Одно из моих удивительных приобретений винтажного винила за последнее время, это - Wilhelm Richard Wagner - Ride Of The Valkyries («Полет валькирий») - Eugene Ormandy - The Philadelphia Orchestra (1972). Это подборка двух произведений из "Валькирии" - два первых трека и из всего "Кольца".
Если у меня спросят, о самой любимой опере, ответ как раз будет «Валькирия» Вагнера, ну, еще, пожалуй «Аида» Джузеппе Верди. Не то чтобы я очень люблю оперное искусство, но именно «Валькирию» Вагнера очень трепетно воспринимаю. Покупать оперы в боксах по нескольку пластинок в комплекте - дело для крайне увлеченных меломанов, и когда я увидел эту винтажную японскую пластинку, то сразу её взял, и впоследствии не пожалел во всех смыслах. В общем, под катом, как у меня уже устоялось, краткая информация о музыкальном произведении, композиторе, дирижере, фото альбома, самих плаcтинок, контексте и мои некоторые субъективные впечатления.
«Вальки́рия» (нем. Die Walküre) - музыкальная драма (опера) Рихарда Вагнера, вторая часть тетралогии «Кольцо Нибелунга». Опера в трёх действиях. Время действия мифологическое, а место действия - берега Рейна. Либретто к опере, как и ко всему циклу «Кольцо Нибелунга», было написано самим Вагнером в 1849-1852 годах в Цюрихе. Музыка была создана в 1852-1856 годах там же. Впервые опера была поставлена 26 июня 1870 года в Мюнхене под управлением Франца Вюльнера.
Валькирия (др.-исл. valkyrja - «выбирающая убитых») в скандинавской мифологии - дочь славного воина, или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и решает, кому из воинов, павших в бою, попасть в небесный чертог - Вальхаллу. С гривы её коня (облака) капает оплодотворяющая роса, а от её меча исходит свет... Заглавная тема Act III: Ride of the ValkyriesDie Walküre вообще на слуху и многие ее помнят. Я же воспринимаю ее и не только ее с неосознанным душевным трепетом; Вагнер конечно же мог проникать в мир героев и сказаний и отражать его вневременную суть)
02.
Пластинка (ее картонный конверт) богато оформлена, это так называемый gatefold (обложка пластинки с внутренним даже тройным разворотом в нашем случае). На первом развороте рассказывается о самом дирижере и его оркестре (на японском к сожалению).
Дирижер Ю́джин О́рманди (англ. Eugene Ormandy, настоящее ег имя Е́нё Орманди-Бла́у - венг. Ormándy-Blau Jenő; 18 ноября 1899, Будапешт - 12 марта 1985, Филадельфия) - американский дирижёр венгерского происхождения. Основу репертуара Орманди всегда составляла симфоническая (Орманди не дирижировал в опере), музыка романтизма, импрессионизма и композиторов первой половины XX века (Антонин Дворжак, Антон Брукнер, Клод Дебюсси, Морис Равель, Рихард Штраус, Карл Орф и др.). В нашем случае, как раз исключение из правил дирижера - фрагменты оперы «Валькирия» он исполняет под управлением Филадельфийского оркестра (Philadelphia Orchestra). Это американский симфонический оркестр, базирующийся в Филадельфии. По сложившейся в американской музыкальной критике традиции относится к первой пятёрке симфонических оркестров США (так называемой «Большой пятёрке»). Его расцвет связан с многолетней работой двух выдающихся дирижёров - Леопольда Стоковского и как раз Юджина Орманди, в сумме руководивших коллективом на протяжении 68 лет.
03.
На втором развороте на плотной мелованной бумаге мы можем видеть фото Фестшпильхаус - театр в Байройте
Вильге́льм Ри́хард Ва́гнер (нем. Wilhelm Richard Wagner; 22 мая 1813, Лейпциг - 13 февраля 1883, Венеция) - немецкий композитор, дирижёр и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, оказавший значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую, в особенности на развитие оперных и симфонических жанров. Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны.04.
Третий разворот альбома вещающий уже о самом Рихарде Вагнере и опере Валькирия
В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции. Её суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное произведение будущего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью». Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства - музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука.
05.
Первая сторона пластинки
Философско-эстетическую основу вагнеровского творчества А.Ф. Лосев определяет как «мистический символизм». Ключом для понимания онтологической концепции Вагнера являются как тетралогия «Кольцо нибелунга» (в том числе Валькирия) и опера «Тристан и Изольда».
06.
Вагнеровская «Валькирия» из тетралогии «Кольцо Нибелунгов» с её искренней задушевной эмоциональностью была одним из любимых музыкальных произведений Н.К. Рериха. Он считал её высоко художественной оперой, специально написанной для сцены. В одном из писем Н.К. Рерих делился впечатлениями и напутствовал младшего брата: «Помнишь скачку Валькирии (Полет Валькирий) - какая это могучая картина, сколько в ней прозрачности и силы. Учись понимать картинность в музыке». Возможно, что такие сильные впечатления от музыки Вагнера и сюжета оперы и послужили основанием для написания им в 1906 году картины «Бой» (Государственная Третьяковская Галерея).
07.
Н.К. Рерих. Бой. 1906. Третьяковская галерея.
Рериху были близки симфонизм оперных произведений Вагнера, их сложный музыкальный язык, главенствующая роль оркестра, сюжеты, почерпнутые из древней мифологии и средневековых легенд. Художника привлекало и глубокое философское содержание произведений, размышления о смысле жизни, проблемах добра и зла, любви и самоотречении. В 1907 году, в период расцвета интереса к творчеству Вагнера в России, Н.К. Рерих, написал три картины и назвал их «эскизами декораций к "Валькирии"». По словам биографов, современников Рериха Сергея Эрнста и Александра Ростиславова, художник исполнил их «не по заказу, а для себя» и исходил в первую очередь из собственных музыкальных впечатлений. Но в построении театральных композиций он, конечно же, придерживался либретто.
«Я особенно чувствую контакт с музыкой, - говорил Рерих, - и точно так же, как композитор, пишущий увертюру, выбирает для нее известную тональность, точно также я выбираю определенную гамму - гамму цветов, или, вернее, лейтмотив цветов, на котором я базирую всю свою схему. Синтез творчества Р. Вагнера был созвучен синтезу искусства Н. К. Рериха. Трижды Николай Константинович обращался к оформлению произведений Вагнера (1907, 1912, 1921 гг. - «Валькирия», «Тристан и Изольда»).
08.
Эскиз декораций Н.К. Рериха третьего действия оперы Валькирия «Заклятие огня»
Рерих запечатлел на картине «Заклятие огня» гору, окруженную полыхающими языками огня, освещающего скалистые отроги. Огнём объято всё пространство - и небо, и земля, и это создаёт образ символического значения единства всех Сил. Только в огне может произойти очищение всей жизни и на небе и на земле.
09.
Вторая сторона пластинки
Содержание третьего действия оперы «Валькирия»
Действие начинается волнующим «Полётом валькирий» (Акт III) - симфонической картиной, знакомой каждому посетителю симфонических концертов, но производящей гораздо более сильное впечатление в оперном театре, когда поднимается занавес и музыка сопровождается самими девами-воительницами в полном вооружении, летящими над горами, - сначала четырьмя, затем восемью, - приветствующими друг друга знаменитым возгласом «Хо-йо-то-хо!» Они перекликаются между собой, хохочут над конями, которых ссорит вражда героев. Девы-воительницы слетаются на своих воздушных конях, принося в Валгаллу павших в битвах героев, которые пополняют небесное воинство Вотана...
10.
«Трудно дать себе отчёт, - пишет Николай Константинович Рерих, - чем именно тот или иной любимый композитор овладевает вашим сознанием. Лежит ли это в самой гармонии его произведений, в характерной тональности или, наконец, в самом характере творца, который неразрывно связан с его произведениями» (ст. «Зигфрид», Листы Дневника, т. 1). И действительно, характер Вагнера, его неукротимость, постоянное внутреннее устремление к поискам истоков истинных знаний, желание познать основы мироздания нашли отражение и в героях его музыкальных драм и в его теоретических сочинениях.
Историчность этой драмы подтверждается и сегодняшним временем, а Вагнер писал: «Если мы вообразим в руках Нибелунга вместо рокового кольца биржевой портфель, то получим страшный образ призрачного владыки мира».
11.
Тыльная сторона обложки пластинки
Говорить можно много, но все же лучше, послушать самому. К сожалению именно инструментального исполнения Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Ормани с этой пластинки на YouTube не оказалось (получается, что редкая запись; в каталоге Дискогс кстати её тоже нет); послушаем же эту восхитительную вещь Die Walkure, Act III: "Ride of the Valkyries" · Marita Napier · Richard Wagner · The Metropolitan Opera Orchestra · James Levine (оперный вариант).
Click to view
Источники:
Лосев А.Ф. Проблема Р. Вагнера в прошлом и настоящем. Вопросы эстетики. М., 1968. «Философский комментарий к драмам Р. Вагнера» в кн.: Форма - стиль - выражение. М., 1995.
Н.К. Рерих и Р. Вагнер. Опера "Валькирия". Таисия Пугачёва, 29 сентября 2012 г. Рериховский клуб Общества "Зов к Культуре".
© Vladimir d’Ar, 2020