Мозаики и фрески Хоры. Парэкклесий (часовня). Захоронения церкви. Часть 7.

Oct 29, 2017 12:53



Всего 68 фото

Это заключительная часть моего рассказа о чудесных мозаиках и фресках Церкви Христа Спасителя в Полях (монастыря Хоры). В ней мы не только узнаем о захоронениях храма, но осмотрим фрески апсиды, также росписи нижнего уровня стен парэкклесия (часовни) и могилы знатных византийцев.

После осмотра фресок верхнего объема парэкклесия сразу обращают на себя внимание образы шести святых на нижнем уровне стены апсиды. Имя Святого того что крайний слева не установлено.
02.



Имена остальных же слева направо: ...Святой Афанасий Великий, Святой Иоанн Златоуст, ...
03.



...Святой Василий Великий, Святой Григорий Богослов и Святой Кирилл из Александрии.
04.



А теперь крупные планы.

Неизвестный святой.
05.



Святой Афанасий Великий
06.



Святитель Афанасий Великий (др.-греч. Αθανάσιος, ок. 295-373) - один из греческих отцов церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства.07.



Святой Иоанн Златоуст (Златоу́стый) (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος Иоанн Хризостом; ок. 347 - 14 сентября 407) - архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
08.



Прямо-таки ощущаешь характер этого человека и его внутреннюю силу...)
09.



Святитель Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.
10.



Святой Григорий Богослов (греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, Григо́рий Назианзи́н, греч. Γρηγόριος Ναζιανζηνός; ок. 325, Арианз - 389, Арианз) - архиепископ Константинопольский, христианский богослов, один из Отцов Церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого.
11.



Святой Кирилл из Александрии (др.-греч. Κύριλλος Α΄ Αλεξανδρείας) (376 - 27 июня 444) - Отец Церкви, христианский египетский экзегет и полемист, возглавивший оппозицию несторианству. Представитель александрийской богословской школы.
12.


13.



Надо сказать, что именно это место в парэкклесии вызывает наиболее глубокий трепет и удивительное концентрированное ощущение как вселенской строгости так и одновременно всецелой благодати.
14.



Справа в апсиде под фреской Богоматерь Элеуса находится встроенная в стену квадратная чаша, очевидно для святой воды и отправления ритуалов. Как она называется и есть ли что-то подобное в старых византийских храмах мне неизвестно. Было бы любопытно услышать комментарии от специалистов. В сети упоминаний о ней я не нашел.
15.



Кстати, слева от апсиды парэкклесия есть вход в небольшое подкупольное помещение с апсидой (см. план церкви на рис.18 ниже).
Освещения там нет никакого, только льется дневной свет из под купола - поэтому пришлось вытягивать "света")
16.



В сегментах этого небольшого восточного купола угадываются изображения святых, но кто это - узнать не представляется возможным. В известных мне источниках каких-либо упоминаний об этих фресках нет вообще.
17.



Однако вернемся в парэкклесий. На плане ниже представлены обозначения захоронений в церкви Христа Спасителя в Полях. Золотистым цветом выделен парэкклесий. План этот будет нам в помощь для дальнейших исследований. Заглавными латинскими буквами обозначены места захоронений.
18.


В Хоре обрели последний покой многие известные люди. Здесь, к примеру, был похоронен патриарх Герман, при котором началось иконоборчество. А в камере под полом основного храма лежат знаменитые защитники икон IX века - уже упоминавшийся гимнограф Феофан Начертанный (умер в 845 году) и Михаил Синкелл (умер в 846 г.). Вполне вероятно, что костные остатки, обнаруженные там археологами, принадлежат этим знаменитым святым, но проникнуть в камеру сейчас нельзя, так что на них мы останавливаться не будем.
19.



Поговорим о реально доступных осмотру захоронениях. Сам Феодор Метохит упокоился в самой большой нише A (слева на фото выше), в северной стене западного компартимента (на фото ниже). Но при османах здесь была прорублена дверь, и фрески погибли - осталась лишь резьба по камню в арке.
20.



По сторонам вырезаны обезображенные сейчас главы архангелов Михаила и Гавриила, в центре над аркой - тоже поврежденный образ Христа.
21.



Архангел Михаил
22.



Архангел Гавриил
23.



Дверь в основной центральный объем храма и фрески - левее от могилы Метохита A.
24.



...и еще левее. Окно слева от двери устроено для освещения, возможно небольшой лестницы, ведущей на верхний уровень церкви.
25.


26.


27.


28.


29.



Могила B в северной стене восточного компартимента  - пуста. Она находится справа от могилы Метохита.
Святой мученик Вакх в правой части кадра (с выколотыми глазницами).
30.



Могила В под аркой (в левой части кадра на фото ниже).
31.


32.


33.



Напротив могилы В, в южной стене, в захоронении С, устроенном после 1321 г., уцелело изображение четырех человек (фото выше - справа), но кто они - неизвестно, поскольку эта могила также пуста (фото ниже). Осмотрим место захоронения, а точнее его фрески внимательней .
34.


35.


36.


37.


38.



Фресок святых и святых воинов очень много. Они же и призваны охранять покой умерших. Эти фрески идентифицировать достаточно затруднительно, хотя например здесь (фото ниже) читается имя Георгий как мне кажется... Возможно это Георгий Победоносец с копьем и мечом, но непривычно "без коня и змея")
39.


40.



Дальше к западу, в южной стене, напротив захоронения Феодора Метохита, находится могила D, где лежат конставл Михаил Торник (умер около 1328 г.) и его жена. Их портреты при османах были закрыты штукатуркой, поэтому частично и сохранились. Великий конставл Михаил являлся одним из ближайших советников Андроника II и другом Метохита - потому и похоронен здесь. Михаила числили среди богатейших и могущественнейших вельмож своей эпохи, но после падения Метохита он тоже принял постриг - под именем Макария. Его примеру последовала и жена.
41.



На стенах у могилы изображены четыре фигуры: это одни и те же Торник с супругой - но только до и после пострижения. Предполагалось, что, становясь монахом, человек умирал для мира и рождался заново для Царствия Небесного - в знак своего “нового рождения” он и менял имя на какое-то другое, но, как правило, начинавшееся с той же буквы. Михаил стал Макарием, что следует из странной на первый взгляд надписи над портретом монаха: “Тот же самый монах Макарий”, или, скорее: “Он же, в качестве монаха Макария”. Как звали в миру жену Торника, мы не знаем, но, судя по аналогичной надписи над ее монашеским портретом: “Она же в качестве инокини Евгении”, можно предположить, что и настоящее ее имя начиналось на “Е” - вроде “Евлалии” или “Евфимии”.
42.



Эпитафия, написанная, скорее всего, главным стихоплетом той эпохи Мануилом Филом, расположена двумя фрагментами по обе стороны от изображения Христа (фото ниже). Слева написано: “О любезный (читатель)! Сколько бы похвал ни собрал кто при жизни, Торник уличит их в мертвенности, как лев - кривляющихся обезьян! (Торник), трижды благородный великий конставл, происходил от царственных кровей и явил образ жизни, соответствующий этому происхождению. Какими только видами доблести он ни обладал! Всеми, каких требовал случай. Поэтому он был советником еще до обычного возраста, был предводителем народа и мудрым судьей...".43.



В общем, похороненный здесь Михаил Торник, по словам Кантакузина, состоял в родстве с Андроником II и пользовался его величайшим расположением благодаря своему острому уму и доброму нраву. Несмотря на ужасные повреждения портретов, можно различить, что Торник изображен старым человеком с седой бородой и одет в придворный костюм зеленого цвета с меховым воротником. На вельможе - высокая шапка темного пурпура, поверху серая и белая понизу. Жена Торника одета в темно-бордовое очень широкое платье с узкими рукавами и забавными белыми манжетами. Голова ее покрыта платком, спускающимся до плеч. Естественно, в своем иноческом чине они нарисованы уже в черных
монашеских одеяниях. Расположенные по бокам от аристократической пары Феодор Стратилат (слева) и святой Меркурий (справа) закрыты скульптурными композициями другой эпохи.44.


45.


46.


47.


48.



После 1328 г. в Хоре начали хоронить и за пределами парэкклесия - в пространстве, ранее предназначенном для чего-то другого. Видимо, помощь состоятельных покровителей становилась все более необходимой по мере обнищания Империи - богатые семейства жертвовали монастырю деньги в обмен на поминовение погребенных в нем членов клана. Могилы занимали внутренний нартекс и изначально открытую западную паперть (которая стала к тому времени закрытым экзонартексом).49.



Сейчас мы уже покинули парэкклесий, перешли в седьмой компартимент экзонартекса...
50.



...и минуя ярко бликующие стеллажи с каталогами и иконами поворачиваем направо...
51.



Изображение святого за колонной слева. На фреске видны многочисленные следы от копий. Османы часто целили именно в глаза.
Подобные повреждения мы видели на многих фресках Хоры нижнего уровня их расположения.
52.


53.



....и попадаем вновь в пятый компартимент. На фото ниже - могила E (на фото выше - в левом нижнем углу). В западной стене пятого компартимента экзонартекса располагается могила Е. Над ней в медальонах  - Косьма Маюмский и Иоанн Дамаскин, оба авторы погребальных гимнов. Косьма держит в руке свиток, на котором начертано: “Всякий человек вянет, как цветок, и тает, как сон, и растворяется”. Надпись на свитке Иоанна уже не читается.
54.



Группа персонажей, похороненных в могиле Е (фото выше слева), на фреске почти не видна. Ясно только, что в центре композиции (на самом деле чуть правее центра) - какая-то знатная дама, одетая в багряный кафтан с медальонами. Хотя лицо ее не сохранилось, мы можем, благодаря монограммам, вышитым на ее одежде, довольно точно восстановить, кто это. Сочетание вензелей, характерных для трех знаменитых фамилий поздней Византии, Палеологов, Асанов и Раулей, приводит нас к одной-единственной кандидатуре: Ирина Раулена-Палеологиня, дочь Феодоры Палеологини. Около 1288 г. знатная дама вышла замуж за третьего сына Михаила VIII, Константина Багрянородного, но поскольку тот стал
претендовать на трон в обход законного наследника Андроника II, в марте 1291 г. его заточили во дворце, который, по иронии судьбы единственный сохранился из всего Влахернского комплекса - это Текфур Сарай. Только перед смертью в 1304 г. ему разрешили принять схиму под именем Афанасий.
55.



Всего на этой фреске изображено шесть человек (и взрослые, и дети), но кто они - понять уже невозможно. Все усопшие покоились в сводчатом помещении, обнаруженном в этом месте под полом в 1959 году.

На плите следующей могилы F, находящейся в западной стене четвертого компартимента, изображен человек, на одежде которого различимы монограммы Асанов, Палеологов (обратите внимание на двуглавого орла - это и есть фамильный знак Палеологов) и еще одного знатного семейства - Дермокаитов. Про это захоронение можно сказать лишь то, что устроено оно уже после того, как в соседнем компартименте была погребена Ирина, поскольку уровень пола здесь выше.56.


57.



Правее от входа в экзонартекс - могила G. Кто лежит в этой могиле, расположенной во втором компартименте экзонартекса, также в западной стене, уже неизвестно. Характер стиля надгробной фрески, очевидный даже по тому немногому, что нам осталось, предполагает итальянское влияние.
58.



Могила G на фото ниже слева.
59.



Теперь мы снова переходим в нартекс и идем в самую северную дальнюю его часть. В торцовой стене похоронен вместе с женой деспот (правитель, обладающий неограниченной властью) Димитрий Палеолог (1294 - после 1343 гг.), младший сын императора Андроника II и родной брат Симониды. Мануил Фил называл его “очаровательным детенышем храброго льва”. С матерью Димитрия, Иоландой Монферратской, император жил плохо, и она фактически имела свой отдельный двор в Фессалонике.
60.



Димитрий с супругой Феодорой похоронены в могиле Н нартекса. Погребение украшено сильно поврежденной мозаикой, содержание которой, однако, с легкостью восстанавливается по уцелевшей миниатюре в одной рукописи, заказанной Димитрием. На стене же можно различить разве что короны на головах - это “стемматогирии”, особые деспотские венцы, которыми Андроник почтил сына с невесткой. Еще там уцелела копия иконы, которая находилась в монастыре Зоодохос Пиги за пределами городских стен (см. с. 535), и надпись, которая гласит: “Богородица Живоносный Источник”. В 30-х гг. XIV в. ее культ как раз начал входить в моду.
61.



Богородица Живоносный Источник
62.



Современники не раз хвалили принца за богословскую интуицию, и тут, в приготовлении собственной гробницы, он как раз максимально ее проявил. Кроме того, здесь же на стене уцелел обрывок стихотворения: “Ты - источник жизни, поскольку Ты - мать Бога Слова. Я же - Димитрий, раб твой, преклоняюсь...”.63.


64.



Как мы помним вход в наос из нартекса, как вход в Царствие Небесное, охраняют апостолы Петр и Павел - один с ключами, другой с книгой.
65.



На восточной стене нартекса, справа от входа в наос, помещен Деисус: огромные мозаичные фигуры Христа и предстоящей перед ним в молитве Богоматери (мы уже подробное рассматривали эту мозаику в первой части). И на той же композиции внизу представлены два человека, изображения которых, по средневековой традиции, выполнены в другом масштабе, и потому на современный взгляд они кажутся несоразмерными. Слева, рядом с Богоматерью, - мужчина в императорском облачении и короне (согласно надписи, это “сын высочайшего императора Алексея Комнина, Исаак Багрянородный”), справа, рядом с Христом, - женщина, одетая в черный монашеский клобук (“… Андроника Палеолога, госпожа монголов, инокиня Меланья”).
66.


Меланья стоит на коленях. Когда создавались мозаики Хоры, то есть между 1313 и 1320 гг., Меланье было уже за 60, но она, будучи теткой Метохитова зятя, щедро оплачивала украшение монастыря.
67.



Хотя монастырь Хоры был мужским, высокопоставленные дамы имели право здесь молиться в специально отведенных для них местах. В частности, Меланье была выделена как раз южная часть нартекса. Здесь она могла слушать литургию и принимать причастие (в Византии женщины делали и то и другое отдельно от мужчин). Не исключено, что там же она и похоронена, хотя раскопок под полом в этом месте никогда не проводили. Мы же предполагаем что она похоронена в месте обозначенному на плане буквой J (на фото 66 - перед входом в седьмой компартимент экзонартекса...
68.



Итак, наше путешествие в этот удивительный мир мозаик и фресок Хоры подошло к концу. Здесь в этом месте сопроводительного текста обычно делается традиционное обобщение, выводы, подытоживаются впечатления. Делать этого привычно не хочется. В самом деле! Как можно в двух словах передать этот невыразимый всепроникающий божественный свет мозаик и фресок, как можно передать собственные ощущения когда ты наполняешься им и он до сих пор светит в тебе, как можно передать внутренние чувства открытия, удивительной глубины этих не побоюсь сказать божественных творений?! Наверное только сделать безнадежную попытку это передать, что я и воплотил наконец. Пусть этот цикл семи статей о монастыре Хора послужит тем самым способом прикосновения к твоей душе чего-то более великого и необъятного нежели просто отметка для себя что увидел эту "достопримечательность". Если Айя-София потрясла своим величием, необъятной "намоленной" энергетикой что до сих пор чувствуется, ощущается во всем сейчас турецком Стамбуле и определяет его бурлящую наполненную страстью жажду жизни, то Хора тихо еле слышно говорит с твоей душой, которой, пребывающей здесь в упоении, все мало... В этом по сути небольшом древнем византийском храме сконцентрирована та самая божественная благодать и Это все не просто гениальные произведения византийского искусства - здесь ты прикасаешься к невидимимому миру, необъятной божественной любви. И пусть это не проявляется в таком уж явном материальном виде, но любой кто оказывается здесь чувствует это бессознательно на уровне своей души. Аминь!

Источники:

Сергей Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Википедия

© Vladimir d’Ar, 2017

Часть первая. Мозаики и фрески Хоры. Церковь Христа Спасителя в Полях. Константинополь.
Часть вторая. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Христос Вседержитель.
Часть третья. Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Богоматерь с Младенцем.
Часть четвертая. Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Святое Семейство.
Часть пятая. Мозаики и фрески Хоры. Экзонартекс. Чудеса Иисуса Христа.
Часть шестая. Мозаики и фрески Хоры. Парэкклесий (часовня). Воскресение - Богоматерь-Заступница.

#монастырь хора, церковь христа спасителя в полях, #мозаики хоры, монастырь хора, стамбул, #музей карие, #стамбул, мозаики хоры, #церковь христа спасителя в полях, музей карие

Previous post Next post
Up