Дворец Топкапы в Стамбуле. Второй двор - Диван, Казначейство, Гарем и Дворцовые кухни. Часть 2.

Jan 03, 2018 11:04



Всего 84 фото

Сейчас мы с вами находимся во Втором дворе дворца Топкапы в Стамбуле. В отличие от Первого здесь тихо, спокойно, нет обычного шума туристических групп. Все как будто перестают говорить лишние слова. Само по себе деление территории дворца Топкапы на четыре двора создает по мере продвижения по ним всё более глубокое понимание, что ты находишься в сокровенном месте. Это явно чувствуется. Здесь в частности находился Гарем османских султанов - одно из самых тайных мест империи. Это сокровище султаны охраняли как зеницу ока - Гарем символизировал обладание всеми сокровищами мира на земле, показывал власть султана и его величие одновременно как Повелителя. Второй двор также известен как площадь Дивана (Divan Meydanı) или площадь Правосудия, так как он является пристанищем двух важнейших государственных учреждений -  Зала для заседаний министров (Divanhane) и башни Провосудия, где четыре раза в неделю обсуждались государственные дела.

Второй двор Топкапы был создан в 1465 г. во время правления Мехмеда II (Завоевателя), однако окончательный его расцвет пришелся на эпоху правления Сулеймана I (Великолепного). Именно в 1525-1529 гг. он был расширен и обновлен. Он являлся административным центром Османской империи, а также площадью, где проходили различные торжественные церемонии. Со всех сторон он окружён сводчатыми галереями. Ключевым элементом всего двора являются Врата Счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-Saâde), олицетворяющие султана и ведущие в его часть дворца. С правой стороны двора располагаются дворцовые кухни; с левой стороны - здание государственного совета (Дивана), внешнее казначейство, вход в Гарем и Башня правосудия.

Сейчас мы как раз во Втором дворе. Здание на фото ниже - галерея Ворот Приветствия. Один взгляд назад.
02.



Сводчатые галереи справа от Ворот Правосудия и Фонтан.
03.



Итак, Второй двор был местом  проведения торжественной церемонии восхождения султана на трон (Cülûs), церемонии вручения Священного флага (Sancak-ıŞerif) командирам вооружённых экспедиций, отправляющихся в военный поход. Также на его территории отмечались религиозные праздники (например, ArifeDivanı и BayramlaşmaTöreni), выдавалось жалование (ulûfe) солдатам кавалерии (Sipahi) и янычарам, проводились приёмы послов иностранных  государств.
04.



Церемония распределения жалования, проходившая каждые три месяца, была одним из самых ярких событий и получила название Победное заседание (GalebeDivanı). Приём иностранных послов и сановников обычно назначался на тот же день, что и Победное заседание, так что они  могли быть свидетелями того, как жалование и еда щедро распределялись между стройными рядами солдат, стоящими вдоль сводчатых галерей двора. Это был своего рода способ продемонстрировать иностранным послам и высокопоставленным чиновникам силу и богатство Османской империи.  Затем послы доставлялись Великим визирем в Залы для заседаний консулов, где в их честь проводился торжественный банкет.
05.



Рассказывают что под Второму двору дворца спокойно разгуливали косули, павлины и другие экзотические животные и птицы.

Здание государственного совета - Диван

Первое здание государственного совета представляло собой постройку из дерева, возведённую по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.). Современное арочное строение возникло в результате реконструкции, проведенной в 1527-1529 гг. (во время правления Сулеймана Великолепного) по проекту главного архитектора Алаэддина, а также после серии дальнейших успешных ремонтных работ.
06.



Башня Правосудия

Изначально башня была сконструирована по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1444-46/1451-81 гг.) в качестве киоска, а позже перестроена и расширена  Сулейманом Великолепным в период с 1527 по 1529 гг. Верхняя часть башни имеет конусообразную заостренную форму. При правлении Махмуда II была увеличена дальность обзора с башни с помощью усовершенствования её фонаря в 1825 (1820) году. С течением времени на башню был добавлен бельведер в стиле ампир. Это произошло в эпоху правления Абдул-Азиза (1861-1876 гг.). Лестница этой пятиэтажной башни датируется XIX веком.
07.



Башня Правосудия  была спроектирована по образцу традиционных дворцовых башен, что давало государю возможность осматривать с её вершины город и дворец, и в частности, наблюдать за заседаниями государственного Совета из окна башни. Сейчас Башня Правосудия фактически является частью здания Госсовета (Дивана).08.



Арочные галереи здания Дивана были огорожены золочёными сетками и дверьми с добавлением барельефов в стиле рококо.
Кстати слева на фото ниже - вход в Гарем.
09.


10.



Непрерывно ловишь себя на мысли об использованных в архитектуре дворца бесчисленных античных колонн...
Их капители правда уже османского стиля.
11.


12.


13.



Здание очень красивое! Насладимся ей...)
14.


15.


16.


17.


18.


19.



В результате реконструкции здания в 1819 г. (при правлении Махмуда II) были выгравированы две стихотворные надписи на его фасаде. Одна из них принадлежит Селиму III, а вторая - Махмуду II. А на стене арки, ведущей в кабинет служащих Государственного совета (Divan-iHümâyûn), начертаны монограммы Мустафы III.20.


21.


22.


23.



Здание государственного совета, известное также как Куббеатлы (Dîvan-iHümâyûn), состоит из трёх департаментов, а именно:  зала совета, где обсуждались важные дела государства, кабинета служащих, где записывались принятые в зале совета постановления, и регистратуры, откуда документы и записи о постановлениях отправлялись в архив.
24.



Заседания государственного совета проходили 4 раза в неделю. Члены совета (утвержденного султаном в качестве высшего органа власти), прозванные Великими визирями, визирями Куббеатлы и Высшими военными судьями Анатолии и Румелии (Европейской и  Османской империи), должны были заниматься государственными делами, принимать решения и оглашать приговоры по судебным делам.
25.


26.



На этих собраниях обсуждались государственные, политические, административные, финансовые и повседневные вопросы, а также рассматривались важные общественные дела. Государственный совет министров также был местом, где Великие визири принимали иностранных послов, и где проходили церемонии бракосочетания дочерей султана с их избранниками.
27.



Правители  Османской империи не присутствовали на заседаниях в Зале государственного совета министров (Куббеатлы). Большую часть времени они следили за совещанием членов совета из отдельной комнаты в Башне Правосудия, через окно которой открывался вид на Зал Совета.
28.


29.



Когда султан был не согласен с решением совета по какому либо вопросу, он закрывал окно, таким образом подавая знак министрам о необходимости прервать совещание. В этом случае Великий Визирь и остальные министры должны были проследовать в Зал Аудиенции, чтобы продолжить обсуждение вопроса, но уже в присутствии султана.
30.


31.


32.


33.



Зал государственного совета визирей (Куббеатлы) имеет несколько особенностей, обеспечивающих осуществление правосудия в государстве. На самом деле интерьер Зала Совета можно легко разглядеть снаружи сквозь позолоченные решётки. Такая открытость помещения означает, что все постановления Совета не были конфиденциальными и являлись достоянием общественности. С другой стороны, тот факт, что правитель следил за заседаниями Совета из своего окна, являлся доказательством того, что хотя он и делегировал свои полномочия министрам, заседавшим в Совете, он был уверен, что несправедливость никак не навредит гражданам Империи.
34.


35.


36.


37.


38.


39.


40.



Внешнее казначейство

Здание Казначейства, которое в настоящее время используется в качестве оружейной, было сконструировано по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.), а позднее снесено вместе со Зданием Совета и заменено на новое здание в период с 1526 по 1528 год (во время правления Сулеймана Великолепного).
41.



Строение покрыто восемью куполами, опирающимися на три большие колонны. Здание Внешнего Казначейства использовалось в качестве официального государственного казначейства до середины 19-го века. Издавна здесь хранилась государственная казна и личное имущество султана. Сюда же свозили все щедрые подарки, которые султан получал со всех уголков мира. Сейчас здесь выставка этих сокровищ.
42.



К моему глубокому разочарованию фотографировать сокровища как и все экспонаты в музее Топкапы запрещено. Все что мне удалось снять в сокровищнице, пока стремительно не подошел охранник в парадной форме эмоционально провозгласив, - Sir! Сan not be photographed!, - вот эти великолепные часы Фаберже XIX века в форме грифона из оникса - подарок султану Абдул-Хамиду II.
43.



Сейчас здесь Музей оружия. Представлена впечатляющая выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много военной одежды и доспехов. Выставка поражает надо сказать честно. Одно стороннее фото для общего представления о выставке оружия. Есть удивительные экземпляры.
44.


45.


46.


47.


48.



Вид от здания Дивана в сторону Ворот Счастья
49.


50.



Если идти от Сокровищницы к Воротам Счастья - обращает на себя внимание вот эта любопытная колонна - Колонна Селима III. Она Использовалась для навешивания мишеней для стрельбы из ружья. Селим III очень увлекался стрельбой по мишеням, да и не только очевидно)
51.



Гарем

В Гарем попасть не удалось поскольку изначального плана по посещению Топкапы у меня не было, а Гарем находится в стороне от основного потока посетителей - за внутренней стеной Второго двора. На фото ниже вход в него виден в левой дальней части кадра - на углу здания Дивана и галереи западной внутренней стены. Поэтому пара фото Гарема - сторонние - уж простите)
52.



Важнейшие события в истории дворца Топкапы произошли при Сулеймане Великолепном и связаны они с именем его жены по имени Хюррем или Роксолана. Именно она настояла на том, чтобы гарем был перенесен как можно ближе к покоям повелителя. Это произошло в XVI веке когда дворец Топкапы претерпевал большую реконструкцию, в связи с переносом сюда султанского гарема.
53.


Фото Rubén Hoya

Роксолана - одна из самых легендарных личностей, связанных с дворцом Топкапы - это наложница, ставшая женой султана Сулеймана Великолепного. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из украинских сел. Потом продана в рабство, а затем подарена будущему правителю. Считается, что настоящее имя ее было Анастасия Лисовская, на Западе ее прозвали Роксоланой, а в султанском гареме за ее веселый нрав дали имя Хюррем (весёлая). От природы умная, сообразительная и находчивая Хюррем сумела в гареме завоевать особое расположение правителя в противоборстве с главной его женой Махидевран.

В гареме существовала строгая иерархия, и вырваться наверх было нелегко. Первая ступень это одалиски, которые могли никогда не стать наложницами султана. Далее следовали гёзде, проведшая несколько ночей с правителем. Из их числа выбирались фаворитки - икбал. Обычно их было 10-15. С каждой из них он периодически спал. Если икбал рожала сына, она возносилась на высшую ступень, становилась главной фавориткой.54.


Фото nodog please

Красивая и обаятельная Роксолана прошла все эти ступени, привлекла сердце Сулеймана так, что он крепко полюбил ее, отослав Махидерван в дальнюю провинцию. Со временем Хюррем приобрела такое положение, что получила титул хасеки, что ставило ее даже выше родных братьев и сестер султана.  Более того, султан официально женился на ней, а это противоречило традициям турецкого императорского двора. Хюррем получила официальный титул жены и после этого Сулейман никого из женщин больше не знал.

В последние годы жизни Хюррем приобрела такой большой вес, что султан ее воспринимал, как своего главного советника, а находясь в походах всю информацию о том, что происходит при дворе, получал только от нее. Она принимала послов, вступала в переписку с иностранными государями. По одной из легенд Хюррем была, скорее всего, отравлена кем-то из придворных. Хасеки родила Сулейману много сыновей среди которых был и наследник отца - султан Селим II. Покои Хюррем во дворце Топкапы одно из самых посещаемых мест внутри резиденции.
55.


Автор неизвестен

В общем есть повод еще раз оказаться в Топкапы и подробно отснять Гарем)

Между зданиями Дивана, Сокровищницы и Дворцовыми кухнями султана находится Манускрипт о Крепости Сухуми.
56.



Этот манускрипт посвящен Крепости Сухуми, построенной по указу Ахмеда III (1703-1730 гг.) на берегу Чёрного моря. Он были перенесен в Императорский дворец во время Османско-Русской войны (1877-1878 гг.). Датированная 1877 г. монограмма (tughra) Султана Абдул-Ахмида II является введением в стихотворный эпиграф.



57.



Дворцовые кухни

Дворцовые кухни делятся на Главную кухню (Mâtbah-ıÂmire), обслуживавшие Султана и Гарем,  которая соединяется со вторым двором, дверьми Главной Кладовой (Kiler-iÂmire), Частную кухню (Has Mutfak), а также часть кухни, где готовились десерты и сладости. Было также молитвенное помещение для поваров, что любопытно. Дворцовые кухни также приготавливали пищу для высокопоставленных государственных чиновников, членов Совета Министров и для прочих лиц, являющихся членами Дворцовой иерархии.
58.



Дворцовые кухни очень большие. Если смотреть со стороны Мраморного моря - они самые заметные среди строений дворца Топкапы по своим размерам. Вы можете увидеть многочисленные характерные вытяжные керамические трубы этого огромного кухонного комплекса. Кстати, эти здания четко очерчивают размеры Второго двора дворца Топкапы по длине.
59.



Кухни, состоящие из десяти секций, были построены в XV веке и расширены в XVI-м веке во время правления Сулеймана Великолепного. Они были спроектированы заново Главным архитектором дворца Мимаром Синаном после пожара, произошедшего в 1574 году. Низкоглавые купола, возведённые в южной части кухонь, были созданы в XV веке. Стены сделаны из камня и покрыты кирпичом. Над воротами прохода во время реконструкционных работ была выгравирована надпись, с именем Мехмеда Аги и датой 1699 года. Здания дворцовых кухонь по всей их длине закрыты галереями Второго двора.
60.



Двери выполнены в стиле kündekâri, т.е. сделаны из дерева, декорированного резьбой с геометрическими элементами. В 18-ом веке была построена мечеть для поваров. Деревянные пороги и прочие деревянные конструкции были уничтожены в ходе реконструкции в 1920 году. Во дворце Топкапы было три кухни. В главной дворцовой кухне от 800 до 1 000 поваров ежедневно готовили на 4 000 человек. В соседнем здании располагалась кондитерская (хелвахане). Ну и отдельное помещение занимала кухня, где готовились блюда для султанской семьи. В настоящее время в десяти комнатах дворцовых кухонь расположилась самая крупная выставка китайского и японского фарфора после пекинской и дрезденской.

Здесь повторилась таже история по запрету фотографировать. Однако я все же договорился с доброжелательным охранником сделать пару кадров. Но как только я начал снимать - появился очевидно уже музейный представитель категорически запретивший мне снимать и сделавший выговор охране. После такого очедного казуса я решил уже не царемониться и начинал снимать как только охрана скрывалась из виду. Вот так все же удалось снять вот эти великолепные сооружения. Так что, смотрим!)
61.


62.


63.



Впечатляет, не правда ли!?
64.


65.


66.


67.



А теперь выходим из Дворцовых кухонь. Этот выход находится примерно в середине комплекса по его длине и гораздо более впечатляющий чем тот вход что у Ворот Счастья.
68.


69.


70.


71.



Итак мы с вами находимся у сводчатой галереи Второго двора, что как раз и скрывает от зрителя дворцовые кухни и идет вдоль них.
72.



Здесь в галерее выставлены очевидно найденные при раскопках многочисленные османские надгробные плиты и детали украшений мечетей и дворцов. Мы с вами идем в обратную сторону - как бы в начало осмотра Второго двора.
73.


74.


75.


76.


77.


78.



Ну вот. Фактически мы и в начале осмотра - у Ворот Приветствия. Здесь есть несколько архитектурных артефактов которые тоже можно с любопытством осмотреть.
79.



Возможно это капитель очевидно еще византийских времен судя по форме и стилю резьбы по камню.
80.



Вот она более крупным планом
81.



Это очевидно также безымянные остатки античного храма.
82.



Кстати вот в этом здании справа на фото ниже находится Выставка дворцовых экипажей.
83.



Итак, мы осмотрели Второй двор Дворца Топкапы в Стамбуле и находимся у Ворот Приветстия. Сейчас мы вернемся к Воротам Счастья и с них продолжим осмотр уже Третьего двора Топкапы.
84.



Источники:

Дворец Топкапы в Стамбуле. Портал turako.ru

© Vladimir d’Ar, 2018

Часть 1 - Первый двор - двор янычар
Часть 3 - Третий двор - Двор Эндерун, Покои султана, Сокровищница
Часть 4 - Четвертый двор - Султанский сад, Мраморная терраса, Золотой Рог
Часть 5 - Четвертый двор 2 - Павильоны, Пролив Босфор, Мраморное море

дворец топкапы, #стамбул, стамбул, #дворец топкапы, достопримечательности стамбула, #достопримечательности стамбула

Previous post Next post
Up