьба Великолеповых. 1986 год.
07.


Мезонин

Архитектура

В конце XIX - начале XX столетия уже новые хозяева усадьбы - московские купцы Маховы - частично перестраивают как уже упоминалось первый этаж главного дома для использования его в торговых целях. После революции здесь размещаются традиционные коммуналки, а в служебных - различные учреждения.
08.



Рассмотрим архитектурные детали этой купеческой городской усадьбы
09.



Последние реставрационные работы были осуществлены относительно недавно, а архитектурные детали воссозданы очень качественно и с пристрастием. Все же это здание Главного управления охраны памятников истории и культуры г. Москвы)
10.



11.



Примечательны маскароны усадебного фасада

Маскарон - в архитектуре выпуклый лепной орнамент в виде маски или человеческого лица с серьезным или карикатурным выражением, нередко выступающий на средине фигурной картуши. Обыкновенно его помещают как украшение, на замковых камнях арок, в средине верхней части облицовки окон и дверей, под антаблементами и балконами, при отверстиях фонтанных труб и т. д. Маскароны были особенно в моде в XVII и ХVIII столетиях, и архитекторы той эпохи обильно декорировали ими фасады дворцов, богатых домов, загородных вилл и других зданий, порой к ущербу для их серьезности и изящества.
12.


Маскарон городской усадьбы Великолеповых (справа от въездной арки)

Вообще же история и символика маскаронов уходит в глубокую древность. Если слово «маскарон» (фр. mascaron, итал. mascherone) пришло из терминологии архитектурной декорации, то его корень - «маска» (позднелатинское mаscus, masca - дух, призрак) напоминает, что функция маскаронов изначально сакральная, - они щиты и обереги греческих храмов. Таким образом, узловые, важнейшие «перекрестья» жизни - храм, источник, дороги - защищались маскаронами, носившими функции апотропеев (греч. apotropaion) - «отвратителей» зла (подобно зеркалу, глядя в которое «ужасное» отступало, увидев само себя). Лик с гермы или фронтона храма, с маскарона над источником обязательно должен был смотреть прямо на человека, оказавшегося перед ним, - прямой взгляд отпугивал, завораживал, приковывал. Такие лики не случайно помещали в значимых местах (в данном случае по сторонам въездной арки здания) (см. на фото 14 ниже) - они смотрелись как щит, прикрывая собою и силою своего взгляда святая святых. Не всегда правда понятно, какой смысл они несли, но чаще всего изображали аллегории: христианских добродетелей и смертных грехов. Страшноватая и уродливая голова, «придавленная» камнем, вмурованная в стену, была символом победы святого и Церкви над скверной греха, а красивая женская или мужская голова - образом чистоты и святости. Опять же в этой же частности, с символической точки зрения,считается, что листья дуба (обрамляющие лики персонажей) даруют богатство (изобилие), плодородие, защиту.
13.


Маскарон городской усадьбы Великолеповых (слева от въездной арки)

В наших столицах - в Москве и Санкт-Петербурге - на дворцах, фонтанах, зданиях государственных служб мы, в основном, и видим маскароны классицизма, эпохи эклектики (с ее вкусом к смешению всех исторических стилей) и времени господства стиля «модерн». Вряд ли можно выстроить систему в выборе сюжетов для декорации домов, не всегда они определялись вкусами, профессией заказчика, предназначением дома. Пожалуй именно «модерн» соединил маски с «личностью» здания и личностью его владельцев. Печать личного вкуса и характера стала важнее универсальности, оригинальность стала капризом, искусство требовало не созерцания и мысли, но постоянного сопереживания, нервической взволнованности, ибо все должно было стать искусством. Одновременно с оригинальничанием появляются и маскароны - портреты владельцев дома или их супругов, макароны привязываются к своему назначению, становясь своего рода гербами.

Белокаменные львы

В конце 1980-х годов у входа во внутреннем дворе усадьбы были помещены белокаменные львы. Раньше они находились на воротах объекта культурного наследия федерального значения «Палаты (Дом Анны Монс), XVII в.», построенном в XVII веке (Бауманская, 53, стр. 8).
14.


Въездная арка усадьбы Великолеповых

В конце 1970-х - нач. 1980-х гг. во время строительства корпуса завода НИИ точных приборов, пилоны ворот «дома Анны Монс», располагавшихся на его закрытой территории, были разобраны, скульптуры львов были также демонтированы.
15.


Усадебный двор с двумя флигелями

Львы лежали на заводском складе под открытым небом среди мешков с цементом и прочих строительных ресурсов; деревянные короба, которыми их закрыли, сгнили. По инициативе директора завода Николая Дудкина скульптуры львов переданы Главному управлению охраны памятников истории и культуры г. Москвы. С 1990-х гг. скульптуры размещены на территории этой Городской усадьбы XIX века во дворе дома по ул. Пятницкой, 19.
16.


Белокаменные львы во внутреннем дворике усадьбы Великолеповых
Источники:

Львы на Пятницкой («Сафари на московских львов»). Портал Львиная доля городских новостей.
Пятницкая улица - история, название, достопримечательности и дома. Достопримечательности Москвы. 19 января 2013.
Экскурс в Историю маскаронов. purcell_arm. Живой журнал.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

© Vladimir d’Ar, 2020

городская усадьба великолеповых, белокаменные львы, архитектура, городская усадьба, маскароны, москва, улицы москвы, пятницкая улица

Previous post Next post
Up