Дом Журналиста, или Где был Первый бал Александра Пушкина с Натальей Гончаровой после их венчания

Feb 22, 2017 11:41



Всего 16 фото

В последнее время я публикую свои материалы о Старой Москве довольно спонтанно. Вот так и сейчас, - этот пост о Доме Журналиста «родился» оттого, что где-то я нашел упоминания о том, что здание по Никитскому бульвару, 8а как-то связано с именем Михаила Булгакова. В этой версии здесь бывал и выступал Булгаков. В дальнейшем эти данные четко и не подтвердились, а меня, в результате, заинтересовала история этого здания вообще. Она оказалось очень интересной и затейливой.

В прошлом здание Домжура - усадьба Гагариных, затем Головкиных, после них Прибыловых-Макеевых. Кстати, здесь на балу танцевал Александр Сергеевич Пушкин - на следующий день после своей свадьбы. После революции тут разместился Дом печати. Собственно говоря, тогда и начала  формироваться атмосфера будущего Домжура. Здесь любил сыграть на бильярде Маяковский; Луначарский читал собственные пьесы, а уже упоминавшийся Всеволод Мейерхольд призывал закрыть Большой театр... Свои стихи читали Есенин, Блок… Да, и вообще, это место легендарное даже для советских времен. Но обо все по порядку...


Центральный Дом журналиста (по устойчиво принятому сокращению - Домжур) - одно из популярнейших мест Москвы. Давно ушли в прошлое те времена, когда сюда пускали исключительно по удостоверениям Союза журналистов. Вход теперь открыт для всех.

У Дома Журналиста происхождение благородное. Он принадлежал княжескому роду Гагариных. На месте нынешних зданий - самого Дома Журналиста и его окружающих более двухсот лет назад простирался большой парк с помпезным дворцом, как и положено, с колоннадой, галереями, флигелями и службами. Пожар 1812 года уничтожил это родовое княжеское гнездо у Арбатских ворот. Чудом сохранился лишь один флигель. Надстроенный и неоднократно перестроенный, именно он сегодня и именуется в обиходе кратко и нежно - Домжур.
02.


Вслед за Гагариными домом владели и другие, не менее достойные фамилии. В начале 19-го века особняк принадлежал знатной московской даме А.М. Щербиной, дочери княгини Екатерины Романовны Дашковой, выдающегося общественного деятеля времен Екатерины II, первого президента Российской Академии Наук.

Пожалуй, самый славный день в биографии особняка на Никитском бульваре - 20 февраля 1831 года. На балу у Щербиной в центре внимания были молодожены - юная Наталья Николаевна и Александр Сергеевич Пушкин. То был их первый выход в свет после венчания 18 февраля в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, можно сказать, по соседству. Да и квартира на Арбате - рукой подать. Именно в эти дни Пушкин пишет своему другу П.А. Плетневу: - «Я женат - и счастлив; одно мое желание, чтобы ничто в моей жизни не изменилось - лучшего не дождусь…».
03.



С 1836 года особняк переходит во владение графини Головкиной...

В 1872 году дом на Никитской прощается со своим дворянским прошлым. Его приобретает один из крупнейших представителей входящего в силу российского купечества Александр Никифорович Прибылов. Кстати, с его именем связана слава Москвы, как «Ситцевого града». Последние владельцы Александр Семенович и Софья Алексеевна Макеевы спокойно дожили свой век в одной из квартир своего же бывшего дома № 8. Из всего наследия купца первой гильдии А.Н. Прибылова многолюдной семье оставили несколько комнат, коему чуду Макеевы не переставали удивляться до конца своих дней. Этот эпизод определяет и последующую атмосферу Дома - уютную и защищенную, несмотря на самые бурные и трагические события в стране.
04.


Дом печати

В начале 1920 года одна из московских газет сообщала: «Дом печати размещается в особняке № 8 по Никитскому бульвару, имеет четырнадцать комнат, предназначенных для читальни, библиотеки, собраний кружков и занятий, столовую, буфетную, зрительный зал со сценой на 350 человек и т. д. В ближайшие дни Дом печати откроет свои двери для московских тружеников пера».

А еще через несколько недель, 3 марта 1920 года, «Известия» публикуют информацию: «Сегодня в 7 часов вечера, открывается Дом печати. Вступительное слово о задачах Дома сделает товарищ П.М. Керженцев (в те годы руководитель российского телеграфного агентства - РОСТА). Затем состоится беседа на тему «Из прошлого большевистской печати».
05.



У колыбели Дома печати стояли А.В. Луначарский (именно по его распоряжению особняк был отдан журналистам) и В.В. Маяковский, с первого дня и до конца жизни остававшийся членом Правления Дома.

«…После официальной части - как вспоминал тогдашний секретарь Правления, кандидат философских наук А. Февральский, - собравшиеся перешли из зрительного зала в уютную столовую, где была устроена роскошная (по тем, совершенно голодным временам) трапеза, состоявшая из чая без сахара, кусочка черного хлеба, селедки и еще какого-то яства в таком же роде. Маяковский все потчевал нас, сидевших за одним столом с ним, селедкой, приговаривая: „Кушайте сельдя́, замечательный сельдь!“…». Сельдь была у Маяковского и в быту и в стихах существом мужского рода…“
06.


В 1920 В. Я. Брюсов читал здесь свою пьесу „Диктатор“, в обсуждении которой приняли участие видные московские драматурги и режиссеры. А в конце 1920-го года Брюсов прочитал доклад, по тем временам смелый и неожиданный: о мистике и иррациональности в жизни и литературе. По воспоминаниям участников встречи, страстные споры окончились глубокой ночью.
07.



Весной 1921 года в большом зале Дома печати проходила жаркая дискуссия об истоках и судьбах имажинизма, на которой был представлен весь цвет этого литературного течения: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич.
08.



7 мая 1921 года, за три месяца до смерти, уже, будучи больным, Александр Блок в последний раз выходил к своим слушателям.
09.



Отметим и такое памятное событие в жизни Дома: 19 февраля 1922 года в его стенах проходил первый и, кажется, единственный в стране литературный аукцион. Поэты читали стихи, и сами же продавали свои книги. Весь доход пошел в помощь голодающим Поволжья. Любопытная деталь: на афише, извещающей о спектакле и аукционе, указывалось, что В. Маяковский „по ходу действия сделает сенсационное сообщение“. И он его действительно сделал, объявив, что никто не покинет Дом печати без его разрешения, а это разрешение он даст только тем, кто пожертвует голодающим Поволжья».
10.


Для Сергея Есенина, как и для многих других поэтов, Дом печати был родным. Тут впервые прозвучали многие стихи из цикла «Персидские мотивы» и здесь же состоялось его последнее публичное выступление в Москве. 25 сентября 1925 года он читал «Цветы». А через три месяца - 30 декабря - Москва здесь возлагала цветы на гроб Есенина. На фасаде Дома печати висел большой плакат: «Умер великий русский поэт».
11.



Славу Дому печати создавали масштаб и уровень творческой жизни, протекавшей в его стенах. Трудно назвать такого известного актера, музыканта, ученого 1920-30 гг., который обошел бы своим вниманием подмостки Дома печати. Здесь непременно давали концерты победители международных конкурсов, такие, как Лев Оборин, Давид Ойстрах и многие другие молодые исполнители.
12.


Это старые фото флигеля Гагариных. 1977-1979 гг. Архив ЦИГИ. Съемка со двора на запад.

В те же годы на всю Москву гремела слава Театра обозрений Дома печати. Им руководил В.Я. Типот, один из основателей театра Сатиры и театра Красной Армии. Заведующим музыкальной частью был Матвей Блантер. В манифесте театрального коллектива было сказано: «Мы - театр наполовину, наши корни в газетно-журнальной общественности».
13.


Среди актеров Театра обозрений - В. Катаев, В. Масс, В. Ардов, Л. Ленч… На подмостках Дома печати получили признание такие авторы, как Б. Тенин, В. Лепко, Л. Сухаревская и другие.
14.


По сведениям Б. Мягкова здесь, в этом бывшем «Доме Печати», бывал и выступал  Булгаков. Здание связано с прототипами пьесы «Багровый остров»... Это все, что пока удалось узнать. Однако можно добавить, что именно здесь в свое время поднимал ресторан Яков Данилович Розенталь - знаменитый булгаковский "Корсар" с кинжальной бородой, заправлявший знаменитым рестораном в Доме Грибоедова)
15.


16.


Дом Журналиста всегда был притягательным местом.. Сюда стремились попасть. Место было элитарным.
Бывал я здесь как-то в 80-х...)

Мне доподлинно не известно, как Дом Печати конкретно связан с именем Михаила Афанасьевича Булгакова. Конечно же здесь он должен был бывать и неоднократно бывал. Если у читателя есть подробные сведения об этих фактах, -  был бы очень благодарен. Материал будет дополнен, скорректирован и исправлен.

Источники:

Официальный сайт Дома Журналиста: domjour.ru.
Старые фото флигеля Гагариных. Архив ЦИГИ. Cайт pastvu.ru.
Б.Мягков. Москва Булгакова.

© Vladimir d’Ar, 2017

первый бал пушкина с натали, дом журналиста, домжур, старая москва, никитский бульвар 8а

Previous post Next post
Up