Православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Dec 04, 2019 20:10



Всего 10 фото

Сегодня большой православный праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поскольку для иллюстрации по теме у меня есть несколько своих фотографий восхитительных византийских мозаик из Церкви Христа Спасителя в Полях (монастырь Хора) в Константинополе, то как говорится, сам Бог велел немного рассказать об этом празднике.

Введение во храм наиболее поздний двунадесятый праздник. Некоторые исследователи предполагают его появление с построением Юстинианом новой Богородичной церкви в Иерусалиме в 543 году. Стоит отметить, что в канонических Евангелиях нет упоминаний об этих событиях. История Ввеедения во Храм сохранилась в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век) (это всё апокрифы). Эти источники отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

У верующих Иоакима и Анны долгое время не было детей. Уже в преклонном возрасте супруги дали обещание перед Богом: если у них появится ребенок, они посвятят его Господу. Согласно откровению, перед зачатием Богородицы - её матери святой Анне явился ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребёнка, и она дала обещание: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Прожили супруги вместе около 50 лет, и только после этого обета в семье родилась дочь, которую нарекли Марией.02.


Свод центрального, третьего компартимента нартекса Церкви Христа Спасителя в Полях разворачиваются сцены Введения Богоматери во храм. Создатель иконографической мозаичной программы Хоры не случайно расположил эту сцену над головой всякого входящего в наос, подписав ее: “Святая святых”.

Мария жила со своей семьей в Назарете. Когда же ей исполнилось три года, с пением священных песен и зажженными свечами родители в сопровождении близких и родных отвели дочь в Иерусалимский храм. Их путь занял три дня. У входа в Храм путников встретили священники во главе с первосвященником (по преданию, это был Захария, будущий отец Иоанна Предтечи). В храм вела лестница длиной в 15 высоких ступеней. Марию поставили на первую ступень, оставшиеся 14 она быстро преодолела сама, чем удивила всех присутствующих.
03.


Затем Марии было позволено войти в Святая святых - внутренний алтарь, сакральное место, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью.  Сообщается, что Мария сама вошла в алтарь и первосвященник, получивший накануне откровение, не препятствовал этому, понимая, что происходит нечто особенное. Этим и была явлена ее особая роль в судьбе человечества.

Введение Богоматери во храм

Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», описывающее данное событие и поместил его в Жития святых. Согласно этому сочинению Мария жила в неком помещении здания, пристроенного к стене храма, вместе с девами; девицы более взрослые учили Марию рукоделию, и с ними она изучала Священное Писание.
04.


Рассмотрим ниже все ракурсы этой восхитительной мозаики

Жизнь Марии была строго по расписанию: с раннего утра до 9 часов утра Мария молилась во Святая Святых; с 9 часов утра до 15 часов упражнялась в рукоделии или чтении книг; с 15 часов снова начинала свою молитву, и не прекращала её до тех пор, пока не являлся ей ангел, из рук которого она обыкновенно принимала пищу.
05.


Питание Богородицы Ангелом

Димитрий приводит также рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?».
06.


Центром композиции введения Богородицы во храм является фигура Марии, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом она одета в мафорий, являющийся традиционной одеждой замужних женщин. Рядом с Марией изображаются её родители, приведшие её в храм. За ними обычно изображается процессия дев, сопровождавших Марию по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде кивория, Деву Марию встречает священник Захария.
07.


Трёхлетняя Мария обычно ведёт себя как маленькая рассудительная женщина - уверенно преодолевает 15 больших ступеней лестницы, не оборачиваясь назад и вызывая восхищённое изумление первосвященника, который радостно раскрывает ей объятья. Ступеней 15 - как и псалмов, которые называются восходящими, их произносили паломники, поднимающиеся в храм. Также иногда изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария входит во Святая святых. Присутствует изображение Марии, питаемой ангелом в храме. Но на иконах данная композиция изображается отдельным клеймом.
08.


Православный праздник

Как православный праздник указан в некоторых месяцесловах VIII века, но краткое его описание свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Первые документальные свидетельства появления праздника Введения это некоторые месяцесловы VIII века, в которых он обозначен. Существуют также две гомилии (форма христианской проповеди, содержащая истолкование прочитанных мест Священного Писания) на этот праздник, приписанные патриарху Герману († 733 год), более поздние гомилии написаны патриархом Тарасием († 806 год).
09.


Широкое распространение праздник получил только с IX века, стихиры на литии которого написаны Георгием Никомидийским, появляются и два канона праздника: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского. Однако до XIV века не входил в число двунадесятых. Об этом свидетельствуют указания Феодора Продрома (XII век) и Никифора Каллиста (XIV век). При этом согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV веков введение Богородицы во Храм отмечалось почти так же торжественно, как и прочие двунадесятые праздники. Но всё же даже в Типиконах XVII века ряд особенностей службы Введения показывают, что статус этого праздника несколько уступает статусу других двунадесятых праздников.
Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до 12 лет (согласно Евангелию Псевдо-Матфея - до 14 лет), когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф, но это уже другая история...
10.


С Праздником!

Источники:

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - Т. VII.
Димитрий Ростовский. Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Протоевангелие от Иакова.
Евангелие Псевдо-Матфея.

© Vladimir d’Ar, 2019

введение во храм, богородица, праздник, пресвятая богородица

Previous post Next post
Up