Даши Намдаков - Выставка «Кочевник. Между Небом и Землей»

Jun 23, 2014 14:12


          Даши Намдаков - восхитительный скульптор и наш современник


Всего 54 фото

Спешу поделиться удовольствием от посещения выставки самобытного и удивительного скульптора Даши Намдакова. Как всегда цепь случайностей и совпадений привели меня в этот день в Государственный Исторический музей - здесь в новом выставочном зале проходит выставка «Кочевник. Между небом и землей»… Завораживает меня исследовать и открывать для себя тему кочевников, скифов, сарматов, да и вообще всяческих древностей. Взаимодействие с артефактами тех давних времен вызывает, какое то исступленно-восторженное состояние. Наверное, память предков или нечто иное включает этот неподдельный интерес к древним культурам и произведениям искусства из таинственных глубин седых веков.

Чего стоила, в свое время, хотя бы, выставка «Фракийское золото», которая просто «взорвала мой мозг») и высвободила массу неосознанных и глубоких архетипных переживаний и эмоций от контакта с изысканными шедеврами фракийского ювелирного искусства. Так и здесь - вроде выставка как выставка, но когда я случайно увидел ее анонс, что то неосознанное мгновенно сформировалось в твердую уверенность, что надо идти и немедленно. Я обычно прислушиваюсь к таким спонтанным посылам моего бессознательного, поскольку уже хорошо знаю, что если поймать такой посыл сразу и не рассуждая следовать ему, я обязательно получу нечто важное для себя и моего трепетного познания этого Мира. Так произошло и на этой выставке…

Единственное, что следует сказать, так это то, что Выставка «Кочевник. Между небом и землей» представляет собой причудливую смесь двух выставок - на ней выставлены экспонаты Исторического музея, охватывающего тему древних культур степей Евразии и приуроченную к 100-летию отдела археологических памятников музея и вплетенную с ней персональную выставку Даши Намдакова, представившего на этой, без преувеличения, статусной и основательной выставочной площадке, свою персональную выставку скульптуры, графики и ювелирных украшений.

Сразу следует отметить хоть и логичный, но, все равно, странноватый способ экспонирования выставки в целом. Скульптура Даши Намдакова экспонируется как на самой выставке, так и частично разбросана в пяти залах Исторического музея отдела археологии на первом этаже. «Кочевник» же проходит в отдельном новом выставочном зале с входом через изолированный подъезд и, чтобы увидеть все скульптуры Даши Намдакова придется брать еще один билет для посещения основной экспозиции музея. Довольно обескураживающее решение, но потом я понял, в чем дело - сама по себе выставка экспонатов Исторического музея компактна и не велика и на фоне чудных и масштабных произведений Даши смотрелась бы мелковато…
02.


Когда Вы входите в зал выставки «Кочевник. Между Небом и Землей» - вы видите, в основном, только скульптуры Даши Намдакова и вас слегка может удивить этот внешний образ экспозиции, особенно если вы пришли осмотреть только древние артефакты из коллекции музея. Однако, я посвящу самой выставке «Кочевник» отдельный пост, а посему давайте сейчас прикоснемся к творчеству этого удивительного и, как оказалось, близкого мне по духу художника.

Азиатская тема в современном искусстве не нова, но только не относительно Даши Намдакова. Обобщая после выставки фото материал, я никак не мог для себя уяснить, как же мне писать об этой удивительной скульптуре и этом художнике, что не вписываются ни в один привычный принятый стиль. Сначала я поспешно причислил Даши к сюрреализму, навесив на него ярлык бурятского Дали, однако все оказалось не так просто. Вспоминая свои впечатления от каждого его произведения и рассматривая снова и снова сделанные снимки с выставки я никак не мог отделаться от ощущения, что все персонажи, которые в основном претерпели причудливые трансформации и трансмутации в воображении и процессе творчества этого художника существуют и живут, хоть где то и в других измерениях и мирах, но на самом деле. Это необычное открытие побудило меня попытаться узнать поближе этого человека и покопаться в его биографии, и вот тогда многое мне стало ясным.

Оказалось, что он из древнего рода дарханов - касты кузнецов-ювелиров, мастеров работающих с огнем - божественной стихией, символом избранности. Дарханы владели высшими знаниями, передававшимися из поколения в поколение. На них лежала ответственность за мир, в котором они жили . Отец Даши раскрыл перед ним этот фантастический и тонкий мир Степи, Саянских гор, удивительного и загадочного Байкала, многогранности своего ремесла, что всецело наполнено миром духов, чувств и непосредственной радостью творчества.
03.


Источник

Творения Даши происходят из зримого воплощения его особого мироощущения, хранящего глубинную бесконечность бытия, архаических скифских образов, где культуры и события прошлого не исчезают бесследно, а продолжают одновременно взаимодействовать с нами и сохранять свою значимость и посылы. В его скульптурах живет дух его земли, силы природы, в которой он рос. В них есть глубокая тайна, которую не каждому дано разгадать, но не ощутить их энергетику и красоту невозможно.

Я даже был в недоумении с чего начать осмотр экспонатов - с «Кочевника» или с произведений Даши, но потом все как то само собой улеглось, и я с необычным ощущением азарта и искреннего любопытства рассматривал как древние степные артефакты, так и графику и скульптуру художника.

Освоившись я, в определенный момент, начал ощущать опускающееся завораживающее марево Степи. Становилось спокойно, размеренно, Степь неумолимо проникала во все частицы моей души. Какое то время я просто стоял и наслаждался практически реальным ощущением нахождения среди этих бескрайних просторов... Вхождению в контекст способствует и фото панно бурятских степей, густых багровых закатов, мирно пасущихся лошадей и кочевников на своих могучих скакунах, поднявшихся на дыбы. Это кадры из фильма «Монгол», где Даши выступил в качестве главного художника-постановщика, в том числе и, конечно, по костюмам. А большие полукруглые панорамные фото панели выстроены в качестве стилизованной юрты кочевника. Сдержанное аудио сопровождение добавляет в общий фон тревожные и одновременно гармоничные музыкальные звуки и характерное горловое сакральное пение шаманов и ритмичный звуки их бубнов... Степь приближалась, и я растворялся в ней…

Отмечу заранее один существенный и немного грустный факт - освещение на выставке как всегда, мягко говоря, сдержанное, скульптуры и ювелирные изделия находятся в мягком мраке, все таинственно, в общем - между небом и землей…) Но снять качественное фото в таких условиях, да еще без вспышки и штатива крайне затруднительно, а посему не обессудьте за некоторую зернистость объектов съемки и искаженный ломаный свет фона, особенно, это касается мелких ювелирных изделий.04.


Общая композиция выставки хорошо проработана. Сначала я подумал, что здесь довольно много свободного места, но потом понял замысел автора выставки - надо было показать эти степные просторы и дать ощущение погружения в их чудный завораживающий контекст.

Центральное место в этой скульптурной композиции занимает удивительная стилизованная фигура обнаженной девы-кочевницы со сложенными на груди руками подобно степным половецким бабам, когда то обильно расставленным предками кочевников по просторам евразийских степей. В руках она трогательно держит маленькую птичку и с любовью смотрит на нее.
05.


06.



Необычный красновато-охровый патинированный цвет бронзы вызывает легкое завораживающее ощущение от скульптуры. Называется она - «Мадонна с птичкой». 2011 год. Образ бурятской кочевницы - бережной хранительницы воплощающую хрупкую красоту вечной жизни и пронзительной сути порывов степной души ее народа.
07.



У самого входа на выставку - скульптура «Амазонка» из чернёной бронзы. 2010 год. Перед нами погрудный портрет прекрасной женщины, на голове которой шлем в виде головы оскалившейся пантеры. Это возвышенный образ царицы Томирис, предводительницы воинственных кочевников-саков обитавших в IV-V веках в казахстанских и уральских степях, под началом которой разрозненные кочевые племена впервые объединились в единое государство.
08.



Она прославилась своими ратными подвигами и хитроумной стратегией, что позволило ей победить могущественного персидского царя Кира. Наверняка греческие мифы об амазонках ведут свои корни из рассказов очевидцев об их сражениях с воительницами этой прекрасной и одухотворенной царицы.
09.


Минотавр. 2010 год. Необычная таинственная волнующая скульптура быка с третьим глазом во лбу. Мифологический образ Минотавра перекликается у  Даши Намдакова, с быком-прародителем из бурятских сказаний, что несет в себе силу первопредков и мощное эпическое звучание.
10.



По древней легенде, образ быка связан с темой прихода весны и плодородием. Весенняя церемония его чествования имеет сходство с шествием быка Аписа в древнем Египте, что выражало надежду на хороший урожай. Кроме того, по поверьям многих народов, это могущественное священное животное изгоняет любых злых духов.
11.



Бык-тотем - мотив архетипический для человеческой культуры в целом, и его образ решён композиционной аллюзией на палеолитические изображения из пещеры Альтамиры - древнейшего памятника изобразительного искусства.
12.



Мифический бык Буха-Нойон, тотемный предок бурятских племён булагатов и эхиритов, в древних сказаниях выступает как олицетворение силы добрых западных тенгри, воплотившихся в сивого быка, борющегося с пёстрым быком, порождением злых сил восточных тенгри.
Тенгри - культ Неба тюркских племен.
13.



В творчестве Даши Намдакова множество зооморфных мотивов мифического характера. С искусством Древнего Востока ассоциируется и «Царица» 2001 год. Пантера или львица, с вытянутым упругим телом, полным мощи и кошачьей грации, с рельефными мускулами под гладкой кожей - являет собой воплощение царственного величия.

Обращённая в фас голова зверя напоминает зооморфные образы древнего Ирана или росписей ориентальной античной керамики VII в. до н.э. Величественное спокойствие всей фигуры и застывшее мгновение выражения ее морды вступают в неожиданный контраст с положением хвоста, который как свистящий в воздухе взмах плети взвивается над мощным телом, внося тем самым в образ намёк на грозную и стремительную силу.
14.



Именно в этом месте также уместно рассказать и о знаменитой «Хранительнице» (2003 год), что преподнесена в дар Историческому музею Даши Намдаковым и будет предварять (охранять) залы античной истории музея. Этот образ, безусловно, навеян мифологическими фантастическими образами культуры Древнего Востока и европейского средневековья, олицетворяющими устрашающую защиту. Первое, что почему то приходит в голову, что это воинственная и немного демоническая ипостась волчицы вскормившей Рема и Ромула, основавших Рим.
15.



16.



Скульптура «Хранительницы» помещена в угол рядом с аркой, что перед залом сарматов и немного теряется в этом месте, однако мощь, архетипная сила этого существа, охраняющего свое жилище масштабна и непреодолима. От скульптуры веет безудержной неистовой животной силой, что пронзает пространство и время. Ее определенно надо увидеть воочию!...
17.



«Конь Модэ» (2004 год) Даши связан с красивой легендой о любимой боевой лошади хана Модэ (234-179 гг.), основателя империи Хунну для которого конь был дорогим другом и соратником. Этот конь пал жертвой в достижении ханом власти и примером беспрекословного подчинения своих воинов: первую стрелу Модэ пустил в любимого коня. Те из воинов, кто не последовал его примеру, сочтя неразумным губить такое великолепное животное, были немедленно казнены ханом. Вторую стрелу Модэ направил в любимую жену. И воины, не решившиеся повторить его действия, были также казнены. Когда же во время охоты хан направил свой выстрел в отца, с которым Модэ боролся за власть, все воины без колебания пустили свои стрелы в старого хана. Эта концепция беспрекословного повиновения воле военного вождя была основой идеологии всех воинственных евразийских кочевников и потому относилась и к истории эпохи Чингисхана.

Мастер намеренно подчеркивает в этом экспонате древность образа легендарного коня, имитируя зеленоватые следы окисления меди и выделяя его обломанные конечности… Даже с порванной уздой и изломанными ногами, он, тем не менее, прекрасен, величествен и полон значения, словно аутентичный объект восхищения, удивления и бережного сохранения.
18.



Тема всадника и его коня с полным правом может быть названа лейтмотивом творчества Даши Намдакова. С ней связаны наиболее яркие решения и профессиональные достижения художника.

«Стихия». 1999 год. Эта ранняя скульптура Даши Намдакова выполнена в условно-реалистической манере и раскрывает образ воздушной стихии как одного из космогонических элементов. В представлении автора она ассоциируется с фигурой летящей в стремительном галопе лошади.
19.


Композиция работы полностью отвечает выбранной теме. Животное распластано в горизонтальной плоскости, голова максимально вытянута вперед, уши прижаты, грива заброшена встречным потоком ветра в сторону. Мускулы до предела напряжены и своим рельефом создают основной пластический рисунок тела.

Эта скульптура, по некоторым сведениям, находится в личной коллекции президента России Владимира Путина.
20.


«Кентавр с камнем». 2009 год. Образ Кентавра Даши сохраняет буйную первобытную энергию, но наделяется яркими чувствами и оригинальными фантастическими атрибутами. Перед нами новый мир, созданный фантазией художника. Его Кентавр с камнем - это бунтарь, главным оружием которого являются справедливая ярость, сила сопротивления посягательствам на его независимость и чувство собственного достоинства.
21.



Необычно видеть эту динамичную мифологическую скульптуру в отрыве от основной композиции выставки, особенно на фоне дольмена «Колихо»). Однако эта и многие другие скульптуры Даши значительных размеров и определенно просятся в большие просторные залы, что и было исполнено авторами выставки.
22.



«Генерал». 2010 год. Персонаж древней истории кочевых племен, этот воин одет в стилизованный национальный костюм, наделен оружием и атрибутами власти. Он реален, но живет в нашем мире как пришелец из прошлого.
23.



Приземистые фигуры, похожие на маски аскетичные лики, излучающие мощную энергию преобразования - таковы представители обширной галереи воинов Даши Намдакова. Вместе с тем художник дает почувствовать зрителю связь этого героя с Дон Кихотом, создавая нужные ассоциации несколькими виртуозно выполненными штрихами.
24.



«Всадник». 2000 год. Излюбленный мотив боя или охоты на зверя, когда всадник видит цель и готов ее поразить, позволяет скульптору и в этой работе продемонстрировать наиболее яркие особенности своего пластического дарования.
25.



Авторский стиль Даши Намдакова отмечен стремлением точно передать характерные «этнические» нюансы пластики персонажа.
26.



"Богатая невеста", 1998 год. Сюжет скульптурной композиции "Богатая невеста" заимствован из традиционной жизни кочевников. Юная степнячка, повернув головку, явно довольная своим приданым, посматривает на ее сундучок, прикрепленный на крупе маленькой коренастой лошадки в ожидании своего жениха. Чувствуя настроение хозяйки, лошадка, пританцовывает на ходу, задрав голову в небо.
27.



Эмоциональное единение человека и природы находится в совершенной гармонии и предвкушении новой счастливой жизни.
28.



«Воин с соколом». 2010 год. Этот брутальный персонаж тоже охраняет зал сарматов в общей экспозиции музея. Сокол, использующийся в традиционной монгольской охоте и в бою, застыл на руке своего хозяина в напряженном ожидании стремительного и смертоносного полета.

Историки считают, что в соколиной охоте монголов участвовали не менее шестидесяти тысяч человек. Этот яркий обряд служил демонстрацией боеготовности и силы армии.
29.


Здесь же в соседнем зале восседает «Великий чемпион». 2001 год.
30.



Еще кое-что из основной экспозиции.

«Ритуал». 2001 год.
31.



«Степная Нефертити». 2001 год. Древние цивилизации оставили нам богатейшее культурное наследие. Египетская царица Нефертити до сих пор остается общепризнанным идеалом женской красоты. Изысканная стилизация этого образа, мастерски выполненная художником, рождает новый прекрасный эталон монгольской женственности, грации и нежности. Бронзовый скульптурный портрет кажется воплощением гармонии, в котором женская пластичность сочетается с прелестной угловатостью юности, геометрия овалов и плавных линий - с конусообразностью длинной шеи и треугольником лица.

Печать размышления и скрытого чувства, спрятанного в прикрытых глазах удлиненного разреза, придает этому образу характер тайны, выявляет магию восточной красоты.
32.


«Вечер». 2000 год.
33.



Культура бурят сформировалась под влиянием буддизма. Его родители тоже были буддистами. Не удивительно, что в творчестве Даши Намдакова присутствуют многочисленные отсылки к буддийскому изобразительному канону (элементы стиля, иконографические мотивы и проч.).

Именно на него скульптор опирается в работе «Чингисхан», о чем свидетельствуют характерный легкий наклон головы, прикрытые веки, прямая спина, «колоколообразная» нижняя часть фигуры, покоящаяся на «лотосовом троне» - символе святости.

Мастер предлагает свою трактовку личности самого известного в мировой истории представителя монгольского народа, когда изображает великого завоевателя в образе буддийского божества, придавая его облику эпичность и созерцательность. Благодаря цельности силуэта, плавным движениям рук и линиям одежд, в пространстве вокруг скульптуры создается ощущение неких вибраций, как это бывает на службе в буддийском храме.«Чингисхан». 2003 год.
34.



«Череп». 2005 год. Серебро. Череп занимает особое место в культуре кочевников, и особенно, в шаманизме как вере в духов предков - именно в черепе находится вместилище их духа. Этот стилизованный череп гармонично соседствует в одной витрине с черепом медведя, что использовался шаманами при проведении сакральных ритуалов.
35.



На выставке много графики Даши Намдакова, что соседствует со степными артефактами выставки. Выложу здесь лишь пару его работ.

«Всадник с секирой». Из серии «Воины».
36.


«Воин с саблей». 2002 год. Из серии «Воины».
37.



На примере этих графических работ можно представить, как постепенно рождаются персонажи Даши Намдакова и как они находили свое воплощение в бронзе.
38.



Также Даши Намдаков работает и с ювелирными украшениями. На выставки их немного - всего один стенд, что расположен рядом со стендом с похожими древними ювелирными изделиями. Давайте рассмотрим поближе его работы, навеянные археологическими находками древних украшений кочевников.
39.



40.



41.



«Вечность». 2004 год. Золото, литье, чеканка, камни.
42.



«Скифия». 2007 год. Золото, литье, камни.
43.



«Голова лошади». 2004 год. Золото, литье, камни.

«Маска». 2004 год. Золото, литье, камни.
44.


«Гаруда». 2004 год. Золото, литье, чеканка, гравировка.
45.



«Дикая степь». 2009 год. Золото, литье, чеканка, камни.
46.



«Шаман». 2004 год. Золото, литье, чеканка.
47.



«Истина». 2004 год. Золото, литье, чеканка, камни.
48.



«Маленький Будда». 2004 год. Золото, литье, чеканка.
49.



«Спираль». 2004 год. Золото, литье, камни.
50.



«Азарт». 2004 год. Золото, литье, чеканка, гравировка, камни.
51.



«Степная Нефертити». 2004 год. Золото, литье, чеканка, камни.
52.



«Арсалан». 2004 год. Золото, литье, чеканка, камни. Арсалан - по бурятски «Лев».
53.



Ну, что сказать!? Выставка восхитила! И это, наверное, совсем не то слово, чтобы попытаться передать мои многогранные ощущения. Я как будто проник сквозь измерения пространства, времени, краешком глаза заглянув во внутренний мир этого замечательного художника, скульптора, графика, ювелира, и, несомненно, посвященного и мага.

Водоворот образов Даши Намдакова захватил меня, да так, что до сих пор передо мной стройной чередой возникают, исчезая и, снова появляются его персонажи, его герои, его тени, его воины, его предки, его символические и мифологические персонажи облеченные фантастической реальностью и восхитительной живой пластикой. Мне остается лишь только пожелать Вам оказаться на этой выставке и «вживую» ощутить это чудное явление и бездну архетипных и фантасмагорических миров Мастера.
54.


В заключении немного информации и ссылок о самом Даши Намдакове, что никак не вписывалась в ткань моего рассказа в ЖЖ. Надо сказать, что на самом деле работ у Мастера очень много и стоит, все же, покопаться в интернете, чтобы получше представить его творчество:

Официальный сайт Даши Намдакова. Добротный и качественный ресурс. Очень достойные фотографии и высокий насыщенный искусствоведческий текст сопровождающий как главную вводную статью о Даши Намдакове так и его фантастические работы.

Литые скульптуры от Даши Намдакова. Замечательный подробный очерк о художнике, его детстве, становлении, учебе, учителе, успехах и Пути Мастера. А также здесь собрано множество фото его скульптурных работ.

Даши Намдаков - человек, который себя создал сам - О Даши Намдакове, а также здесь приведен перечень персональных выставок художника. Кстати, выставка «Кочевник. Между небом и землей» в Государственном Историческом музее является 50-й по счету, что тоже своеобразный юбилей Даши и значительный и весомый подарок для него.

Даши Намдаков - Скульптор с душою кочевника. Замечательная подборка работ в LiveInternet на основе материалов с его официального сайта, но тем ни менее у автора все получилось очень насыщенно и удачно.

© Vladimir d’Ar

даши намдаков, выставка, кочевник между небом и землей

Previous post Next post
Up