Прошёл Majin Tensei II: Spiral Nemesis. Одна из последних игр по вселенной Мегатена, которые вышли на SNES. Как и первая игра, это тактическая RPG, где мы управляем несколькими героями-людьми с возможностью вызвать в качестве усиления отряд "демонов" (в традиционном для Мегатена широком смысле этого слова).
Если в первой игре героев было только двое, то тут их набирается 5 человек. Четверо будут в любом случае и один или одна в зависимости от выбора пути в игре. Демонов теперь можно вызвать только 15 штук, больше не помещается в хранилище. Хранилищ у игрока к середине игры становится 3, но активным в бою может быть только одно. Интересно и то, что теперь нельзя иметь в хранилище одинаковых демонов. То есть в отличие от первой игры, вы не сможете выставить на бой два десятка копий одного и того же мощного демона. Надо делать сбалансированную армию.
Сами демоны тут не растут в уровне, но зато получают ранги, что даёт примерно то же самое, только без возможности выбрать статы для повышения, как у людей. У большинства кроме магии есть скиллы, которые можно использовать каждые 16 ходов (в зависимости от фаз Луны). Как обычно, демонов можно синтезировать, по два или по три. В зависимости от комбинации часто получается более сильный демон. А открытые у них скиллы сохраняются, таким образом к концу игры можно получить юниты с десятком разных скиллов, если вкладываться в развитие.
Но тут есть и проблема. В игре почти что закрытая система опыта и денег. Миссии нельзя повторять, за исключением бегства из миссии. Однако, это приводит к потере половины денег. Есть предметы, которые позволяют убегать без данного пенальти, но этих предметов за всю игру попадается штук 5-6. И купить их можно только в специальном магазине за драгоценные камни, которые изредка даются после убийства противников. Так что приходится делать выбор - качать персонажей-людей, а демонов - по остаточному принципу, либо качать демонов, а героев использовать для поддержки. Кроме главного героя, его качать надо в любом случае, потому как его уровень определяет максимальный уровень демонов, которых можно рекрутировать или синтезировать.
Графика на игровом поле воображение не поражает, она довольно мелкая. А вот спрайты персонажей и демонов в бою большие и красивые, только почти не анимированные. Музыка очень хорошая. В итоге, на мой взгляд игра получилась значительно интереснее первой. Тут и более интересный сюжет, и целых 5 концовок, что вместе с широким выбором по части тактики и демонов даёт игре немалую реиграбельность. Как обычно, жаль, что эта игра в своё время так и не была издана на западе, по различным соображениям, прежде всего цензурного толка. Но английский фан-перевод всё-таки вышел только пару лет назад и теперь можно наверстать упущенное.
Вступление к игре и геймплей первого сражения:
https://www.youtube.com/watch?v=w0iWF58Y7uM