Скульптура «Сезонник» в сквере на Лермонтовской площади

Aug 07, 2019 18:10



Всего 4 фото

Обычно памятникам в городской среде я не уделяю пристального внимания поскольку часто они (особенно новейшие) довольно сомнительны по художественной ценности и своему содержанию. Но эта городская скульптура Ивана Шадра «Сезонник» в сквере на Лермонтовской площади (это за памятником Лермонтову) привлекла внимание своим удивительным внутренним посылом и эмоциональной наполненностью. Автор явно пытался передать не банальное, конъюнктурное, а нечто глубокое; выразить свои личные переживания. Более того, главный герой определенно взывал к образам античных философов и само название «Сезонник» как-то не соответствовало видимому образу. Под катом еще пара фотографий памятника и любопытная и содержательная история создания этой скульптуры.


«Сезонник» - скульптура работы И.Д. Шадра (1928-1929, мрамор) посвящена сезонным рабочим, приезжающим в город на зимние заработки. Установлена в 1930 году в Москве в сквере на Лермонтовской площади. Имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Посыл из начала 30-х прошлого века: «...скульптура изображает старого рабочего, сидящего в глубокой задумчивости. На нём рабочий фартук и тяжёлая обувь, рукава его рубахи засучены по локоть. Скульптор изобразил не просто труженика, а ещё и духовно одарённого человека, философа. Это рабочий нового советского времени: сильный, волевой...». Искусствовед А.И. Зотов тогда писал: «сколько внутреннего достоинства и уверенности выражено в этом труженике, сознающем высокое общественное назначение своего труда».02.


Образ: Скульптура Шадра изображает сезонника в виде одиноко сидящего человека в рабочей одежде с закатанными по плечо рукавами и изношенных ботинках. Рабочий выглядит усталым и измученным: его тело сгорблено, взгляд задумчив и наполнен тоской, левой рукой он нервно покручивает прядь волос и без того свалявшейся бороды. Его облик настолько осмысленен, задумчив и сосредоточен, словно скульптура изображает не сезонного рабочего, а мудрого древнегреческого философа. Привлекает внимание и высокая анатомичность фигуры: кистевой и локтевой суставы, кисти и пальцы, рельеф мышц и даже крупных вен, скулы выглядят настолько реалистично, словно это живой человек из плоти и крови. Скульптура выполнена из уральского мрамора и водружена на кубический гранитный постамент.

В этой скульптуре Иван Дмитриевич Шадр передал черты своего отца, талантливого плотника. Существует также легенда, что прообразом послужил настоящий рабочий, приехавший в Москву с сыном на зимние заработки. Сын неожиданно умер, и состояние скорби рабочего отразилось в скульптуре. Место установки памятника выбрано не случайно. В начале 1920-х годов недалеко от Лермонтовской площади (в Орликовом переулке) действовала биржа труда, где искали работу в том числе и сезонники, по нынешнему, гастарбайтеры.03.


В 1948 году скульптура «Сезонник» была отлита в бронзе для Третьяковской галереи. В 1976 году на родине скульптора в городе Шадринске на площади Шадра был установлена архитектурно-скульптурная композиция (скульптор Ю.Л. Чернов, архитектора Г.Г. Исакович): в центре бюст И. Д. Шадра, а по сторонам две отлитые в бронзе на Мытищинском заводе художественного литья скульптуры Шадра «Булыжник - оружие пролетариата» (слева) и «Сезонник» (справа).
04.


В наши дни скульптура «Сезонник» стала одной из наиболее пронзительных, хотя и не самых известных городских скульптур. Большинство горожан никогда в жизни о ней не слышали, но увидев её, как правило, не остаются равнодушными.

Источники:

Вестник Мэра и Правительства Москвы № 65 ноябрь 2011 (2189)
Золотоносов М.Н. Глиптократос. Исследование немого дискурса. Инапресс, 1999
Колпинский Ю.Д. Иван Дмитриевич Шадр: 1887-1941 Искусство, 1954
Митрофанов А. Сезонник. Газета «Первое сентября» № 62/2003
Портал Моспрогулка
Соболевский Н.Д. Скульптурные памятники и монументы в Москве. - М.: Московский рабочий, 1947

© Vladimir d’Ar, 2019

лермонтовская площадь, сезонник, сквер, иван шадр, городская скульптура

Previous post Next post
Up