Mar 01, 2018 07:51
Думаю, что, прежде чем убеждать избирателя бросить все и идти на выборы, нужно сначала убедить его, что наша партия - его партия. А потом убедить, что нужно ее поддерживать, в том числе (но не только) на выборах. Если для человека "все вы - одинаковы, рветесь к власти", то убедить его, что нужно в выходной бросить все и идти голосовать (тем более - наблюдать) - невозможно.Если человек - против нынешней власти, но не знает, за какую, то убедить его идти на выборы - сложно. Максимум, можно убедить его испортить бюллетень, всем назло. Или он проголосует не за нас, а за другую оппозиционную партию, потому что ему скажут, что у тех больше рейтинг. Вернусь к началу. Чтобы убедить его, что именно Яблоко - его партия (а не "ну почему вы все никак не объединитесь"), нужно показать ему разницу в идеологии, программе, репутации, словах и поступках. То есть заниматься пропагандой, а не агитацией.
Мне кажется, что обычно называемые нами в обращении к избирателям доводы о необходимости участия в выборах не воспринимаются основной частью избирателей. В отличие от ядра партии, избирателя интересуют только проблемы, касающиеся его непосредственно. Он не собирается донести до власти ни идеи либерализма, ни правду о жизни вне Рублевки. Ему для участия в выборах нужен иной стимул: он, как каждый человек в авторитарной стране, регулярно сталкивается с властями, и всегда - в слабой роли. Его могут поддержать либо гражданские активисты, либо депутаты-самовыдвиженцы, либо оппозиционные партии. Партии - сильнее активистов и депутатов-одиночек. Но и их силы тоже невелики по сравнению с силой авторитарной власти, но тем больше, чем больше они провели своих депутатов, глав исполнительной власти. Сила голоса партии складывается из голосов ее избирателей. Когда москвичу становится невмоготу из-за того, что вместо детской площадки под его окнами строят высотный дом или многополосную дорогу, или в парке, где он гуляет с детьми, спиливают деревья, бетонируют берега пруда, отрезают куски территории под коттеджи, то он вспоминает об оппозиционной партии, обращается к председателю Московского Яблока Сергею Митрохину. Когда рядом с подмосковной деревней строят гигантский свинокомплекс, огромную свалку или мусоросжигательный завод, деревенские жители вспоминают об оппозиционных партиях. Тут-то жители понимают, что они избрали недостаточно "яблочников" в депутаты, мэры, главы районов. Оппозиция должна рассказать все это избирателям вовремя: перед выборами. Показывать примеры, когда она защищала сограждан. Да, эта защита была чаще слишком слаба, но оппозиция напрягала все свои силы. А эти силы зависят от числа голосов за нее.