My comment to an entry 'Патрология на марше' by diak_kuraev

Mar 15, 2021 11:18

Ну как было не читать - конечно читал (и "Триады в защиту священнобезмолвствующих" тоже; и крайне был разочарован тягомотным стилем; относительно других текстов Добротолюбия - чистая хитрая тоскливая демагогия).

Суть его учения - в предвечной составности Бога на сущность и энергии (на сущность и "низшее Божество", как писал сам Палама). Процитированные Вами свв.Бонавентура и Фома ничего подобного не подразумевают; в их понимании (и в понимании Церкви) благодать - это дар Бога; освящаяющая благодать соединяет с Богом: <<<< Благодать есть дар, непосредственно исходящий от Бога и сообщаемый Им. Она есть дар очищающий, просвещающий и совершенствующий душу, животворящий, преображающий и утверждающий ее и, наконец, возвышающий, приобщающий и соединяющий с Богом >>>>; <<<< Благодать - это причастие Божественной природе >>>>.

Это Вы как так не увидели разницы между подходами Паламы и католиков?? Это как надо уметь врать? Положение обязывает?

Всякая тварь уже причастна Божественной природе самим фактом участия в бытии Бога; тварь не имеет в себе источника существания.
Деяния святых апостолов, Глава 17
●28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".
(Синодальная Библия)

Благодать существования имеет даже дьявол. Но освящаяющая благодать межличностно соединяет с Отцом и Сыном и Святым Духом; любовь как главная заповедь подразумевает именно межличностное единство. Христос - один из нас Человек; любовь ко Христу (которая есть одно из условий спасения вечного) - очевидно межличностна (мы же не можем любить человеческую природу - мы любим конкретных людей; или не любим; дружим, или не дружим с кем либо). Св.Фома прямо пишет о дружбе с Богом, как о сути необхоимых отношений с Ним.

Но в паламизме межличностная любовь к Богу устранена полностью. Цель паламиста - обожение себя любимого безличной (общей Лицам) "энергией". В паламизме Троица абсолютно недоступна человеку, ибо Троица в сущности Бога, недоступной во веки веков.

Но как так паламисты умудрились даже Иисуса Христа счесть недоступным?? Ну, в РПЦ совершенно нет веры в реальное присутствие Иисуса Христа в Евхаристии (есть лишь учение о наличии благодати в Евхаристии).
Не оттого ли, что ввиду отрицания Филиокве (при этом св.Августин и св.папа Лев в православии во святых) Христос не нужен православным (ну, от Него не исходит Святой Дух, а значит, даже "благодать Святого Духа" не исходит)?

View the entire thread this comment is a part of

Previous post Next post
Up