Усадьба Чернышевых - Ярополец

Mar 18, 2017 22:25



Всего 74 фото

Усадьба Чернышевых как и Гончаровых в Яропольце давно привлекала мое внимание и будила интерес к судьбе этих усадеб неразрывно связанных с историей государства Российского. И недавно появилась возможность добраться в эти края и лично попытаться все увидеть. рассмотреть и, что называется, вдохнуть запах Истории. Усадьба Гончаровых, где проживала теща Александра Сергеевна Пушкина и принимавшая его пару раз находится в довольно приличном состоянии, - там сейчас дом отдыха МАИ. А усадьба Чернышевых к прискорбию в состоянии плачевном. Начнем мы как раз с нее. Самое интересное, что ранее земли, где находились эти два владения принадлежали одному владельцу - украинскому гетману П.Д. Дорошенко. Однако, все любопытные подробности уже под катом…

Ярополец впервые упоминается в летописи в 1135 г. На правом берегу реки Ламы в те годы был создан укрепленный пункт князя Ярополка Владимировича - сына Владимира Мономаха. Он в ту пору владел Ростовом и Суздалем и вел борьбу с Новгородом, используя Волоко-Ламский путь. Очевидно, название села произошло от имени Ярополк, хотя есть и другие версии. Село долго принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю. Затем его выкупил царь Иван Грозный и Ярополец стал царским селом, любимым местом охоты царей.
02.



В 1684 г. село Ярополец вместе с окружающими деревнями (всего около одной тысячи дворов) было пожаловано царицей Софьей украинскому гетману П.Д. Дорошенко с непростой судьбиной (это отдельная история). Дорошенко прожил в Яропольце свои последние 14 лет, здесь же он и похоронен. После кончины опального гетмана, Ярополец перешел его наследникам (всего у П.Д. Дорошенко было четверо детей - дочь и три сына). Огромная усадьба была поделена на две части. Над могилой П.Д. Дорошенко его потомки в 1838 году возвели мавзолей, который мы еще увидим.

В XVIII веке владение П.Д. Дорошенко было поделено его потомками на две части. В 1717 году граф Г.П. Чернышев и его знаменитая жена Авдотья покупают у П.П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. В 1752 году Ярополецкое владение переходит к одному из его сыновей Захару Григорьевичу Чернышеву - елизаветинскому генералу, участвовавшему в победоносном сражении русских войск с Фридрихом II в 1760 году.03.


Вторая часть Яропольца, оставшаяся после продажи северной его части Чернышевым, находилась во владении Александра Петровича Дорошенко до 30-40-х годов XVIII столетия. От него по родственной преемственности усадьба перешла к дочери - Екатерине Александровне, вышедшей замуж за Александра Артемьевича Загряжского. С тех пор упоминают о двух усадьбах в одном селе Ярополец Чернышевых и Ярополец Загряжских, а точнее Гончаровых. Парк с прудами единый для обеих усадеб. К этой усадьбы мы еще вернемся.

З.Г. Чернышев являлся одним из приближенных Екатерины II, деятельным президентом военной коллегии в чине генерал-фельдмаршала, бывшим наместником Белоруссии, а затем московским генерал-губернатором. Он создал в своей части Яропольца родовое майоратное имение. Ему приписывают также основание дворцово-паркового ансамбля.
04.



Начало деятельности З.Г. Чернышева по благоустройству и отстройки усадьбы относится к 1760 - 1770-м гг. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника. Великолепная загородная резиденция "Русский Версаль" уже к 70-м гг. XVIII в. сложилась в архитектурный ансамбль.
05.



Родовое гнездо Чернышевых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышевых работали скульпторы Ф.И. Шубин, И.П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
06.



После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина Вторая. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышевых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
07.



08.



Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат (порядок наследования имущества при обычном праве, согласно которому оно целиком переходит к старшему в роду или семье) после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1831 г. имение было объявлено выморочным (оставшимся без хозяина после смерти владельца, без наследников), так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.
09.



10.



По указу 1832 года Ярополецкое поместье и титул графа Чернышева переданы зятю Григория Чернышева, И.Г. Кругликову (1787-1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Сергеевна Чернышева-Безобразова, стала женой Рудольфа, младшего сына Карла Первого, последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века - память о блистательных братьях Чернышевых.
11.


После Октябрьской революции усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
12.


Правый флигель усадьбы Чернышевых

В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего архитектурно-парковый ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышевых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея. Остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.
13.


Хозяйственный корпус

14.


Остатки парковых деревьев...

Роскошный, но руинированный в настоящее время дворец, был выстроен из кирпича в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Подъезд к нему украшали ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Его проект приписывают Валлен-Деламоту, исполнителем называют П.Р. Никитина. Карнизы и лепнина оживляют облик фасада, равномерно расчленённого лопатками. Лепные замки и гирлянды украшают парадный этаж с большими арочными окнами. Центральная часть здания выделена мезонином. Гордостью хозяев была скульптурная портретная галерея - Голубой зал, стены которого украшали мраморные медальоны с барельефами-портретами Чернышевых (автор Ж.Д. Решетт).
15.



Реставрация, предпринятая на исходе советского периода, подвигалась крайне медленно. В начале XXI века памятник находится в ведении Московского авиационного института. Как мы увидели все сооружения усадьбы Чернышовых обнесены заборами. Реставрация хоть и слабая, но идет. Мы увидели среди лесов Екатерининского храма около пяти рабочих которые возились в районе фронтона церкви...

Храм Казанской иконы Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери - православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии. Он был построен в конце XVIII века в усадьбе Ярополец по инициативе её владельца, графа Захара Чернышева. Храм уникален в истории русской архитектуры тем, что состоит из двух симметричных объемов-«близнецов».
16.



В 1780 году, напротив усадебных ворот, начинается строительство нового храма, который одновременно должен был стать и семейной усыпальницей Чернышевых. Именно по этой причине композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры. Здание заключает в себе два симметричных объёма, которые повернуты в разные стороны апсидами и объединены общим притвором с хорами наверху. В восточной части располагалась сама Казанская церковь, а в западной - фамильная усыпальница.
17.



18.



19.



20.



21.



22.



Необычный внешний вид церкви, а также изображение Всевидящего Ока создало вокруг неё образ «таинственного масонского храма». Однако, современные исследователи архитектуры того периода утверждают, что в архитектуре и убранстве церкви отсутствует какая-либо масонская символика, а знак Всевидящее Око часто использовался при оформлении православных храмов барокко и классицизма. Возможно, созданию ореола таинственности способствует и тот факт, что эта церковь остаётся совершенно заброшенной, и это несмотря на то, что расположена она в Волоколамском районе, где стараются восстанавливать все имеющиеся храмы.
23.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



33.



34.



35.



До настоящего времени не удалось установить автора первоначального проекта храма. Существуют различные версии, согласно одним это был В.И. Баженов, согласно другим - М. Ф. Казаков, также есть мнение, что автором проекта мог стать неизвестный архитектор казаковско-баженовского круга. Доподлинно известно только то, что идея уникального храма принадлежит самому З.Г. Чернышеву.
36.



В 1784 году строительство храма было прервано в связи со смертью генерал-фельдмаршала Чернышёва. Теперь заботы по достройке храма легли на плечи Анны Родионовны - его вдовы. При содействии друга семьи Чернышёвых, князя А.М. Голицына, к строительству был привлечён знаменитый архитектор К.И. Бланк. Причём необходимость в его присутствии была вызвана обрушением почти построенной церкви, которое произошло до 1787 года. Под руководством Бланка были восстановлены стены и своды храма и начата его внутренняя отделка. Вероятно, по замыслу Бланка была изменена конструкция куполов, которые первоначально планировалось выполнить полусферическими, внутри подкупольное пространство отделено от помещения деревянными потолками. Отделка так и не была завершена полностью, скорее всего из-за болезни Бланка, а сам храм освящён только в 1798 году.
37.



Причиной такого длительного срока строительства храма послужило то, что руководить всеми работами князю Голицыну приходилось из Москвы. Он должен был вести консультации с ведущими стройку мастерами, приглашать нужных специалистов, заключать с ними договора, а также решать все возникающие проблемы. Одновременно он старался все новые инициативы письменно обсуждать с графиней Чернышевой. Хозяйка Яропольца в усадьбе присутствовала редко. В тот период она больше жила в белорусском Чечерске, вошедшем с 1774 года в майорат Чернышевых, либо подолгу находилась в паломничествах, и принятие решений по вопросам, не требовавшим отлагательства, растягивалось на месяцы.
38.


В 1830 году в церкви произошёл пожар, какой ущерб он нанёс храму, неизвестно. К 1887 году внутренние росписи не были исполнены. Большие образы на холстах, написанные в академической манере, известны по фотографиям начала XX века, кто их выполнял, неясно. В 1907 году полы храма и усыпальницы выложили метлахской плиткой.
39.



Казанский храм построен в стиле классицизма, а более точно такой стиль оформления фасадов называется ионическим. В облике храма много необычного - в первую очередь это связано с тем, что здесь преобладает не вертикальный, а горизонтальный объём. Это является следствием особенностей его конструкции, так как он должен был одновременно служить и церковью, и усыпальницей.
40.



Непривычно смотрятся расположенные друг над другом окна разных конфигураций - круглые, овальные и арочные. Вход в храм украшает замечательный четырёхколонный портик, на фронтоне которого изображён открытый глаз внутри треугольника - Всевидящее Око, общепринятый символ масонства. Храм обведён оградой в «русском стиле», характерном для конца XIX века, пролёты её ворот украшают три луковичные главки.
41.



42.



43.



44.



45.



46.



Внутрь мне к сожалению попасть не удалось.

Далее ряд любопытных фото внутри Казанской церкви Вадима Разумова...
47.


Эти фото сняты в январе 2014 года Даже сейчас можно представить былое великолепие храма.

Казанский храм, построенный в усадьбе Чернышевых, одни ошибочно называют театром, другие относят его к масонским памятникам. На самом деле в архитектуре и убранстве церкви отсутствует масонская символика, а театральные представления здесь никогда не проводились.
48.


Внутреннее убранство Казанского храма поражает воображение даже сейчас, несмотря на то, что находится в состоянии полнейшей разрухи. Оно значительно богаче внешнего декора и «выполнено на более высоком художественном уровне». В этом нет ничего удивительного, ведь внутри храм оформляли самые лучшие архитекторы и декораторы того времени.
49.


Восточная половина и есть сама Казанская церковь, получившая просторный зальный интерьер.
50.


Рисунки с набросками внутренней отделки и убранства храма были предоставлены В.И. Баженовым, также для оформления храма он рекомендовал художников и лепщиков из своей команды. Для семьи Чернышевых Баженов не был посторонним человеком. С Чернышевыми он был связан с 1770-х годов. В 1782-1784 годах, когда З.Г. Чернышев был главнокомандующим Москвы, он открыто оказывал Баженову поддержку. И Баженов, и Чернышев были членами московского масонского общества, а орденским наставником архитектора был С.И. Гамалея, долгое время служивший правителем канцелярии З.Г. Чернышёва.
51.


Перед началом отделочных работ вдова фельдмаршала Чернышёва Анна Родионовна стала активно звать в Ярополец и В.И. Баженова, и двух других главных кураторов стройки - А.М. Голицына и К.И. Бланка. По её мнению, они должны были лично проинспектировать ход всех работ. В ответных письмах граф Голицын сообщал ей, что приехать в Ярополец лично никто из них не сможет, а для руководства отделочными работами лучше всего пригласить молодого архитектора Родиона Казакова, ученика и однофамильца М.Ф. Казакова.
52.


Алтарь

Так выглядела алтарная преграда храма до революции.
53.


Усыпальница Чернышева

В начале XX века в усыпальницу Казанского храма, были перенесены останки графа Чернышева. До этого момента они находились в Ильинской церкви села Ильинское - ещё одном владении Чернышевых.
54.

Усыпальница была расположена в самой западной части храма. Здесь, в помещении апсиды, начинался спуск в склеп, который закрывался большой съёмной плитой. Над местом погребения было установлено монументальное каменное надгробие, остатки которого сохранились до настоящего времени. С этим надгробием произошла история, объяснить которую исследователи пока не могут. Оно было изготовлено известным швейцарским скульптором Александром Триппелем в его римской мастерской.
55.



По плану Триппеля, основу надгробия составляла большая пирамида в тёмной мраморной облицовке. У основания пирамиды находился постамент белого мрамора с тремя рельефными изображениями. Чуть выше располагался мраморный блок полукруглой формы с фризовой аллегорической композицией в «античном стиле». На мраморном блоке был установлен саркофаг цветного мрамора, по обеим сторонам которого располагались две аллегорические фигуры, символизирующие Печаль и Славу. И, наконец, венчало композицию замечательное портретное профильное изображение Чернышева белого мрамора, расположенное в медальоне чёрного мрамора. А. Чекмарёв считает возможным, что пирамида, саркофаг и постамент под него были изготовлены в Петербурге.
56.


В Яропольце установкой памятника занимались «каменный мастер» Бернер и Я. Земельгак. Замысел Триппеля уже в ходе монтажа памятника был изменён. Практически ни одна из перечисленных выше частей композиции в усыпальнице установлена не была. В неё поместили только большую пристенную пирамиду и два овальных рельефных изображения у её основания. Рельеф в «античном стиле» был заменён на простую мемориальную плиту, а портретное профильное изображение Чернышева заменили на другое, работы Ф.И. Шубина. Шубинский портрет был похищен в 2002 году.
57.


58.


Склеп Чернышева находится в ужасающем состоянии...

59.


Возможной причиной всех изменений авторского проекта мог являться протест духовенства против постановки в церкви барельефа с изображением двух женских фигур с «нагими телами» или заказчикам так понравились скульптуры работы Триппеля, что они решили украсить ими парадные апартаменты дворца. Так, например, скульптуры Славы и Печали, были установлены в парковом вестибюле усадебного дома, а другие части его композиции использовались для украшения различных апартаментов дворцового комплекса. О высокой художественной ценности этих произведений лучше всего говорит тот факт, что в настоящее время все они (кроме изваяний Печали и Славы, утраченных после войны) находятся в музее Щусева в Москве.

Колокольня

Первая колокольня возводилась одновременно с церковью ещё при З.Г. Чернышеве и обрушилась в процессе строительства. С.А. Торопов в 1920-х годах видел её чертёж, хранившийся в ризнице храма. По его словам, колокольня была в «характере елизаветинской или раннеекатерининской архитектуры. Бланк заложил новую колокольню храма, руины первого яруса которой сохранялись до начала XX века.
60.



Третья, краснокирпичная колокольня расположена позади церкви. Она появилась позднее и стилистически не связана с основным зданием. Это последнее крупное сооружение чернышевской усадьбы строили около тридцати лет, основные работы проводились с 1839 по 1869 год, и к 1871 году окончательная отделка ещё не была завершена.
61.



Возможно, её проект выполнил архитектор П. Буренин. С.А. Торопов назвал эту колокольню «безобразнейшей, портящей силуэт храма». Тем не менее, для исследователей она интересна как единственное здание в русско-византийском стиле в обоих Яропольцах - Чернышёвых и Загряжских.
62.



В советское время верхние ярусы колокольни разрушили и вместо них установили бетонный резервуар для воды. Колокольня стала выполнять функцию сельской водонапорной башни. Чудовищно...
63.



Далее еще несколько ракурсов этой колокольни...
64.



65.



66.



67.



68.



69.



70.



71.



72.



Совсем рядом от Казанской церкви - частная застройка. Надо отдать должное - выстроено без лишних изысков, со вкусом и с мотивами отделки цвета колокольни.
73.



Усадьбе Чернышевых не повезло. Здесь не был организован музей. Очевидно, по этой причине она разграблялась и разрушалась, постепенно приходя в полнейшее запустение. Казанская церковь сохранилась несколько лучше, хотя от позднего разграбления не спаслась и она. Храм во время Великой Отечественной войны почти не пострадал. В западную его часть, через пробитую крышу снаряд попал в склеп Чернышева, но, к счастью не разорвался, и даже надгробие фельдмаршала не сильно пострадало.

После войны храм снова передали приходу, и он оставался действующим до 1962 года. После этого некоторое время здесь работал дом культуры. В начале 1970-х годов была предпринята попытка реставрации, главным итогом которой была починка крыши и замена нескольких несущих колонн. Работы были прекращены из-за нехватки средств. Кроме скульптурного портрета Чернышева, из храма пропали алтарная сень, части иконостаса.
74.


В настоящее время храм все еще не передан церкви и уже целый год восстанавливается силами прихода и меценатов. Обустроен балкон над южным карнизом Казанского придела и выполнен ряд кровельных работ. Продолжаются работы по кровле, а также по спасению портиков от разрушения. МАИ никак не учавствует в восстановлении Казанского храма как и государство в целом...

Источники:

Википедия
Фото внутренних пространств Казанского храма Вадима Разумова

© Vladimir d’Ar, 2017

ярополец, усадьба чернышевых

Previous post Next post
Up