Усадьба Марфино. Каретный двор, Каретный сарай или Ещё немного неоготики. Часть 4.

May 25, 2018 11:01



Всего 78 фото

Это заключительная четвертая часть моего рассказа об удивительной жемчужине Подмосковья - дворянской усадьбе Марфино. Обычно посетители усадьбы ограничиваются осмотром дворца с флигелями, террасных лестниц со старой пристанью с грифонами, усадебного парка, "рыцарского моста" и марфинских церквей. Однако есть ещё одно интереснейшее место имеющее непосредственное отношение к усадьбе - Конный двор и Каретный сарай. Они также как и Красный "рыцарский" мост не относятся к "владениям" МО санатория "Марфинский" и отгорожены от его территории высоким металлическим забором на восточном берегу Большого Нижнего Марфинского пруда. Более того, чтобы попасть к Конному двору нужно опять же как и с Красным мостом сделать приличный "крюк". После осмотра усадьбы и Красного моста у посетителя часто уже не хватает сил на что-то еще - до того впечатления переполняют. Но побывать в Марфино и не увидеть Конный двор с Каретным сараем усадьбы непростительно поскольку они не менее интересны чем сами неоготические Дворец и Красный мост. И конечно же лучше добираться в Марфино на атомобиле - так будет гораздо комфортней перемещаться по близлежащей территории во всех отношениях поскольку совсем рядом есть и заброшенная усадьба Николо-Прозорово, крсивейшая церковь Николая Чудотворца если интересно. Кроме того этот затейлевый усадебный конный комплекс сейчас заброшен, неухожен и к лету полностью зарастает бурьяном и понять для себя многое насчет него очень трудно. Поэтому думаю, будет преимуществом увидеть Конный двор именно свободным от бушующей дикой зелени. Ну, засим, начинаем, а точнее уже и почти заканчиваем наше исследование усадьбы Марфино.
Конный двор расположен на южной окраине усадьбы Марфино. Стоит он на высоком берегу Нижнего Большого Марфинского пруда, к которому обращён западным фасадом. Южный фасад выходит к дороге, проходящий по границе усадьбы. Конный двор в усадьбе был сооружён в конце ХVIII века - в 1842-1843 гг., вероятно также, по проекту М.Д. Быковского и был заново отстроен. При этом, возможно, была повторена композиция первоначального здания об облике которого судить сейчас довольно трудно. Определённо можно говорить лишь о существовании двух проездных башен, которые были включены в комплекс нового здания Конного двора. Кладка конца XVIII века прослеживается только на внутренних стенах обеих проездных арок, а также в нижних частях стен по сторонам проездного проёма на южной башне.
02.



Главный фасад - северный, на него ориентирована небольшая липовая аллея (фото ниже). Перед ним у дороги стоит Каретных сарай (на фото ниже он слева), с которым Конный двор составляет цельный художественный и функциональный комплекс хозяйственных строений.03.



Как мы видим на фото ниже Конный двор в начале 80-х прошлого века сохранял ещё прежние формы и содержался в относительном порядке.
Слева на фото ниже как раз и есть Каретный сарай.
04.


1981-1983, Московская область, городской округ Мытищи, Усадьба Марфино.
Кирпичное, не оштукатуренное здание Конного двора (5 - на схеме ниже) выстроено в стиле псевдоготики. Сооружение с большим внутренним замкнутым двором в основе композиции имеет форму равностороннего треугольника с двумя скошенными углами и одним округлённым.

План-схема усадьбы Марфино
05.


1 - Главный усадебный дом
2 - Флигели
3 - Въездные ворота
4 - Псарни
5 - Конный двор
6 - Каретный сарай
7 - Церковь Рождества Богородицы
8 - Петропавловская церковь
9 - Красный "рыцарский" мост
10 - Старая пристань "с грифонами"
11 - Террасы Главного дома
12 - Павильон "Миловида"
13 - Музыкальный павильон (полуротонда)

В центре северного и южного крыльев возвышаются прямоугольные в плане проездные башни. Скошенный восточный угол выделен круглой башней.
06.



Восточный скошенный угол конного двора выделен лопатками и завершён ступенчатым аттиком.
Мы еще осмотрим эту комбинированную башню немного позже.
07.



Главный фасад решён довольно репрезентативно. В центре его симметричной композиции расположена двухэтажная башня.
08.


Высокий арочный проём сквозного проезда фланкируется арочными окнами. Над проездом - нить тесно поставленных стрельчатых окон с наличниками. На всё высоту стена башни расчленена сильно выступающими лопатками. Завершена башня парапетом из прямоугольных зубцов. Выделенные лопатками боковые части фасада увенчаны ступенчатыми аттиками.
09.



На центральной оси этих частей помещены прямоугольное горизонтально вытянутое окно и круглое чердачное окошко над ним. Аттик отделён от основной плоскости стены кирпичной оштукатуренной тягой. Промежуточные более низкие крылья фасада прорезаны пятью горизонтально вытянутыми окнами, обрамлёнными штукатурными дробно профилированными наличниками.
10.



Здесь кстати снимали фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) Никиты Михалкова.
Тогда на удивление Конный двор был ещё в относительном порядке.
11.


Вид главной башни северного фасада комплекса со двора.
12.



Так она выглядела до революции.
13.


14.


Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Правое крыло северного фасада Конного двора.
15.



Остатки деревянных перекрытий второго этажа северной проездной башни.
16.



Пока заходить на Конный двор мы не будем, а обойдем его для начала вокруг и против часовой стрелки.
Сейчас мы находимся в северо-западной части Конного двора. Наблюдаются руины круглой угловой северо-западной башни.
17.



Для ориентировки - фото Нижнего Большого Марфинского пруда чтобы у читателя включилось объемное ориентирование на местах.
18.



Сейчас мы пройдем вдоль западной стены Конного двора, что могла быть видна нам ранее на высоком берегу пруда как вы помните.
19.



Симметричная композиция западного фасада повторяет общую структуру главного фасада. Центральный и боковые ризалиты возвышаются над промежуточными крыльями. Они акцентированы лопатками и завершены зубчатыми аттиками.
20.



21.



Один взгляд внутрь
22.



23.



Центральный ризалит в пять окон завершён повышенным ступенчатым аттиком с арочным чердачным окном. Боковые ризалиты - трёхосевые.
24.



25.



26.



27.



Промежуточные крылья фасада прорезаны восемью прямоугольными окнами, равномерно распределёнными на плоскости.
28.



Напоминаю, что слева (на фото ниже) у нас крутой спуск берега Большого Нижнего Марфинского пруда и высокий металлический забор.
29.



30.



Вид на Конный двор с юго-запада.
31.



Короткий юго-западный фасад с симметричной композицией имеет в центре ризалит, углы которого обработаны лопатками. Основную поверхность его стены занимает арочная ниша с массивным наличником. В нишу вписан входной проём и круглое окно над ним.
32.



33.



Ко входу ведут белокаменные ступени. По сторонам ризалита расположено по одному широкому входному проёму прямоугольной формы.
34.



Вообще же издали и в таком ракурсе Конный двор вполне сойдет за небольшую крепость на холме!)
35.



Целый ряд деталей декора фасадов здания выполнен из белого камня: наличники главной проездной арки и ниши на юго-западном фасаде, наличники стрельчатых окон на северной башне, венчающие карнизы зубчатых аттиков, замковый камень южной проездной арки.
36.



Пройдем в эти юго-западные проездные ворота...
37.



...заглянув мимоходом в левое крыло.
38.



Теперь мы во внутреннем пространстве Конного двора. На дальнем плане Северная башня. Конный двор оказался очень просторным и почти что необъятным на удивление.
39.



Дворовые фасады конного двора лишены декора. Распределение прямоугольных оконных и входных проёмов продиктовано исключительно функциональными нуждами. Внутренняя планировка комплекса Конного двора образована поперечными капитальными стенами. В каждом из трёх основных корпусов они делят пространство на четыре неравных помещения.

Западный фасад внутреннего двора.
40.



41.



42.



Система перевязки кирпичной кладки - "тычковая", обработка шва - подскрёбка, размеры кирпича: 23,5/24/ х 11,5 х 6,5/7/ см. В первоначальной кладке система перевязки - "верстовая", обработка шва - односторонняя подрезка, размеры кирпича: 25/26/ х 11,5/12/ х 7/8/ см.
43.



44.



Сейчас мы смотрим оглянувшись на проездную юго-западную башню. Мы прошли сюда через нее.
45.



46.



В башнях северного и южного фасадов по сторонам проездных арок расположено по одному помещению.
47.



Северная башня Конного двора
48.



Во втором этаже северной башни - трёхчастная планировка с поперечным коридором, объединяющим расположенные по его сторонам изолированные комнаты. Под восточной частью здания (короткое крыло, образующее скошенный угол) находится небольшой полуподвал.
49.



50.



51.


Пространственно выделены также: угловое северо-западное помещение, круглое помещение восточной башни и помещение, соответствующее ризалиту юго-западного фасада.
52.



53.



54.



Восточная "комбинированая" башня на старом фото.
55.


Она же внутри.
56.



57.



Территория Конного двора. Слева у нас южный фасад внутреннего двора конного комплекса.
58.



В южной башне восточное помещение перекрыто коробовым сводом с распалубкой над проёмом.
59.



60.



61.



Южный фасад трактован очень сдержанно, с предельно скупым декором. В его симметричной композиции центр подчёркнут повышенным ризалитом с арочным проёмом сквозного проезда, имеющего клинчатый замковый камень.
62.



63.



64.


Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

По сторонам арочного проёма расположено по два прямоугольных окна. Центральная часть ризалита увенчана зубчатым парапетом. Боковые крылья фасада, первоначально глухие, прорезаны современными окнами.65.



Южный проезд (южная башня) с внешней стороны (со стороны дороги).
66.



В общем, Конный двор Марфино - это один из наиболее интересных усадебных конных дворов в стиле псевдоготики на территории Московской области. Утилитарный характер сооружения обусловил сдержанную трактовку "готических" элементов, что отличает этот памятник от других построек усадьбы, выдержанных в подобном стиле.
67.



68.



Сейчас мы практически полностью обошли Конный двор и перед нами появляется во всей своей красе Каретный сарай усадьбы Марфино.
Он расположен на юго-восточном краю усадьбы, у шоссейной дороги, к которой обращён его восточный фасад. Занимая скромное место в общем усадебном ансамбле Каретный сарай, стоящий рядом с Конным двором составляет с ним обособленный, художественно и функционально цельный комплекс. Каретный сарай построен, судя по стилистическим особенностям и характеру кирпичной кладки, в конце ХVIII века. Основной этаж предназначался для карет, верхнее помещение служило сенником.
69.



В 1828 г. на здании сделана черепичная кровля. Вероятно, во второй половине XIX века (датировка на основании кирпичной кладки) был устроен подвал, для входа в который пристроили тамбур. Тогда же сооружены контрфорсы на углах южного фасада.
70.


Каретный сарай на дореволюционном фото. Вид со стороны Конного двора на восток.

Одноэтажное с подвалом и чердаком-сенником кирпичное на белокаменном цоколе здание Каретного сарая выстроено в стиле зрелого классицизма. Прямоугольный, вытянутый с юга на север объём завершён двускатной кровлей. Строгие и чёткие симметрично построенные фасады, лаконичный и выразительный декор отличают памятник.
71.



Протяжённые (западный и восточный) фасады расчленены тремя крупными полукруглыми трёхчастными окнами.
72.



На торцевых фасадах, помещено по одному проёму - полукруглое трёхчастное окно с боковыми ложными частями на северном фасаде и арочный входной проём на южном. Оба проёма оформлены аналогично окнам протяжённых фасадов.
73.


Восточный фасад с боковым ложным окном

Проёмы украшены рустованными, белокаменными архивольтами с клинчатыми ”замками" в центре.
74.



Объединяющими мотивами всех фасадов служат белокаменные подоконный пояс и венчающий карниз, поддерживаемый консолями, непрерывно проходящие по всему периметру здания. Карниз отделяет основную поверхность фасадов от сенника. Углы объёма обработаны рустом. В центре восточного фасада примыкает поздний кирпичный тамбур под двускатной кровлей.
75.



Система перевязки кирпичной кладки в первоначальном объёме - "верстовая", раствор известковый, обработка шва - односторонняя подрезка, размеры кирпича: 28,5/29/ х 13/13,5/ х 6,5/7/ см. В тамбуре система перевязки - "цепная", известковый раствор, обработка шва - подскрёбка, размеры кирпича: 26/27/ х 12,5/13/ х 6/6,5/ см.
76.



Внутри Каретный сарай представляет собой одно помещение с плоским перекрытием. Под ним - подвал, над ним - чердак-сенник.
77.



Каретный сарай усадьбы Марфино - один из лучших по своим художественным достоинствам пример каретного сарая в стиле зрелого классицизма в подмосковных усадьбах. Здание является важным элементом цельного комплекса хозяйственных строений усадьбы Марфино.
78.



Ну, что же, вот мы и закончили наконец осмотр этой великолепной усадьбы Марфино, жемчужины усадебного Помосковья. Остается только пожелать скорейшего её восстановления чтобы и в будущем как и раньше усадьбе блистать, искриться успехом и радостью в своём едином гармоничном образе)

Источники:

Портал "Памятники архитектуры Москвы и Московской области". Конный двор, конец XVIII в., 1842-43 гг.; Каретный сарай, конец XVIII в. Ансамбль усадьбы Марфино.
План усадьбы Марфино взят у моего друга Вадима Разумова - Летописца Русской Усадьбы (deadokey).

P.S. Благодарю моего друга Максима townsman организовавшего это интереснейшее путешествие-исследование, бывавшего не раз в Марфино что очень помогало нашей общей компании также с моим другом - братом Алексием raven_yellow внимательно, увлеченно и с пристрастием осмотреть практически все важные исторические объекты усадьбы Марфино.

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1. Усадьба Марфино. История, судьбы. Северный фасад Главного дома усадьбы Марфино.
Часть 2. Усадьба Марфино. Южный фасад Главного дома.
Часть 3. Красный "рыцарский" мост, марфинские церкви, усадебный парк; тайны и легенды Марфино.

#конный двор, #неоготический стиль, #архитектор быковский, марфино, конный двор, неоготический стиль, #каретный сарай, каретный сарай, усадьба марфино, #марфино, #усадьба марфино, архитектор быковский

Previous post Next post
Up