По ЖЖ пошла критика, упоминают и меня. Что же, и меня "известность" не обошла...
На всякий случай. Что касается критиков, это в большинстве неофиты, к тому же - из движения о. Даниила Сысоева. Дух там нездоровый, они только и ищут врагов внутри Церкви - достаточно посмотреть, как они ненавидят Осипова. Мало им, что сами на три ветви уже разделились, так и всю Церковь на партии разделить хотят. Сами на курсах не были (или были дважды за полгода), но мнение имеют! Там есть высказывания и более старших "товарищей", с которыми мы хотели наладить диалог, но на них очень точно сбывается высказывание Честертона: человека, прежде чем сделать христианином, надо сделать джентльменом. С ними этого не произошло, и поэтому диалог с ними невозможен, увы. Один из них мне в личном письме каялся, что вел себя не по-христиански, однако теперь вот снова свое мнение публикует. Надеется, что переписка исчезла, или что? Странные люди, однако.
Обвинения 2: в психологизации и протестантизме.
Курс наш, действительно, имеет многое от психологии - в области совместной работы, слушания собеседника, и пр. Было бы наивно готовить приходских работников, и не учитывать человеческий фактор. Там не только психология, правда, но и педагогика, и менеджмент - этого наши критики не заметили.
Не заметили и того, что на курсах выступали известные люди, как о. А. Кураев или о. А. Уминский, диак.П. Сержантов или А.Л. Дворкин, поднимали серьезные богословские темы...
Что же касается протестантизма, то просто размышлять над Писанием самостоятельно у них уже является протестантизмом - как бы ты потом ни привлекал отцов. Позиция простая: все сказано до нас, только изучай, своей головой не думай - а если подумаешь, то уже протестант. Боюсь, что и отцов, и каноны они сами используют не для того, чтобы реально что-то у них почерпнуть, а только чтобы свое мнение обосновать, да других осудить. Бог им судья. Моя статья о том, как в действительности в древности читали Писание, есть здесь
http://predanie.ru/groups/info/i/79495/ Вот, кстати, что пишут люди после семинара в Челябинской епархии - и это после экспресс-семинара, где богословия действительно почти не было (
скан журнала)
Впрочем, поскольку я только что закончил учебный комментарий на послание к Ефесянам (выложу после выверки), то на них вообще не обижаюсь - это действительно брань не против крови и плоти, и даже как-то отрадно, что начались палки в колеса - это только подтверждает, что дело действительно нужное.
Сейчас дам только цитату на Ефесян 4:3-6
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
(Еф.4:1-6)
1-6 Бог дарует мир, но его нужно сохранить. Он понимает, что единству Церкви будут противостоять споры между христианами (ст. 1-3),различие служений в Церкви (ст.7-11), нецерковное учение (ст.14-15).
Еще раз напоминая о том, насколько важно сохранить мир, (Павел является узником из-за этого), он предлагает руководствоваться в этом, с одной стороны, осознанием своего призвания, с другой, призывает к конкретным добродетелям, помогающим сохранять мир, с третьей стороны, указывает на то, что объединяет всех христиан.
1 По поводу первого К. Барт говорит: «Царские наследники воспитывались своими учителями не палкой, а призывом сохранять свое высокое достоинство и твердость принципов».
2 Смиренным становится тот, кто понимает, кто он и как спасен, что все, что у него есть - это дар благодати. Смиренный человек - это тот, кто не превозносится над другими, чужд всякой гордости, и проявляет свое смирение не в словах и делах только, но и во внешних манерах и в тоне речи (Златоуст). Человек, смиренно оценивающий себя, будет внимателен и к другим.
Кротость, по Аристотелю, это нечто среднее между яростью и слабостью, страхом; этот человек не вспыхивает по пустякам, но негодует, видя действительную несправедливость. В русском языке кротость связана с глаголом «укрощать» - т.е. так ведут себя послушные животные. Следовательно, кроткий человек слушает не свои эмоции, но послушен Богу, им руководит Бог.
Долготерпение - выносливость в страданиях, решимость не мстить, даже когда имеешь для этого силы и возможности. Долготерпение - одно из качеств, описывающих отношение Бога к людям.
Снисхождение также может пониматься как терпение, сдержанность, готовность выслушать.
3-6 Павел перечисляет семь признаков единства Церкви, единой Вселенской Церкви, которая включает в себя все творение. По сравнению с этим все разногласия - мелочи:
1) Одно тело - точнее, одно Тело, т.е. сама Церковь. Павел мыслит Церковь не как что-то механическое, что можно безболезненно разделить на части, но как живой организм. Более подробно см. 1 Кор. 12 гл.Златоуст указывает, что это единство не только в пространстве, оно включает в себя все поколения: «Что же такое одно тело? - верные повсюду во вселенной, живущие, жившие и имеющие жить…»
2) Один Дух - имеется ввиду Дух Святой, данный всем членам Церкви,
3) Единая надежда,
4) Один Господь - Иисус Христос.
5) Одна вера,
6) Одно Крещение,
7) Один Бог и Отец всех.
Экзегеты заметили, что в этом списке отсутствует единая чаша. По-видимому, участие в единой чаше - не залог единства, а результат его, видимое подтверждение общей веры, крещения, и др. Если вы верите одинаково, если у вас единый Бог-Отец, если вы все пережили искупление и напоены одним Духом, почему вы не причащаетесь вместе? Ведь по большому счету, есть только две чаши: чаша Господня и чаша бесовская (1 Кор. 10:21)…
Заметим, что в последующие века, особенно в полемическом богословии, ход мысли был противоположный - найти то, что разделяет. Так постепенно складывалась, к примеру, противокатолическая полемика - те же семь признаков: папство, филиокве, причащение пресным хлебом, разное понимание посмертной участи (Чистилище), времени преложения святых даров, статуса Богородицы (непорочное зачатие и вознесение), образа молитвы…
Эта тенденция к разделению, к сожалению, не ограничивается уровнем Православия и Католичества. Центробежные тенденции видны и среди православных поместных Церквей - достаточно посмотреть официальные отчеты о богословских переговорах между Константинопольской, Иерусалимской, Русской Церквами ... В 20 веке они привели и к расколу в самой Российской Церкви (на Московский Патриархат и Зарубежную Церковь), проявляли себя в создании раскольнических групп («Истинно Православной Церкви», и пр.)… Даже на уровне обычных верующих эти тенденции часто проявляют себя (выделение одних пастырей перед другими, разделение на традиционалистов и либералов, патриотов и экуменистов, прошедших катехизацию и необразованных…) Список можно продолжать до бесконечности.
6 Бог и Отец… всех… <нас>. Слово «нас» отсутствует в древнейших списках текста, и тогда имеется ввиду, что Бог действует во всех, не ограничивая себя только христианами.