Всего 67 фото
Весна! Наконец-то настали настоящие солнечные деньки, не в пример мрачной как никогда ушедшей недавно зиме. Упускать хорошее время было непростительно и мы с друзьями отправились в московский храм во имя Живоначальной Троицы в Хорошёве куда собирались уже довольно давно. В этот день было посещено еще и Троице-Лыково, но сейчас будет рассказ именно о Храме Живоначальной Троицы в Хорошёве на Карамышевской набережной, 15. Как вы уже наверное заметили по заглавному фото, с нами был не только летающий но и снимающий верный друг - квадрокоптер. Так что будут не только "земные" фотографии но и "небесные". А храм этот интересен прежде всего тем, что построил его еще Борис Годунов и обустроил в этих же местах свою усадьбу. Итак, приступим к осмотрам, размышлениям и полетам)
Места здесь просто восхитительные, а с высоты птичьего полета еще и необычно-интересные для уже искушенного человеческого восприятия бесчисленными "земными" фотографиями из сети. Конечно сейчас все прежние годуновские угодья уже застроены современными многоэтажками.
02.
03.
Ранняя история этих мест вписана в документы вместе с именами двух святых супругов - святого благоверного Великого князя Димитрия Донского и святой праведной Евфросинии (в миру Евдокии), Великой княгини Московской. Первый раз местность, которая тогда носила название "Ходынский луг", упоминается именно в Духовной грамоте - завещании Великого князя Димитрия Иоанновича в 1389 году. По воле Димитрия Иоанновича Донского Звенигородский удел "со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и сo всеми пошлинами" получил его второй сын - князь Юрий Димитриевич. Из Московских сел к нему отходил и "луг Ходыньский".
04.
Десятилетия и века спустя Великие князья и цари будут останавливаться в Хорошёве уже по пути в излюбленное место своего паломничества -
Саввино-Сторожевский монастырь. И произошло это именно благодаря князю Юрию Димитриевичу - ведь именно по его просьбе ученик преподобного Сергия Радонежского Савва основал на горе Стороже близ Звенигорода столь известную ныне обитель.05.
На рубеже XV-XVI веков новое название "Беседы" вытесняет прежнее из документов. Исследователи отмечают, что Большая Звенигородская дорога в те годы была менее оживленной и более спокойной, чем близкая Смоленская, и весьма очевидно, что великие князья отвели своей усадьбе роль дипломатической резиденции, в которой встречали и принимали иностранных гостей. И вот в 1572 году, при Иоанне Васильевиче Грозном, эти места снова меняют название. В документах впервые упоминается дворцовое село Хорошёво.
При Иоанне Грозном Хорошёво вместе с Крылатским и деревней Татарово, селами Щукино, Острогино, Святые Отцы (Всехсвятское) и простирающимися вокруг лесами входят в дворцовое ведомство. Возможно, уже тогда для царских нужд здесь построили деревянный дворец и храм. По документам 1572 года Хорошево должен был унаследовать царевич Иоанн Иоаннович. Но, как известно, он трагически погиб. На Московский престол вступил его младший брат - царь Феодор Иоаннович. Предположительно в 1594 году царь Феодор Иоаннович подарил Хорошево своему шурину, Борису Годунову, и тот принялся за новое обустройство усадьбы. Строительство храма неподалеку от царского путевого деревянного дворца началось возможно между 1596 и 1597 годами.
06.
Голландский купец Исаак Масса в книге «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления» так пишет о Борисе Годунове: "У него повсюду были прекрасные имения, и, приметив где-либо хорошую землю, он старался приобресть ее и так скупил многие имения; сверх того было у него много домов повсюду, в числе коих один весьма красивый, на расстоянии мили от Москвы, называвшийся Хорошево (Gorossoya), что значит красивый. И был он построен на горе у реки Москвы; здесь он часто веселился, нередко приглашая к себе иноземных докторов и других подобных людей, превосходно угощал их и дружески обходился с ними, нисколько не умаляя своего достоинства...". По всей видимости, в это время усадьба Хорошево служила загородной резиденцией, в которой проходили деловые и дипломатические встречи.
07.
Царь Борис Федорович Годунов
Храм же был здесь построен в 1598 году по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём и освящен в том же году во имя Живоначальной Троицы. О возведении храма Пискаревский летописец сообщает следующее: "Во дни благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии …по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова зделан храм каменной в селе его в Хорошове". Строительство предположительно было завершено в год восшествия на престол царя Бориса Федоровича Годунова. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 - придел Феодора Стратилата. Известно, что царь очень любил свое имение и проводил здесь немало времени. Оставив в тени различные стороны деятельности этой исторической фигуры, стоит отметить его вклад в становление Русской Церкви, связанный с учреждением Патриаршества (1589 г). Еще при царе Феодоре этому предшествовала сложнейшая дипломатическая миссия, принятая на свои плечи Годуновым.
Изображение Бориса Феодоровича Годунова можно видеть на западной стене церкви, он склоняется пред престолом Царицы Небесной, посвящая храм Святой Троице.
08.
Фреска П. Аносова. 1989 год.
09.
Гармоничный силуэт Храма Живоначальной Троицы на гребне холма когда-то царствовал над окружающим открытым пространством по обе стороны Москва-реки. Признанный шедевр архитектуры, он принадлежит к небольшой, но весьма заметной группе памятников, созданных, возможно, одной артелью в так называемом «годуновском стиле». В их числе малый собор Донского монастыря, храм в Больших Вяземах и др.
Изначально храм представлял собой скорее три церкви, стоящие вплотную, с отдельными входами и объединенные с запада крытым гульбищем, над которым возвышалась небольшая звонница.10.
В XVII веке храм получил большую известность. 13 июня 1619 года здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.
11.
Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. В 1745 году была пристроена отдельно стоящая колокольня.
12.
Основной объём храма одноглавый, увенчан несколькими ярусами пышных кокошников. С боков к нему примыкают два симметричных придела со схожим декором.
13.
Стены и апсиды украшены тонкими лопатками и карнизами со сложной профилировкой.
14.
15.
Внутри видно, как стены венчает сложный ступенчатый свод. Его развитие в русской архитектуре можно проследить, начиная с псковских церквей XIV века. Заметны вмурованные в стену сосуды-голосники. Их функция двояка: акустическая, что следует из названия, и конструктивная - они облегчают свод.
16.
Характерная для всех памятников «годуновского» круга пластичная выразительность силуэта здания сочетается с изысканной, утончённой отделкой фасадов. Барабаны глав декорированы лёгкой аркатурой.
17.
18.
Использование расписной посуды (блюда, чаши и кувшины) в украшении фасадов свойственно балканской, итальянской архитектуре, в Москве это, пожалуй, уникальный случай. Блюда были привезены из города Изник (Никея, место проведения I и VII Вселенских Соборов в Малой Азии) и подарены лично Борису Годунову. О решении использовать набор тарелок как о «спонтанном» говорит то, что их попросту не хватило и они были дополнены жестяными, раскрашенными под керамику. На южном фасаде они отсутствуют вовсе. К XX столетию позакомарное покрытие было разрушено и закрыто четырехскатной кровлей. Все, что уцелело от подлинной керамики, хранится ныне в Историческом музее.19.
20.
21.
22.
Первоначальные узкие окна храма были растёсаны в XVII веке, тогда же открытую паперть заменили на обходную галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афанасьевым, сильно изменился: её сделали выше и скромнее по декору.
Мы будем обходить храм по часовой стрелки, а также иногда рассматривать его с высоты птичьего полета.
23.
Во время Отечественной войны 1812 года оккупированное французами село вместе с храмом было разграблено. Впрочем, церковная жизнь в храме "пособием приходских людей и доброхотных дателей" возобновилась довольно скоро. 27 января 1813 года освятили восстановленный Никольский придел, а 7 июня того же года был освящен главный престол.
24.
Ветшающие строения дворцового комплекса были окончательно ликвидированы в 1820-30-х годах. Согласно генплану, датированному второй половиной 1840-х годов, участок включал в себя огороженную территорию храма, западнее - компактный комплекс Волостного правления с одноэтажными деревянными строениями: главным корпусом и хозяйственными постройками. Северо-западнее храма, вдоль красной линии проезжей трассы располагались сдвоенные одноэтажные деревянные крестьянские дома. С натуры снимал и план сочинял землемер коллежский ассесор и кавалер Краснов.
25.
1840-е. Генеральный план села, составленный Красновым.
Находившийся к северо-западу от него комплекс Конного завода, видимо должен был и дальше сохранятся на этом месте, поскольку в 1835-36 годах Е.Д. Тюрин разработал проект Хорошевского конного двора. Однако довольно скоро территория Конного завода была отдана для размещения артиллерийских складов летнего военного лагеря, располагавшегося на Ходынском поле. От прежних построек сохранялась лишь нижняя часть башни с парадными въездными воротами.
26.
1835-36. Генеральный план Конного завода. Архитектор Тюрин.
27.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве. 1845. Храм до постройки трапезной, чертеж архитектора Дергалова.
28.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве. 1845. Храм до постройки трапезной, чертеж архитектора Дергалова.
Состав жителей в Конюшенной слободе изменился, и она стала называться Солдатской, однако, как мы увидим, не потеряла и прежнего своего названия, которое периодически фигурировало в поздних документах. В 1844 году часть Хорошева опустошил пожар. Выгорела половина, расположенная с северной стороны Звенигородской дороги. Из трех домов священнослужителей, стоявших через дорогу напротив храма, сохранился лишь один, а всего из 34 дворов уцелело 16.
В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс.29.
30.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве. 1845. Храм после постройки трапезной, чертеж архитектора Дергалова.
Трапезную продлили до колокольни, для чего пришлось разобрать старую западную часть храма. Кроме того, увеличили оконные проемы. Вход в храм теперь располагался в колокольне, к которой пристроили два крыльца. В расширенной трапезной также устроили придел в честь пророка Илии, очевидно в память о недавнем пожаре.
31.
Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве. 1845. Храм после постройки трапезной, чертеж архитектора Дергалова.
К середине XIX века в приходе храма числилось уже более 900 человек. В 1855 году священник Никанор Андреевич Румянцев обратился к начальству с просьбой об увеличении площади кладбища, не вмещавшего уже всех усопших. Благоустройство храма также продолжалось. В апреле 1857 года в Троицком храме установили новые престол, жертвенник, и иконостас с иконами.
32.
33.
34.
Фасад Троицкой церкви с запада.
35.
Некоторые архитектурные детали фасада трапезной Троицкой церкви.
36.
37.
38.
39.
Колокольня Троицкой церкви.
40.
До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня.
Территория сегодняшней Троицкой церкви.
41.
А это обычный песчаниковый отбойник, что ставили обычно справа и слева от ворот, чтобы телеги и кареты не наезжали на боковые столбы и не портили их. Очевидно он чудом уцелел при сносе строений на этой земле.
42.
Кстати в крошечном Никольском приделе церкви царь Борис Годунов несколько лет подряд посещал зимний престольный праздник, приезжая ко всенощной. Известно, что санный путь царского поезда из Кремля занимал всего час. Этот придел при нем постоянно украшался. Он же был единственной теплой частью храма: в углу паперти, на уровне нынешних столпов (см. рис. 31), топилась изразцовая печь. Надо сказать, что с середины XVII века все храмы, целиком или частично, уже делятся на зимние (теплые) и летние. До этого они практически не отапливались, включая огромные кремлевские соборы. Остывая за зиму, каменные стены сохраняли прохладу и летом. Источником тепла служило дыхание и в большом количестве горящие свечи. Самой праздничной одеждой была шуба.
43.
Есть обоснованное предположение, что крайние справа окна и полуарки на уровне земли повторяют форму гульбищ XVII века, либо эти гульбища были частично использованы при строительстве трапезной (фото выше).
Цоколь трапезной раньше скрывал засыпанные помещения подклета. Там стояла печь, согревавшая полы с помощью духовой системы, устроенной в 1886 году. Ее труба видна на этом старом снимке рядом с колокольней со строны северого придела трапезной (см. планировку на рис. 31).44.
Автор: И.Нагайцев. 1982-1983 гг.
Как мы видим в настоящее время из объема цоколя рядом с северным приделом выходит по фасаду скорее всего вентиляционная труба.
45.
В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности, а в 1925 году его трижды обворовывали. 5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны - колхозному клубу.
46.
В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее - «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения.
Исследованиями выявлено, что строение № 6 (на фото ниже отмечено красной стрелкой), жилой дом рубежа XIX-XX веков, включающий в себя на уровне подвала белокаменную сводчатую кладовую конца 1590-х годов (остатки исчезнувшего дворцового комплекса), который обладает признаками объекта культурного наследия. Дворец Годунова очевидно располагался к северу от этого дома и находился там где сейчас незаконно возведены таунхаусы элитного жилого комплекса ЖК "Годуново" в охранной зоне реки.
47.
48.
В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление №1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.
49.
B 1963-1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательных натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен прежний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства.
50.
По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.
51.
В 2005 году по проекту, разработанному архитектором Е.Н.Гуровой в ООО «Альт проект», выстроен двухэтажный каменный дом причта с подвалом и мансардой.52.
Здание напоминает жилые палаты XVII века (на фото ниже), поскольку композиционное решение его фасадов основано на стилизации отдельных форм и декоративных деталей, характерных для допетровской гражданской архитектуры. Так южный фасад включает в себя крутую наружную каменную лестницу. В первом этаже сейчас располагается церковная лавка, имеющая независимый вход со стороны восточного фасада, в подвальном - церковная ризница и склад церковной лавки.
Этажи, на которых находятся помещения, предназначенные для администрации и хозяйственных служб, связаны несколькими лестницами, расположенными в различных частях здания. Представительные помещения, такие как, например, парадная трапезная, отличаются особой отделкой. Особенно изысканно оформлены два смежных помещения Крестильни, выполненной в виде миниатюрного храма с большим количеством настенных росписей.53.
В 1967 году в "Моспроекте-3" реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника "Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве". Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор - архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковой вход в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили также арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храме были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.
54.
Восточный фасад Троицкой церкви.
55.
56.
Боковой вход в четверик и первоначальный цоколь здания Троицкой церкви.
57.
Надвратная фреска "Троица".
58.
59.
60.
61.
62.
К моменту возвращения храма верующим в 1989 году из всех интерьерных росписей сохранился лишь фрагмент исполненной маслом композиции «Распятие» в алтарной части левого придела. Было решено заново расписать своды и стены, что в традициях древнерусской фресковой живописи и исполнил художник-монументалист П. Аносов. Храм был возвращен Церкви на Пасху, а 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался.
63.
B 1993 году из храма были похищены собранные c большим трудом несколько десятков старых и новых икон.
64.
С 1994 года клириками храма являлись сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в священном сане. 5 июля 1998 года храм был освящен патриархом Алексием II. Летом 2002 года был восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.
65.
Престолы Троицкой церкви:
Живоначальной Троицы (главный)
Свт. Николая Чудотворца
Вмч. Феодора Стратилата
Пророка Илии (придел в трапезной)66.
67.
В эти выходные погода была просто превосходна. Теплый почти летний легкий ветерок, голубое небо, эта удивительно изыскно "живая" церковь. Умиротворение и наслаждение наступающей весной было полным и всеобъемлющим. Уезжать не хотелось, но нас ждало Троице-Лыково.
Всем рекомендую побывать здесь, где как сказал в своё время В. Даль, "Хорошо Хорошево, да не наше, царево")
Источники:
Официальный сайт Храма Живоначальной Троицы в Хорошёве Благодарю моего друга археолога Игоря Бойцова
durasik за организацию этого исследования и легкого но насыщенного солнечной весной путешествия.
© Vladimir d’Ar, 2018