Всего 61 фото
Спасо-Вифанский монастырь находится в трех километрах от
Троице-Сергиевой Лавры на юго-восточной окраине Сергиева Посада. Монастырь не имет совсем уж давней истории - был основан в 1783-1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священно-архимандритом Лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». В этом небольшом монастыре сейчас тихо и спокойно. Встретили нас там очень приветливо и испросив разрешение, получили благословение на фотосъемку внутри Церкви Преображения Господня, а там есть что увидеть и чем восхититься.
Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской. Вокруг Спасо-Преображенского собора, в соответствии с замыслом Платона располагались остальные строения Вифанской пустыни, получившей «четвероугольную» планировку. Прямо перед собором, с западной стороны, были построены Святые врата с двухъярусной звонницей. К вратам примыкали два небольших братских корпуса. Еще два жилых корпуса стояли по сторонам собора.
02.
Святые врата Спасо-Вифанского монастыря с колокольней
Архитектурно монастырский комплекс был вытянут с запада на восток, а созданием монастырского ансамбля занимались известные московские зодчие Н. Одоевцев и В. Яковлев.
03.
Против южного фасада - покои архимандрита Платона: нижний этаж каменный, верхний деревянный перестроен из хлебного амбара, привезенного в Вифанию с лаврского житного двора. Против северного фасада собора стояли двухэтажные гостиные кельи. В восточной части пустыни были устроены братское кладбище и конный двор. Окружала Вифанскую пустынь невысокая кирпичная стена с четырьмя угловыми башенками.
04.
Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. В том же году архиепископ Платон был возведен в сан митрополита Московского. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и, сохранив за собой пост священно-архимандрита Лавры, получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.
В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 г. император, только что короновавшийся в Москве, прибыл в Троице-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию.
05.
На следующий день государь приехал в пустынь; он был весел и все виденное хвалил. Отобедав в Вифании, император вернулся в Лавру: приложиться к мощам преподобного Сергия, и оттуда отбыл в Москву. Приезд государя имел большое значение для Вифании. Уже 1 мая 1797 года был обнародован императорский указ о возведении Вифанской пустыни в степень второклассного монастыря. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, - говорилось в указе, - и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: Первое, учредить в Вифании второклассный монастырь, с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужских монастырей по изданным штатам определено…». Тем же указом повелевалось учредить при Вифанском монастыре семинарию. Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с трех мельниц, которые обитель сдавала в аренду.
О Высочайшем посещении Вифании напоминал обелиск, поставленный под окном кабинета митрополичьих покоев, «под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь».
06.
При жизни и после своего основателя Вифания играла важную роль «училищного» монастыря. Еще в 1800 г. по повелению императора Павла I при обители была открыта Спасо-Вифанская духовная семинария. Под отеческой опекой митрополита Платона семинария стала одной из лучших в России, как по устройству быта учеников, так и по уровню преподавания; преподавали здесь профессора Московской Духовной академии.
07.
Старое здание Вифанской духовной семинарии (1797-1800 гг.)
Скончался митрополит Платон 11 ноября 1812 года в Вифании. Отпевание над ним совершил в Лавре 16 ноября его викарий епископ Августин (Виноградский); похоронен он был в пещере нижней церкви Лазарева воскресения Вифанского монастыря. Над могилою был поставлен из дикого камня памятник, на котором была начертана сочинённая самим Платоном эпитафия: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель». Когда храм был уничтожен в 1950-е годы, останки приснопамятного митрополита удалось перезахоронить в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры.
Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого поклонения и почитания приснопамятного митрополита Платона. Жила в народе особая вера в его заступничество, предстательство и покровительство о детях пред престолом Божиим. Эта вера происходила от известного всем отеческого отношения митрополита Платона к воспитанникам Спасо-Вифанской духовной семинарии. Вот почему многие богомольцы считали своим долгом после Лавры преподобного Сергия посетить и уединенную Вифанию святителя Платона. Здесь они заказывали молебны и панихиды в память о святителе, о своих родных и близких.
К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда (так со временем стали называть Вяльковские-Ершевские пруды).
08.
Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды
Гефсиманского скита. Над зданиями возвышалась двухъярусная колокольня, заново построенная в 1870-х годах. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять луковичных глав церкви в честь Сошествия Святого Духа (Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа - на втором) (справа на старом фото ниже). Эта церковь была построена в 1860-х годах, когда Лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет Дроздов - воспитанник Платона. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии.
09.
Переживая времена расцвета и упадка, Спасо-Вифанская семинария на протяжении более 100 лет хранила дух митрополита Платона. Ее отличали близость к Московской Духовной академии и, с другой стороны, уединенность и, по временам, суровый быт. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии, в большинстве своем движимые взращенной в них привязанностью к своему духовному званию, охотно пополняли собой ряды сельских пастырей, ревностно неся служение на ниве Христовой.
10.
Спасо-Вифанский монастырь
В 1912 г. Спасо-Вифанский монастырь и семинария торжественно почтили столетие со дня кончины своего устроителя - святителя Платона. К празднику гробница святителя и гора Фавор в Преображенском соборе были украшены зеленью. На гробницу возложили новый белый серебряный покров - жертва благотворителей.
Центром Вифании является небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1783-1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе.
11.
Спасо-Преображенского собора и Церковь в честь Сошествия Святого Духа (на втором плане)
Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.
12.
По свидетельству современников гора была украшена «мхом, цветами, кустарниками и зверьками». У подножия ее лежали олений рог, двухпудовый рог единорога (видимо, нарвала) и китовые позвонки. По периметру храма располагались хоры. Стены и купол расписаны.
К сожалению, этот чудесный собор был разрушен при советской власти.
Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».
13.
«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.
14.
Внутренний вид Преображенской церкви на старом дореволюционном фото
Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1892 году сообщал: «Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль».
15.
После кончины основателя монастырь стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году - 11, в 1839 - 14, в 1860 - 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», - писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову))
16.
Новое здание Вифанской духовной семинарии (1826-1830 гг.)
17.
Новое здание Вифанской духовной семинарии (1826-1830 гг.)
В 1860-1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя.
18.
В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А.А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903-1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.
«Ежегодно 24 ноября братия монастыря почитает годовщину кончины великого архипастыря - митрополита Платона. И знаменитым людям приходится разделять общую участь людей, окончивших земное странствование и перешедших в иную жизнь, в которой существует какая-¬то преграда живому общению умерших с живущими на земле. Жизнь и труды великих людей становятся предметом исследования ученых, но научные работы не воспроизводят живого образа великих людей, а поток времени уносит «незабвенных» в темную область забытого прошлого. Имя митрополита Платона пользовалось большой известностью в русском обществе; дух его и по сей день витает в основанной им Вифании».
События после революции 1917 года
Размеренную жизнь монастыря и семинарии при нем прервали трагические для российской государственности и Церкви события начала XX в. Революционный переворот открыл печальную и, казалось, последнюю страницу истории Платоновской Вифании. Уже в первой половине 1918 г. жертвой большевистских властей стала Вифанская Духовная семинария; ее закрыли на основании закона «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» (декабрь 1917 г.) и декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (январь 1918 г.).
Летом 1918 г. Спасо-Вифанский монастырь был преобразован в сельхозартель; в ее состав кроме самого монастыря, вошли служащие и преподаватели закрытой семинарии, несколько крестьянских хозяйств. Председателем артели был избран Вифанский казначей игумен Илиодор. Новый статус оказался слабой защитой Вифании: в октябре того же года местный совнархоз реквизировал весь крупный рогатый скот артели. Попытка обжаловать действия властей закончилась арестом игумена Илиодора. Выйдя из заключения, о. Илиодор с расстроенным после нервного потрясения здоровьем вынужден был отказаться от казначейской должности.
19.
Святые врата и два смежных с колокольней братских корпуса
20.
Преображенский собор
21.
Положение еще более ухудшилось в 1919 году, когда в Вифанию из города Сергиев была перемещена колония-школа имени В.И. Ленина. Колония, позднее Детский дом, разместилась в зданиях семинарии и, отчасти, в монастыре. Открытая спешным образом, колония управлялась неумело, предоставленные самим себе воспитанники хулиганили, били стекла в монастырских зданиях, большую часть которых осенью того же года реквизировали.
22.
Спасо-Преображенский собор - вид со стороны Святых врат
В марте 1920 г. Патриарх Тихон по ходатайству Духовного собора уже закрытой Лавры утвердил в должности нового Вифанского казначея иеромонаха Порфирия, как оказавшегося «вполне достойным быть утвержденным в указанной должности» по способностям и усердию».
23.
Спасо-Преображенский собор - вид с северо-востока
В августе 1925 г. здания, угодья и все имущество Вифании были реквизированы. Таким образом, Вифанская трудовая сельско-хозяйственная артель, а вместе с ней и монашеское общежитие прекратили существование. В 1929 г. последовало закрытие Спасо-Преображенского и Сошественского храмов, и окончательное изгнание из Вифании остававшейся там братии. По воспоминаниям протоиерея Сергия Боскина, последний казначей Вифании игумен Порфирий поселился где-то в районе станций Клязьма и Мамонтовская, там и скончался в 1930-х годах. В 1932 г. здания упраздненной Вифанской обители перешли в ведение нового учреждения - Всесоюзного НИИ птицеводства. Отсюда Вифания стала именоваться Птицеградом, а улица которая сейчас ведет к монастырю получила позже переименована в Птицеградскую.24.
Монастырская колокольня - вид со стороны монастырского внутреннего двора
25.
Второй и третий ярус монастырской колокольни
26.
27.
Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. В «Новом» семинарском корпусе разместился Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум, «Старый» семинарский корпус власти Загорского района отвели под Кожно венерологический диспансер.
28.
Территория монастыря - вид к востоку
Здания и сооружения, которые было трудно приспособить к утилитарным нуждам, которые явно напоминали о Вифанском монастыре, просто уничтожались. Так в 1932 году, по решению районных властей, была разобрана монастырская колокольня. Позднее разобрали на кирпич монастырскую ограду. Храм Преображения Господня, по свидетельству старожилов, был снесен в пятидесятых годах, когда возобновились гонения на Церковь; вскоре разобрали и обветшавшие без ухода покои митрополита Платона.
29.
В «Новом» семинарском корпусе, выдающемся памятнике архитектуры русского ампира, удалось восстановить храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Казалось, что в разгромленной и забытой Вифании вновь затеплилась церковная жизнь; но в 1993 г., во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, «Новый» корпус сгорел вместе с восстановленным храмом; остались лишь стены. Все уцелевшее от пожара было расхищено.
30.
Тем не менее, пожар лишь приостановил, но не отменил воссоздание Вифании святителя Платона. Воссоздание обители началось с археологических работ в Духовской церкви. В сентябре 1997 г., в год 200-летия учреждения Спасо-Вифанского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было произведено вскрытие погребения митрополита Платона под полом Духовской церкви. Был обнаружен склеп, а в склепе - гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков святителю Платону. По благословению Святейшего Патриарха епископ Верейский Евгений, ректор Московской академии и семинарии, переоблачил останки митрополита Платона. 7 октября 1997 г., после соборной панихиды, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прах великого церковного иерарха был погребен в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.31.
И как напоминание потомкам звучат слова самого митрополита Платона высеченные на скромной надгробной доске рядом с надгробием:
«Читатель, вспомни всех судьбу,
Пролей о нем свою мольбу,
Да в Боге дух его опочивает,
Восставь, и тело с ним да возсияет.
На земле - суть временна и тленна,
Непостоянна вся и переменна.
Един покой - на небесах!
Лети в них, вера, на крылах!».
В 1998 г. начался процесс постепенного возвращения Троице-Сергиевой Лавре зданий упраздненной семьдесят лет назад Вифании. В 2002 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, под покровом Троицкой обители открылось Спасо-Вифанское подворье во главе с игуменом Даниилом. Наконец, в сентябре 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл подписал указ о преобразовании Вифанского подворья в мужской общежительный монастырь. Еще в октябре 2007 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была совершена торжественная закладка Преображенского собора, на месте одноименного, разрушенного в 1950-х годах. Чин освящения закладки совершил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископ Сергиево-Посадский Феогност.
Зайдем в воссозданную Преображенскую церковь. Внутренние пространства церкви очень необычны. Устройство внутри этого двухуровневого храма относительно евангельских событий и смысловой части его образа описывалось выше.
32.
Как мы помним, церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря.
33.
34.
35.
36.
В церкви по сути устроена гора Фавор (воссоздан ее образ), на вершину которой ведут две лестницы. Там в круглом храме на втором уровне находится верхний престол в честь Фаворского Преображения Христа.
37.
38.
39.
В самой «горе» находится нижний престол, посвященный Воскрешению Лазаря. Зайдем в лазаревскую пещеру. Это вход в нее (на фото ниже).
40.
41.
Иконостас в Лазаревском нижнем (пещерном) храме
42.
Пасхальная седмица, царские врата открыты.
43.
Выход из «пещеры»
44.
45.
46.
47.
Казначейский корпус. (1832 г.). Признан неудачным в архитектурном отношении.
Тихвинский храм сейчас на глубокой реконструкции
48.
Обходим Преображенскую церковь и покидаем уютную территорию монастыря.
49.
50.
Сохранившийся участок крепостной стены Спасо-Вифанского монастыря
51.
Угловая башня монастыря
52.
Осмотрим памятник Митрополиту Платону
53.
Памятник митрополиту Московскому и Коломенскому Платону торжественно открыт 24 ноября 2012 года. Памятник изготовлен в Беларуси, на предприятии «ВАИ». Скульптор - Шомов Александр Сергеевич. Архитектор-консультант - Лаврецкий Геннадий Александрович.54.
Митрополит Платон всегда искал возможность примирить господствующую Церковь со старообрядцами введением единоверия - разрешения богослужений по старым (дониконовским) книгам, «составил для единоверцев правила, утверждённые Синодом в 1801 году».
55.
Уделим некоторое внимание бывшим строениям монастыря что находятся рядом.
Монастырская гостиница в неорусском стиле построенная в 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А.А. Латкова.
56.
57.
«Старое» здание Вифанской духовной семинарии (1797-1800 гг.) (левее на фото ниже)
58.
59.
«Новое» здание Вифанской духовной семинарии (1826-1830 гг.).
Эти бывшие монастырские строения находятся все еще в удручающем состоянии.
60.
Вот на этом пожалуй и всё.
61.
Источники:
Официальный сайт Спасо-Вифанского мужского монастыря. История монастыря.
И другие
Благодарю
townsman за организацию путешествия в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры
© Vladimir d’Ar, 2019