Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Святыни Воскресенского собора. Часть 4.

Jun 12, 2019 11:44



Всего 77 фото

Наконец-то мы войдем в удивительные духовные пространства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Общий архитектурный образ обители можно посмотреть во второй части, а в третьей - ознакомиться с внешним образом Храма Гроба Господня в Воскресенском монастыре. Главная святыня Нового Иерусалима - Живоносный Гроб Господень. Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Также мы увидим очень много и других православных святынь.

Смысловым центром «подмосковной Палестины» патриарха Никона является собор Воскресения Христова (1658-1685 гг., с последующими перестройками XVIII-XX вв.), возведенный по плану храма Гроба Господня. Подобно историческому прототипу он имеет трехчастное деление: собственно храм (Воскресенский собор), ротонду с Кувуклией на западе и подземную церковь свв. равноап. Константина и Елены на востоке (на фото ниже в правой части кадра).
02.


Имеются изображения всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию с Гробом Господним, Камень Помазания. В то же время, подобно писанным иконам Никона, архитектурная икона Нового Иерусалима передавала духовный смысл первообраза, а не все нюансы и особенности исторического прототипа. Поэтому некоторые паломники прошлого и наших дней не узнавали и не узнают в храме Воскресения Христова иерусалимский храм.

Следует помнить, что перед нами именно икона, изображение исторического храма Гроба Господня и Святого города, а не ландшафтно-архитектурное воспроизведение его, наподобие тех, которые делаются для киносъемок. Поэтому следование первообразу не исключает оригинальности художественного замысла, рядом с образами христианского Востока мы видим много национального, характерного для России XVII в. Храм Воскресения Христова одновременно и необычный для нашего Отечества, и очень русский.
03.


Человек, впервые увидевший Воскресенский собор, сначала любуется куполами Константино-Еленинской церкви, собора и огромного шатра ротонды. Затем, по мере движения вдоль фасада он осознает громадные масштабы храма. Его длина около 100 м, это намного превосходит не только русские приходские церкви, но и соборы, и даже трапезные XVII в. Под стать размерам храма и количество приделов: их было 29, а по первоначальному плану предполагалось устроить 365, по числу дней в году, ибо каждый день имеет свой праздник или святого. Названия многих приделов очень необычны для России: Тернового венца, или по другому названию Бичевания Господня (придел освящен не был, так как в Русской Церкви нет такого праздника), Разделения Риз, Лонгина Сотника... В таком посвящении приделов сказалось следование историческому прототипу. Подобно храму Гроба Господня был устроен заалтарный обход, также редкий для русских храмов (аналог был в храме Христа Спасителя).

Необычна для России и ротонда (круглая в плане постройка) внутри которой располагается Кувуклия (часовня Гроба Господня). Как известно, патриарх Никон не благословлял строить храмы, увенчанные шатрами. Здесь, в Новом Иерусалиме, нарушая собственный запрет, он воздвиг самый большой в России XVII в. шатер (его диаметр - 23 м), стараясь исконно русскими средствами прославить святость Гроба Господня (помимо зодчества форма шатра использовалась также в алтарях, в надпрестольной сени). Никонов шатер рухнул в 1723 г., был восстановлен, но уже не в камне, а в дереве по проекту знаменитого создателя Зимнего дворца Б.Ф. Растрелли. После Великой Отечественной войны взорванный нацистами многострадальный шатер восстанавливали в третий раз.
04.


Сегодня действующими являются храм святых равноапостольных Константина и Елены (1750-1754), Воскресенский собор с теплым приделом Успения Пресвятой Богородицы, храм Рождества Христова.
05.



План первого яруса комплекса Воскресенского собора

Вход в Успенский придел расположен с северной стороны Воскресенского собора. Он был освящен в 1664 г. еще патриархом Никоном. В приделе самый большой в монастыре изразцовый иконостас. Главная святыня здесь - ковчежец с частицей мощей св. мц. Татианы, дар царевны Татьяны Михайловны, сестры царя Алексея Михайловича.
06.


Центральную часть собора занимает Храм Воскресения Христова.
Это первое, что видит паломник вошедший в храм.
07.


08.


Сень

Сейчас мы находимся фактически под куполом Храма Воскресения Христова - на фото ниже виден вход в храм откуда мы и зашли.
09.


10.


Интерьер главного храма украшен лепниной в стиле елизаветинского барокко. Исторический иконостас не уцелел, установлен новый.
11.

12.


Старое фото иконостаса Храма Воскресения Христова

За иконостасом можно увидеть пять обширных ниш: патриарх Никон устроил здесь седалища для себя и четырех вселенских патриархов, с которыми надеялся служить в этом соборе. Главный алтарь имеет, подобно первообразу, пониженную восточную стену. Она служит основанием для четырех столпов, поддерживающих верхнюю часть апсиды, где сохранилась изразцовая облицовка с композицией «Неопалимая купина».
13.


Слева от главного престола - Воскресения Христова находится придел Успения Пресвятой Богородицы, а справа - св. Иоанна Предтечи (мы их еще увидим с вами). Таким образом, средствами архитектуры повторен деисус известный в русской иконографии: моление Господу Иисусу Христу Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи (могли изображаться и другие святые, но Предтеча и Богородица обязательны для деисуса).
14.


15.


16.


По периметру храма расположена изразцовая надпись, начинающаяся словами: «Сказание о церковных таинствах, яко храм убо или церковь мир есть сей, место святое, Божие селение и особный дом молитвы, собрание людей». Далее поясняется значение престола, который символизирует Иерусалим, и жертвенника, знаменующего Вифлеем. Раскрывается значение просфоры и других богослужебных предметов. В заключение говорится, что следовать «видению Промысла» есть «божественное наслаждение», означающее «торжество достойных». Надпись выполнена в 1666 году и по технике исполнения сходна с надписью в ротонде Гроба Господня. Ширина фриза - 33 см, высота букв - 23 см. Текст составлен Патриархом Никоном в поучение богомольцам на основе сочинения преподобного Григория Синаита (†1346).17.


Теперь перейдем в ротонду Гроба Господня.
18.


19.


Царская арка
20.


21.


Кувуклия Гроба Господня

Кувуклия Гроба Господня окружена колоннами ротонды, на третий ярус которой опирается металлический шатер диаметром 28 метров, выполненный в 1980-х годах в формах утраченного деревянного шатра XVIII века. Шатер побуждает поднять голову и любоваться красотой и возвышенным образом Царствия Небесного.
22.


Над вторым ярусом ротонды сохранился фрагмент изразцовой надписи, которая опоясывала сооружение по всей окружности. Ее текст составлен Патриархом Никоном из двух Слов на Пасху святителя Григория Богослова и «Слова огласительного» на Пасху святителя Иоанна Златоуста.
23.


Рассмотрим детали интерьера шатра ротонды.
24.


Патриарх Никон не успел окончить строительство ротонды Воскресенского собора, но, есть основания полагать, что шатер над «двором церковным» был задуман деревянным, подобно первообразу. Однако в первой половине 1680-х годов шатер был возведен из кирпича. Этот первый, кирпичный шатер простоял недолго: он обрушился через сорок лет, в праздник Воскресения Господня 23 мая 1723 года. Работы по восстановлению галереи вокруг ротонды велись под руководством Ивана Федоровича Мичурина в 1730-1740-е годы, но приступить к восстановлению шатра, из-за отсутствия средств, не могли до 1750-х годов.
25.

Отпущенные императрицей Елизаветой Петровной 30000 рублей на ремонтные работы по собору, способствовали сооружению в 1756-1759 годах нового шатра, по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. На сей раз шатер был, подобно иерусалимскому, деревянным. Его уникальную конструкцию разработал итальянский инженер В. Бернардаччи, а руководил работами по его возведению московский архитектор К.И. Бланк.
26.

Шатер опоясывали 60 окон-люкарн в три яруса, между которыми размещались картины на сюжеты Священного Писания, выполненные в монастырской мастерской под руководством Николая Зертис- Каменского. Огромный, пронизанный светом, украшенный живописью и резьбой деревянный шатер Нового Иерусалима был одним из самых значительных сооружений церковной архитектуры своего времени.
27.

Простояв почти двести лет, расстрелиевский шатер над ротондой Живоносного Гроба Господня сгорел во время взрыва Воскресенского собора 10 декабря 1941 года. Погибли все живописные и резные изображения шатра, лепнина галереи ротонды и ее кирпичная кладка понесли значительные утраты и находились долгие годы в аварийном состоянии. Ротонда почти сорок лет стояла без покрытия. Последний, третий по счету шатер был смонтирован в 1983-1993 годах, по проекту архитектора- реставратора Б.Л.Малхасова. Металлические конструкции шатра были выполнены по проекту инженера Н.В. Канчели.28.


В начале осени 2012 года шатер вновь был демонтирован. Разборка была осуществлена под надуманным келейным предлогом «несоответствия габаритов», без публичного обсуждения, несмотря на  многочисленные протесты специалистов и отсутствие утвержденного, методически обоснованного рабочего  проекта его восстановления. Шатер был вновь воссоздан и осуществлена его внутренняя качественная отделка.
29.


30.


31.


И вот теперь, самое важное - главная святыня Нового Иерусалима - Живоносный Гроб Господень.
32.


Подобно первообразу, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы.
33.


Патриарх Никон освятил Кувуклию Гроба Господня в начале 1660-х годов.
Первоначально часовня имела деревянное завершение, замененное к 1685 году восьмигранным шатриком.
34.


Наружное убранство пещеры Святого Гроба состоит из керамической аркады, повторяющей мраморную аркаду первообраза. Между колонками находились стенописи, изображавшие Пресвятую Богородицу и апостолов.

Обойдем Кувуклию вокруг и внимательно рассмотрим иконописные изображения Богородицы, апостолов и изразцовые украшения.
35.


36.


Изразцовое убранство снаружи пещеры Гроба Господня представляло собой иконостас и отражало значение Святого Вертепа как алтаря, а погребального ложа Спасителя - как престола и жертвенника, на котором в Иерусалиме совершается Божественная литургия. В связи с этим колонки Кувуклии повторены во всех изразцовых иконостасах Воскресенского собора, знаменуя значение алтаря и престола как Гроба Господня.
37.


38.


39.


40.


41.


Изображение на изразцах венца в виде митры-короны можно понимать как образ народа Божия, омытого от грехов Животворящею Кровью Христовой и соделанного «царями и священниками Богу» (От. 1: 6). Вместе с тем митра-корона символизирует и Главу Церкви, Царя царей и Великого Архиерея - Господа Иисуса Христа в славе Своей.
42.


Изобразительные мотивы колонок тождественны образам Священного Писания и церковных песнопений. Они символизируют Кровь и Плоть Спасителя, Таинство Евхаристии, Воскресение Христово и Новозаветную Церковь. Наряду с традиционными изображениями - пшеничным колосом, виноградной гроздью, яблоком граната и цветком, которым уподобляется Христос в канонах и акафистах, использованы новые для православной иконографии мотивы. Так, на полукруглой в плане колонке изображена наряду с виноградной кистью завеса, означающая Плоть Христову. По словам апостола Павла, мы имеем «дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10: 19-20).
43.

44.


45.


Раскрытая завеса, но в другом значении, изображена на той же колонке посреди выпуклого, ярко-коричневого сердца, над которым помещена митра-корона, увенчанная крестом. Ключ к символике этой композиции находим в апостольском сравнении христиан с письмом Христовым, написанным Святым Духом «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3: 3).
46.


Напомним еще раз как выглядела Кувуклия до революции.
47.


Теперь пожалуй зайдем внутрь Кувуклии
48.


Войдя в Кувуклию через единственный вход с востока, попадаем в придел Ангела, где лежит округлый камень - подобие того камня, который был отвален от Гроба Господня Ангелом в ночь Воскресения Христова. Первоначально камень в Иерусалиме был большим - в размер проема, ведущего в пещеру Святого Гроба. Но от него откалывали части для перенесения в другие храмы, и к XVII веку в часовне остался камень, нижний конец которого уходил в землю, а верхний составлял 28х51х47см. Такие же размеры были у камня-подобия, лежавшего в Кувуклии Нового Иерусалима при Патриархе Никоне и чудом уцелевшего в бурях лихолетий.49.


На фото немного виден Придел Ангела, где находится и камень на котором сидел Ангел Господень с вестью о Воскресении Христа

50.


Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем. Склонившись (почти на коленях), входим в Святой Вертеп, во всем подобный той гробнице, где погребли Пречистое Тело Сына Божия и откуда воссияло миру Христово Воскресение. Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе, покрытое плащаницей.

Внутри Кувуклии фотографировать охрана не разрешает, громоздкие вещи нужно оставлять перед входом. Можно было бы конечно изловчиться и сфотографировать, но я не стал. Так Кувуклия и Гроб Господень выглядят на старом дореволюционном рисунке.
51.


Кстати, увидеть, как выглядел Гроб Господень изначально, можно теперь только в России, поскольку в Палестине Кувуклия была существенно перестроена.

Камень миропомазания в Ново-Иерусалимском Воскресенском соборе находится против Красных врат, под сенью увенчанной крестом. В Великую Пятницу в Новом Иерусалиме святую Плащаницу спускают с Голгофы и полагают на Камень миропомазания - священное подобие мраморной плиты, которая в Иерусалимском храме Гроба Господня покрывает место, куда праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, сняв со Креста Пречистое Тело Спасителя, положили Его, помазали миром, обвили плащаницей и похоронили во гробе, «как обыкновенно погребают иудеи» (Ин.19: 40).52.


53.


Вход на Голгофу, Камень Миропомазания и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на старом фото

Здесь же под Святой Голгофой Патриархом Никоном была устроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Посвящение придела соответствует первообразу и объясняется тем, что, по словам святителя Иоанна Златоуста, Предтеча Господа, предваривший Его своим рождеством и проповедью, предварил также добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, где он возвестил душам праотцев о явлении в мир Мессии. Предания связывают с этим местом в храме Гроба Господня два погребения: праотца Адама и первосвященника Мелхиседека - первого царя Иерусалима.
54.


На дальнем плане можно увидеть фрагментарно изразцовый иконостас придела Иоанна Предтечи

Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой. 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. Любимый ученик Святителя архимандрит Герман и братия, облачавшие усопшего в погребальные одежды, убедились, что плоть его не издает злосмрадия и «нимало повредися». После отпевания в Успенской церкви Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Здесь долго находились экскурсанты, поэтому отснял место упокоения патриарха Никона из другого пространства церкви.
55.


Так место упокоения патриарха Никона выглядело до революции. В середине 1930-х годов погребение было кощунственно вскрыто, судьба честных останков Святейшего Никона неизвестна.
56.


Изразцовый иконостас придела был устроен в конце XVII века. Надпись между ярусами, вырезанная по белому камню, указывает на первообраз в храме Гроба Господня: «Церковь святаго Иоанна Предтечи под святою Голгофою, издолблена в камени».
57.


Всход на Святую Голгофу
58.


Голгофская церковь освящена Патриархом Никоном в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В северной части придела воспроизведено Лобное место (по-еврейски - Голгофа), где был распят Спаситель. Плоское камнепостлание с тремя круглыми углублениями означает вершину горы, на которой стоял Крест Господень и, по сторонам от него, - кресты двух разбойников. Глубокая трещина напоминает о расселине, образовавшейся в момент смерти Иисуса, когда «земля потряслась и камни разселись» (Мф. 27: 51).
59.


В глубине Лобного места находится кипарисовый Крест в меру Креста Господня, привезенный по заказу Патриарха Никона из Палестины. Образ распятого Христа выполнен, вероятно, в Новом Иерусалиме монастырским резчиком.

Крест Господень на старом фото
60.


Крест Господень сейчас
61.


Иконостас Голгофского придела на старом фото
62.


Нынешнее состояние придела
63.


Спускаемся с Голгофского холма а галерею за алтарем. Что интересно, это наверное тот самый редкий пример, когда алтарь храма можно обойти вокруг оставаясь в пределах церкви.
64.


Подземная церковь Нового Иерусалима (святых равноапостольных Константина и Елены) повторяет первообраз - четырехстопный одноглавый храм, сооруженный в Иерусалиме на месте Обретения Животворящего Креста Господня, сброшенного с Лобного места в глубокую цистерну к востоку от горы Голгофы. Сооружение «земляной церкви» в Новом Иерусалиме велось в 1680-х годах, однако рвы под ее фундамент были вырыты еще при Патриархе Никоне. Тогда же здесь открылся Живоносный источник.65.


В храме сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины XVIII века. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, которому предстоят в молении святые равноапостольные Константин и Елена.
66.


Алтарь Обретения Честного Креста Господня
67.


Пещера Обретения Животворящего Креста воспроизводит первообраз. Здесь находится кладезь, из которого можно взять святую воду. Через овальное отверстие в своде видна построенная в XVIII веке «палатка» и восстановленный в процессе реставрационных работ 1980-х годов деревянный Крест в меру Голгофского Креста.
68.


Пещера Обретения Животворящего Креста

Как и во всем Воскресенском соборе, в подземной церкви сочетаются архитектурные формы и убранство XVII - XVIII веков. Особенно богато оформлен барочной лепниной и вызолоченной резьбой барабан церковной главы, имеющий внутри хоры, через которые можно выйти на кровлю храма.

В северной части церкви погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская, урожденная Прозоровская (1750-1806), супруга великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800), и единственный их сын Аркадий Александрович Суворов (1786-1811). Надгробные плиты находятся на месте бывшего придела, устроенного в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» семьей Суворовых - щедрых вкладчиков Воскресенской обители.69.


Приделы Страстей Господних

Страстям Христовым посвящены придельные церкви за главным алтарем собора, устроенные Патриархом Никоном в соответствии с первообразами в храме Гроба Господня. Здесь же находятся входы в придел святителя Андрея Критского и в Подземную церковь. Приделы Страстей Господних имеют высокие изразцовые иконостасы, уходящие в барабаны световых глав. В XVII веке они были ограждены с запада невысокими стенками клиросов, впоследствии разобранными. На южной стене каждого придела находится белокаменная плита с текстом «каменного путеводителя». Эти плиты были установлены в соборе в первой половине 1680-х годов. Их надписи цитируют «Проскинитарий» и относятся к храму Гроба Господня, давая паломникам возможность сопоставить святые места «тамо» - в древнем Иерусалиме, и «зде» - и Иерусалиме Новом. Северный придел именуется церковью Написания титла. По преданию, в Иерусалиме здесь хранилась дощечка с надписью, поставленная над главой Иисуса Христа на Кресте и означающая вину Его: «Иисус Назорей, царь Иудейский» (Ин. 19: 19). По приказу Понтия Пилата надпись была начертана на трех языках.

Северный придел был освящен во имя святого Лонгина Сотника - римского воина, стоявшего при Кресте Господнем на Голгофе и уверовавшего в Сына Божия при виде дивных знамений во время смерти Его. По преданию, на этом месте в Иерусалиме была обретена слепою женщиной глава святого Лонгина, пострадавшего за Христа, причем слепая получила прозрение.70.


Центральный придел посвящен Разделению риз Спасителя, о чем свидетельствует надпись на иконостасе: «Церковь на месте идеже разделиша воини ризы Христовы и меташа жребия».
71.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь, именуемая Темницей. Ее первообраз в храме Гроба Господня связан с преданием о пещере в утесе Голгофы, где содержали под стражей узников, пока приготовлялись орудия казни. В древние времена пещера служила садовой сторожкой. Об этом в Темничной церкви Нового Иерусалима повествует надпись на изразцовом иконостасе XVII века. В Иерусалиме Темничная церковь посвящена Пресвятой Богородице, ибо Матерь Божия оплакивала здесь Своего Божественного Сына, когда Его повели на Распятие.72.


Придел, подобно прототипу, имеет четыре опорных столпа. Но если в иерусалимской церкви столпы низкие, а свод над ними - сомкнутый, то в Успенском приделе столпы высокие, предназначенные нести световую главу, - к сожалению, разобранную в XVIII веке. Темная, пещерного типа церковь-первообраз преображена в Новом Иерусалиме в стройный одноглавый храм, пронизанный льющимся сверху светом, который символизирует свет небесный, горний. Этот архитектурный образ воплощает тему Воскресения и Вознесения Богородицы, тему победы над смертью, торжества жизни вечной. Вместе с тем в планировке Успенской церкви сохранена память о событиях Страстной седмицы. В северной стене расположена маленькая «палатка», обозначающая место, где стояла Пресвятая Богородица, когда Её Сына и Господа пригвождали ко Кресту, и Ей Самой оружие пронзило душу (Лк. 2: 35).
73.


С запада к церкви Успения примыкает обширная трапеза. Здесь находится ковчег с частью мощей (длань правой руки) святой мученицы Татианы. Эта святыня была пожертвована в обитель царевной Татианой Михайловной в 1691 году. В южной стене трапезы помещается Темница Господня, устроенная для хранения каменных Уз Спасителя - священного подобия камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были заключены ноги Спасителя во время мучений Его. Святыня воспроизводит первообраз, перенесенный в храм Гроба Господня из претории Понтия Пилата.74.


Придел Рождества Пресвятой Богородицы
75.


76.


Другие приделы были на реставрации, а возможно пока закрыты поэтому и не были сфотографированы.
77.


Пребывание в Воскресенском соборе и само осознание прикосновения к православным святыням оставляет незабываемое трепетное впечатление. Всячески рекомендую здесь побывать особенно тем, для кого духовная история нашего государства и народа является близкой и насущной.

Так что на этом пока все, спасибо за внимание!

Источники:

Баталов А., Вятчанина Т. Об идейном значении и интерпретации иерусалимского образа в русской архитектуре XVI-XVII веков // Архитектурное наследство. - 1988. - Т. 36. - С. 22-42.
Безсонов С. Монастырь Новый Иерусалим // А.В. Щусев. Проект восстановления города Истры. М., 1946.
Воскресенский Новый Иерусалим именуемый, монастырь и город Воскресенск : альбом / авт.-сост. : И. Ю. Коровин. - М. : МОК-Центр, 2000. - 79 с., ил. - (Памятники истории и культуры Московской области) Ильин М.А. Подмосковье. М., 1966. С. 215.
Зеленская Г.М. Новый Иерусалим, М., 2003.
Низовский А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России. М., 2001.
Новый Иерусалим и город Воскресенск. Путеводитель / Г. М. Зеленская, Л. М. Черненилова. - 2. - М.: МОК ЦЕНТР, 2006.Официальный сайт Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Портал Храмы России. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.

© Vladimir d’Ar, 2019

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. История. Часть 1.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Архитектурный облик обители. Часть 2.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Воскресенский собор - внешний образ. Часть 3.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Скит патриарха Никона. Часть 5.

новоиерусалимский монастырь, монастыри россии, кувуклия, святыни воскресенского собора, ново-иерусалимский монастырь, воскресенский собор, гроб господень

Previous post Next post
Up