Наткнувшись достаточно случайно на «Европейскую хартию местного самоуправления»
http://conventions.coe.int/Treaty/rus/treaties/html/122.htm , я заинтересовался данным документом, из преамбулы о чем эта хартия:
целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием,
считая, что одним из средств, служащих достижению этой цели, является заключение соглашений в области управления,
считая, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя,
считая, что право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами - членами Совета Европы,
будучи убеждены в том, что это право наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне,
будучи убеждены, что существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление,
сознавая, что защита и укрепление местного самоуправления в различных европейских странах является значительным вкладом в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти,
утверждая, что это предполагает существование органов местного самоуправления, которые наделены демократически созданными органами и которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций.
Преамбула красивая только непонятно как сочетается единство и децентрализация власти, децентрализация гос. власти принявшей хартию то есть дробление структуры управления государства ведет к демократии, а почему это хорошо? Мне думается, что данный посыл про демократию и децентрализацию наоборот несет в себе несколько угроз, а именно дробление и увеличение чиновничьи/ управленческого аппарата как следствие увеличение коррупционной составляющей и возможность сегментации городского пространства по каким либо признакам (материальное положение, нац. принадлежность), а все эти вещи не способствуют улучшению городской среды.
Идем дальше:
Статья 2 - Конституционные и законодательные основы местного самоуправления
Принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.
Хм, а это почему? Европейское законодательство имеет приоритет над национальным. Возникает вопрос, мы идем в Европу? Евро чиновники контролируют внутригосударственные процессы?
Смотрим конституцию:
http://constitution.garant.ru/rf/chapter/1/Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
ГАРАНТ:
См. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"
См. комментарии к статье 15 Конституции РФ
Из конституции как я понимаю, следует, что иметься приоритет международного права над местным, а это зачем? Это ж кладезь возможностей давления на государство, тут и права человека и прочее…
Конечно легко взять международное законодательство и попытаться встроить его в Российские традиции, но что получиться и правильно ли это, в Европе существует видение того как люди должны жить, какие должны быть семьи, какая должна быть городская среда то есть существует (я так полагаю) концептуальная картина развития, а что в России то туда то сюда метание вообще зачастую без каких либо определенных целей. Да опыт надо изучать, копировать, если надо но нужна своя концептуальная схема государства.
Ну да ладно, но как это все реализуется и контролируется оказывается с помощью «Конгресса местных и региональных властей Совета Европы»
http://www.echr.ru/coe/Clrae.htm Какова его роль?
- Конгресс является форумом для проведения встреч и дискуссий представителей избранных органов местной и региональной власти, а также для обмена мнениями в отношении местной и региональной политики стран-участников; - Он разрабатывает рекомендации Комитету Министров и Парламентской Ассамблее Совета Европы по всем аспектам местной и региональной политики; - Тесно сотрудничает с национальными и международными организациями, представляющими интересы местных и региональных органов власти; - Организует и проводит слушания и конференции с целью вовлечения широкой общественности в процесс расширения и углубления демократических реформ; - Осуществляет подготовку страноведческих докладов о положении дел с местной и региональной демократией во всех государствах-членых Совета, а также стран, которые подали заявки на вступление в него, согласно Резолюции (2000) 1 Комитета Министров Совета Европы. Он также занимается мониторингом того, как выполняются принципы Европейской хартии самоуправления.
Какую практическую помощь оказывает Конгресс?
Европейская сеть подготовки кадров для местных и региональных властей (ЕНТО): Эта сеть оказывает экспертную помощь при подготовке кадров для местных и региональных органов власти в странах Центральной и Восточной Европы, где ощущается нехватка опыта работы в сфере управления или технических навыков. Она содействует сотрудничеству между центрами по подготовке кадров на местном и региональном уровне, обеспечивая контакт национальных организаций с партнерами других стран.
Агентства местной демократии (АМД):
Эти агентства были созданы в 1993 году как составная часть мирного процесса в бывшей Югославии. Они являются базой партнерства между местными и региональными органами власти в бывшей Югославии и остальными европейскими странами. Агентства содействуют соблюдению прав человека и развитию демократии, а также укреплению гражданского общества и установлению доверия между различными группами населения.
Премия Европы
Содействуя развитию культуры, Конгресс оказывает поддержку в проведении конкурса на присуждение премии «Европа», который задуман как элемент поддержки и пропаганды многообразия и богатства европейской культуры посредством распространения телевизионных программ, выходящих за рамки европейских границ.
То есть контроль выполнения подписанных европейских хартий осуществляется с помощью конгресса местных и региональных властей СЕ. Представители которого занимаются мониторингом процессов идущих в государстве а именно:
Институциональный комитет занимается главным образом подготовкой докладов о развитии демократии на местном и региональном уровне в Европе; - Комитет по вопросам культуры и образования, средств массовой информации, по делам молодежи, спорта и связям с общественностью; - Комитет по вопросам устойчивого развития, охраны окружающей среды, городского и регионального планирования; - Комитет по вопросам социальной сплоченности, в чью компетенцию также входят вопросы занятости, гражданства, межрегиональных отношений, здравоохранения, а также равенства между женщинами и мужчинами.
Помимо контроля и мониторинга, готовятся кадры для насаждения демократии, агенты влияния по простому, которые собственно и проводят европейское видение на местах, один из примеров Югославия в которой эти структуры активно работали, что получилось общеизвестно.
Да к стати, активным внедрением местного самоуправления занимался фонд «Новая Евразия» в сотрудничестве с Фондом «Институт экономики города» при поддержке Агентства США по международному развитию /Россия
http://www.neweurasia.ru/media/OMC.pdf В их рекомендациях тоже сплошная децентрализация.
Читая все эти материалы мне вспомнилось высказывание Гитлера правда оно касалось РПЦ, но идея децентрализации видна очень хорошо:
- Отсюда фактически вытекало его пожелание, высказанное 11 апреля
1942 г. в кругу приближённых: «Сообщества деревень нужно организовать так,
чтобы между соседними сообществами не образовалось нечто вроде союза. В
любом случае следует избегать создания единых церквей на более или менее
обширных русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне бы-
ла своя собственная секта со своими представлениями о боге. Даже если таким
образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам,
приверженцами магических культур, мы это можем только приветствовать, по-
скольку тем самым разъединяющие тенденции в русском пространстве еще бо-
лее усилятся» [5, с. 198].
Пикер, Г. Застольные разговоры Гитлера / Г. Пикер ; пер. с нем. И.В. Розанова. -Смоленск, 1993.