Кийский крест патриарха Никона или Великая православная московская святыня в Крапивниках

Dec 29, 2018 12:52



Всего 18 фото

Очень давно хотел рассказать о великой православной святыне - Кийском кресте. Мы часто видим, как привозят в Москву святыни из Италии, с горы Афон и народ, желающий им поклониться выстаивает многие изнурительные очереди чтобы увидеть и прикоснуться к ним. Между тем в Москве огромное количество святынь не менее, а может и более значимых чем те, которые привозятся к нам и широко освещаются средствами массовой информации. Одна из них - святыня вселенского масштаба - Кийский крест патриарха Никона к которому по идее должна выстраиваться не менее многолюдная и постоянная очередь для поклонения - ан нет, народа не много, и это удивительно! Однако обо всем подробней.

Кийский крест - один из самых больших реликвариев (собрание церковных святынь) Восточной Церкви в виде креста из кипариса с частицами мощей святых, иконами и реликвиями. Кийский крест в Крапивниках уникален и как святыня, и как исторический памятник. Мало найдется реликвий, столь же насыщенных смыслами и столь же непосредственно связанных с фигурой одного из самых заметных Предстоятелей Русской Церкви на всем протяжении ее существования - Патриарха Никона.

История Кийского креста

Интересна история появления Кийского креста в миру́… Шел 1635 год. На острове Анзер (известном климовским соловецким братством) в Свято-Троицком скиту сын мордовского крестьянина Никита Минов в возрасте 30 лет принял постриг с именем Никон. Впоследствии он станет шестым Патриархом Московским и всея России. А тогда в 1639 году неистовый иеромонах Никон после конфликта с основателем Анзерского скита преподобным Елеазаром решает покинуть монастырь.

По преданию, в 1639 году будущего Патриарха Никона во время его морского путешествия на материк в устье Онежской губы застиг шторм, и он чудом спасся на безлюдном острове. Ступив на землю, Никон спросил: "Кий сей остров? (Что это за остров?)". Остров же был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон якобы и сказал: "Пусть же сей остров зовется Кий". Благодаря Бога за спасение, Никон поставил на острове поклонный крест, дав обет построить здесь монастырь.
02.


Поклонный крест патриарха Никона на острове Кий.
Автор Владимир Шалаев. Москва.

Спправедливости ради, насчет версии происхождения слова "Кий-остров". Как известно, Крестный монастырь стоит практически на голой гранитной скале, даже престол Крестовоздвиженского собора высечен из цельного камня, и название острова вполне оправдано географически. "Кий" или "киюра" использовалось и в архангельском диалекте русского языка для обозначения "остроконечного каменного молота" или "булыжника с вицевою обвязкою для забойки кольев". Во всех вариантах с корнем «кий» связывается «камень». В то же время в славянских языках "кий" - палка, пест, посох, дубинка. На севере "кий" употребляется не только как "камень", но "каменный молот или топор". Интересно, что в таком значении слово встречается уже в ранних русских памятниках - в Изборнике Святослава 1073 г., в Суздальской летописи (под 1216 г.), где означает и молот кузничный, и боевое оружие. Таким образом, в этимологии "кий" соединяются архетипы дерева и камня, и перепосвящение острова Св. Кресту вписывается в семантику архетипа Креста, утвержденного на Голгофе, как образа творения мира, гармонизации хаоса и утверждения власти.

В 1652 году, будучи уже новгородским владыкой, Никон вновь отправляется на Соловки за мощами святителя Филиппа. На обратном пути, проплывая мимо Кий-острова и увидев сохранившийся поклонный крест, он вспоминает про свое обещание. Став Патриархом, Никон бьет челом царю Алексею Михайловичу и получает от него разрешение на острове Кий "церковь поставить и монастырек соградить во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго Чудотворца Филиппа митрополита".
03.


Патриарх Никон (1605-1681) начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви.
У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию.

К этому времени из Палестины привезены были по просьбе Патриарха Никона два Креста "из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобны мерою Кресту Христову": один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой - для Крестного монастыря.
04.


Крестный монастырь на Кий-острове

Символическая программа Крестного монастыря, задуманного в комплексе с Валдайским Иверским и Воскресенским подмосковным монастырями патриархом Никоном, по-видимому, вместе с царем Алексеем Михайловичем, воплотила одну из граней символики рая, образа Обетованной земли на далеком северном острове.
05.


Размеры Кийского креста составляют 310 на 192 сантиметров. Его освящение состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста). В память об этом на кресте в нижней его части была сделана соответствующая надпись. Сам Патриарх "обложил его серебром, и златом, и драгоценным камением и бисером украсил. И положил в нем святых мощей даже до трию сту…". На Кресте смонтированы 18 восьмиконечных звезд, напоминающих о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, и являющихся символом Пресвятой Богородицы. В звезды были вставлены камни из святых мест Палестины.06.


Икона «Кийский крест с предстоящими». 1671 год.

На иконе Кийский крест изображены: слева сверху вниз: император Константин Великий, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа сверху вниз: императрица Елена, царица Марина Ильинична. Эту икону писал Богдан Салтанов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; ок. 1630-1703 гг.) - придворный художник царя Алексея Михайловича и его преемников, главный мастер Оружейной палаты (с 1686 г.). Автор икон, иллюстраций к рукописям, парсун. По происхождению - армянин, родом из Персии. В России он получает имя Богдан, являющееся буквальным переводом армянского имени Аствацатур (Богом данный). В картушах и на свитках в руках персонажей иконы представлены тексты общих служб происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня .
В Кийском Кресте сосредоточены частицы мощей вселенских святых и одновременно русских подвижников. Такого уровня святыни, заключенные в Кресте, свидетельствуют об исключительной роли создаваемого Креста-реликвария. Грандиозная иконографическая программа Креста не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

Мощи, вложенные в Кийский Крест, можно объединить в несколько символически значимых комплексов. Это мощи покровителей царского рода Рюриковичей и династии Романовых: св. Иоанн Предтеча, небесный покровитель царя Ивана IV, вмч. Феодор Стратилат - патрональный святой царя Феодора Иоанновича; преп. Михаил Малеин - тезоименитый святой Михаила Феодоровича Романова, св. Алексий, человек Божий - святой покровитель царя Алексея Михайловича. Соединение посредством вложения соответствующих мощей в одном реликварии двух духовно-плотских "генеалогий" - царской (патрональные святые, князья и воины-мученики) и святительской (святители и русские святые) - говорит о заложенной в иконографической программе памятника идее симфонии духовной и светской власти на Русской земле, идеальных отношений между государственной и духовной властью, знаменующих образ рая, Царства Небесного.
07.


В "Грамоте на устроение Кийского монастыря" патриарх Никон пишет о собрании в кресте-реликварии благодати святых мест Палестины, одновременно там же упоминается и некий монастырь Ставрос на Афоне, созданный, согласно "Грамоте", еще императором Константином Великим. Ко времени получения патриархом Никоном 13 июня 1656 г. царской грамоты о построении Крестного монастыря на Кий-острове в Москву и был привезен изготовленный в Палестине по просьбе патриарха Никона Крест "из древа кипарисного в высоту и ширину во всем подобен мерою Кресту Христову".
08.


В "Начертании жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России", составленном архимандритом Аполлосом цитируется челобитье Патриарха царю Алексею Михайловичу от 1656 года: "В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест".

В процитированном послании речь идет об устроении на Кий-острове Крестного монастыря - как видно из текста, обетного. И здесь же Патриарх сообщает о Кийском Кресте, который он послал на остров «в первое того монастыря незыблемое основание»: "Есть же той Честный Животворящий Крест... привезен от Палестины, сотворен от честного древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающего к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою Святого того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни". Вот каков был замысел Патриарха. Масштабно, как и все, что замысливал он.09.


После освящения крест под сильной военизированной охраной был перевезен на остров Кий. Во всех местах остановки на ночлег изготовлялись деревянные копии креста и освящались "на благословение". Один такой крест-копия хранится в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в городе Онеге. После смерти Патриарха Никона Кийский монастырь долго оставался особо почитаемым, конкурируя со знаменитым Соловецким монастырем.
10.


Кийский крест в интерьере храма в Крестном Кий-островском монастыре. Гравюра из книги XIX в.

Долгие годы Кийский крест пребывал в Онежском (Кийском) монастыре. Он находился в Крестовоздвиженском соборе, построенном в 1660-1661 годах при деятельном участии самого Никона, который в период между оставлением Патриаршего престола и ссылкой немало успел потрудиться на благо основанных им монастырей - Воскресенского Ново-Иерусалимского под Москвой, Иверского на Валдае и, собственно, Крестного на Кий-острове.
11.


Угасание монастыря началось со времен Петра I и особенно Екатерины II, когда стали активно изыматься монастырские земли. Перед революцией на острове Кий, где не было возможности заниматься хозяйственной деятельностью, кроме рыболовства, оставалось всего несколько монахов под руководством игумена, значительно оскудел и поток паломников.
Крест, как известно из дореволюционных описаний монастыря, помещался на месте храмового образа в деревянном, а с 1843 года - мраморном киоте и покидал обитель лишь единожды, в 1854 году, когда его "эвакуировали" в видах военной угрозы со стороны англичан. Во время этой эвакуации, к сожалению, были утрачены некоторые частицы мощей.
12.


После революции Крест вывезли на Соловки, уже лагерные тогда, где он занял место в экспозиции местного музея, о чем свидетельствует заметка в газете "Карело-Мурманский край" (№7 за 1927 год), где святыня глумливо именуется "божественным Универмагом". Когда музей на Соловках закрыли, Кийский крест оказался в Москве, откуда он когда-то и начал свой путь к устью Онеги. До передачи храму преподобного Сергия святыня пребывала в Государственном Историческом музее.

Знаю, что Кийский крест обнаружили священнослужители в ящиках "под лестницей" Исторического музея в разрубленном на три фрагмента виде, подготовленном то ли к "утилизации", то ли к вывозу "в неизвестном направлении" (как у нас это тогда водилось насчет древних редких артефактов) и передали храму преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках где восстановленный Кийский крест наконец обрел своё вечное священное пристанище. Освящение главного придела храма было совершено Патриархом Алексием II 30 августа 1991 года, в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его блаженного упокоения.

"Топография" Кийского креста

Шесть резных афонских кипарисных крестов (в настоящее время один из них утрачен) (на фото 12) с изображением двунадесятых праздников и евангелистов врезаны в вертикальное древко креста. На Кресте смонтированы 18 восьмиконечных звезд, в которые вставлены камни из святых мест Палестины.

Если изначально в кресте находилось до 300 частиц мощей святых, то сейчас насчитывается 104 частицы мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века.13.


Имена святых и их мощи водруженных на Кийский крест:

1. Вмч. Георгий
2. Мч. Христофор
3. Мч. Трифон
4. Вмч. Прокопий
5. Мч. Димитрий
6. Мч. Никита
7. Мч. Меркурий
8. Вмч. Пантелеимон
9. Мч. Анастасий
10. Прор. Даниил
11. Равноап. Царь Константин
12. Ев. Матфей
13. Ап. Андрей Первозванный
14. Св. Иоанн Предтеча
15. Ап. Павел
16. Неизвестный святой
17. Ап. Иаков Персский
18. Вмч. Феодор Стратилат
19. Свт. Иона, митр. Московский
20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский
21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский
22. Прп. Алексий, человек Божий
23. Свт. Петр, митр. Московский
24. Сщмч. Афиноген
25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский
26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский
27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский
28. Свт. Григорий, еп. Нисский
29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский
30. Свт. Василий Великий
31. Свт. Иоанн Златоуст
32. Ап. Тит
33. Первомч. архидиакон Стефан
34. Ап. Варнава
35. Ап. Фома
36. Ев. Марк
37. Ап. Иаков, брат Господень
38. Ев. Лука
39. Ап. Тимофей
40. Св. Лазарь Четверодневный
41. Ап. Иаков Зеведеев
42. Свт. Григорий Богослов
43. Свт. Игнатий Богоносец
44. Свт. Иоанн Милостивый
45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский
46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский
47. Сщмч. Акепсим
48. Сщмч. Ермолай
49. Свт. Григорий Солунский
50. Свт. Андрей, архиеп. Критский
51. Сщмч. Афиноген
52. Свт. Филипп, митр. Московский
53. Свт. Алексий, митр. Московский
54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский
55. Вмч. Феодор Тирон
56. Мч. Евфрасий
57. Неизвестный святой
58. Мч. Каллиник, Апрель 4   |   Август 17 , Декабрь 14     |   Июль 29 .
59. Мч. Кирик
60. Мч. Каллистрат
61. Мч. Мамант
62. Мч. бесср. Косма
63. Мч. диакон Авив
64. Мч. архидиакон Евпл
65. Мч. Лукиан   Апрель 15.   |   Сентябрь 13   |  Июль 7 .
66. Мч. Неофит
67. Мч. бесср. Дамиан   |  Ноябрь 1.   |   Октябрь 17 .   |   Ноябрь 1 .
68. Мч. Авксентий
69. Вмц. Варвара
69. Вмц. Варвара*
70. Прп. Антоний Великий   |   Январь 17 .
71. Прп. Евфимий Великий
72. Мч. Евфимия
73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский
74. Прп. Ефрем Сирин  |   Январь 28 .
75. Прмч. и исп. Стефан Новый
76. Прп. Григорий Декаполит
77. Прп. Пимен постник Печерский
77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский       Август 7 , Сентябрь 28 .
Прп. Пимен Великий, Египетский    |  Август 27 .
Прп. Пимен Палестинский
78. Прп. Феодосий Печерский  |    Май 3 , Август 14 , Август 28 , Сентябрь
78. Прп. Феодосий* Антиохийский   |    Великий   |   Январь 11
78. Прп. Феодосий Тотемский     Январь 28 .
79. Бесср. Кир
80. Прп. Георгий Хозевит
81. Прп. Михаил Малеин  |   Июль 12
82. Свт. Никита исповедник Октябрь 13   |  Апрель 3
Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский
Свт. Никита исповедник архиепископ Аполлониадский
83. Мч. бесср. Косма Аравийский
84. Прп. Сергий Радонежский   |  Июль 5 , Июль 7 , Сентябрь 25
85. Свт. Иона, архиеп. Новгородский
86. Прп. Антоний Римлянин  |  Август 3
87. Прп. Иаков Боровичский  |  Май 22 , Октябрь 23 .
88. Прп. Савва Сторожевский
89. Прп. Евфимий Суздальский
90. Блгв. кн. Александр Невский,   Май 23   |   Август 30   |   Ноябрь 23 .
91. Блгв. кн. Роман Угличский,  Январь 31 , Сентябрь 10 .   |  Февраль 3 , Май 23 .
92. Мч. Марина  |  Июль 17 .
93. Мч. Ирина  |  Апрель 16 .   |  Май 5 .
94. Прмц. Анастасия Римляныня,   Октябрь 29   |   Октябрь 30
95. Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский  |   Октябрь 4
96. Блгв. Вел. кн. Георгий Всеволодович
97, 98, 99. Неизвестные святые
100. Прмц. Евдокия,   .;   |  Август 4 , Сентябрь 11   |  ;Март 1
101. Св. Анна
102. Прп. Феодосия дева
103, 104. Неизвестные святые

Звезды восьмиконечные

1.Камень Гроба Господня
2.Неизвестный камень
3.Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней
4, 5. Неизвестные камни
6. Камень от пещеры, где родился Христос
7. Неизвестный камень
8. Камень Гроба Пресвятой Богородицы
9. Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча
10, 11, 12, 13. Неизвестные камни
14. Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода
15. Камень от трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу
16. Неизвестный камень

Надпись на гравированной пластине с летописью:

14.


"При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день".
15.

На Кресте находятся 104 серебряные пластины с гравированными изображениями святых, чьи мощи сокрыты под ними. Пластины были исполнены русскими мастерами-резчиками в довольно короткий срок в большой спешке. Изображения выполнены несколькими серебряниками разного профессионального уровня с ориентацией на иконописные прориси и иконные образцы. Часть дробниц отличается высоким качеством техники резьбы и виртуозностью мастерства, в других же видна упрощенная манера резьбы. На кресте были закреплены два серебряных золоченых кованых ковчега, содержащих наиболее значимые святыни: "Часть Святыя и Животворящия Крови Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть Млека Пресвятыя Богородицы, часть крови Иоанна Предтечи, часть крови апостола Павла и часть самого Древа Креста Господня", во втором ковчеге находилась «часть самаго же Древа Креста Господня весом 65 золотников, к которой и ныне прикладываются богомольцы". Оба ковчега, к сожалению, не сохранились, но их изображения видны на иконах XVII-XIX вв. с изображением Поклонения Кийскому Кресту (фото 06). Такая грандиозная иконографическая программа самого Креста не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.
16.

Молитва Патриарха Никона, чтомая перед Кийским Крестом

"О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа. Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся. О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрой, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Кийский крест сейчас находится в Храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Подробно об истории этого храма и немного о Кийском кресте можно прочитать у меня вот в этом материале.
17.


Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Также об истории Константинопольского подворья (и его призраках) что располагается за этим храмом (на фото ниже на втором плане) - смотрите здесь.
18.


Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Выводы и итоги по моему разумению здесь будут лишними.
Есть всего лишь одна мысль о том, что мы живем в городе и стране где всегда есть место Чуду.

Источники:

С.В. Гнутова, К.А. Щедрина. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона.
Саша Митрахович. Кийский крест в Крапивниках. Портал Posmotrim.by.
Портал Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаики...

© Vladimir d’Ar, 2018

кийский крест, патриарх никон, остров кий, храм преподобного сергия радонежского в

Previous post Next post
Up