Из загашников. Космические одёжки

Apr 10, 2012 10:06

"Попутная" съёмка. Приехал я в Жуковский на НПП "Звезда", чтобы отснять испытания нового противоперегрузочного костюма. А в демонстрационном зале проходило интервью директора "Звезды". Экспонаты этого зала я и показываю сейчас.








Начинаю, разумеется, с самого знаменитого скафандра. Скафандр космический СК-1 Юрия Гагарина.
Применялся на космическом корабле "Восток" совместно с катапультным креслом, обеспечивал жизнедеятельность и работоспособность космонавта в случае аварийной разгерметизации кабины, а также его спасение после катапультирования и приземления в различных климатических условиях, в том числе и при попадании в холодную воду. Скафандр вентиляционного типа. При нормальных условиях в кабине вентилируется кабинным воздухов от бортовой установки, при разгерметизации кабины надувается и питается кислородом также от бортовой установки. Оболочка многослойная: лавсан, листовая резина, капрон. Шлем жёсткий с откидным забралом. В комплект входят теплозащитный вентиляционный костюм и верхняя одежда с плавательным надувным воротом. Рабочее давление - 0,27 кг/см3, расход вентиляционного воздуха - 150-200 нл/мин, подача газа в аварийной ситуации - 50 нл/мин. Разработка - 1960 г.


Скафандр космический СК-2 Валентины Терешковой.
От предыдущего отличается только раскроем. Проще говоря, он женский:-) Разработка - 1962 г.


Вентилирующий костюм Валентины Терешковой.
Предназначен для вентиляции подскафандрового пространства и удаления выделяемых организмом влаги и продуктов жизнедеятельности. Расход вентилирующего воздуха 50-300 л/мин. Разработка - 1962-63 гг.


Скафандр "Беркут" Алексея Леонова. Скафандр с ранцевой системой жизнеобеспечения КП-55.
Предназначен для кратковременного выхода в открытый космос из корабля "Восход-2" и для спасения космонавта в случае разгерметизации кабины (в комплекте с бортовой СЖО). Скафандр мягкой конструкции со съёмным жёстким шлемом и вентиляционной системой открытого типа. Оболочка трёхслойная (наружная силовая и два герметичные). Поверх оболочки - защитная одежда с экранно-вакуумной изоляцией. Автономная СЖО расположена в спинном ранце. Подача кислорода из ранца - 16-20 нл/мин, время работы КП-55 - 30-45 мин, масса скафандра - 20 кг, масса ранца - 21,5 кг, рабочее давление - 400 ГПа. Разработка - 1964 г.


Скафандр "Ястреб" Алексея Елисеева. Скафандр с автономной СЖО РВР-III.
Предназначен для выхода в открытый космос из корабля "Союз". Скафандр регенерационного типа, рабочее давление 0,27 и 0,4 атм. Автономная СЖО обеспечивает циркуляцию газа по замкнутому кругу с расходом 250 обл/мин, поглощение выделяемой углекислоты, охлаждение и осушку газа. Оболочка многослойная (лавсан, листовая резина, капрон). Время работы не менее 2,5 ч, рабочее давление кислорода в ранце - 420 кгс/см2, ёмкость баллона - 2 л, масса скафандра не более 20 кг, масса заправленного ранца не более 31,5 кг. Разработка - 1965-66 гг.


Различные космические костюмы.


Гидрокомбинезон "Форель".
Предназначен для удержания пилота на воде и защиты от охлаждения, ветра и дождя на земле. Используется при аварийном приводнении или приземлении спускаемого аппарата в труднодоступном месте. За исключением перчаток выполнен как единое целое. Надевается через аппендикс, вклеенный в передний распах. Снабжён плавательным воротом, имеет светосигнальное устройство. При погружении в воду происходит перепуск воздуха из комбинезона в плавательный ворот. Ворот также может быть наполнен вручную. Масса гидрокомбинезона не более 2,95 кг, минимальный объём в сложенном и затянутом состоянии (без перчаток) - 7,5 л, запас положительной плавучести с наполненным воротом - 40 кг. Разработка - 1964 г.


Он же крупнее.


Теплозащитный костюм ТЗК-14.
При низких температурах окружающей среды ТЗК уменьшает теплоотдачу от тела, а при высоких уменьшает приток тепла извне за счёт термического сопротивления тканей костюма. разработка - 1960-е.


Полётный костюм ПК-10М.
Предназначен для теплозащиты космонавтов, находящихся в полёте или в наземных условиях после посадки. Изготовлен из шерстяного полотна, надевается на хлопково-льняное бельё. Модель №2 цвета "василёк" - для бортинженера, модель №3 с красной вставкой - для командира корабля. Состав: куртка, брюки, джемпер, носки. Масса костюма (для размера 52/4) - 1,25 кг. разработка - 1960-е.


Мешок спальный СПМ.
Обеспечивает необходимую теплозащиту при температуре не ниже +18 по Цельсию. При понижении температуры используется с ПК-14 и ТЗК-14. Трёхслойный: огнезащитная ткань, синтетический наполнитель, хлопчатобумажная ткань. Масса не более 1,5 кг. разработка - 1960-е.


Профилактический нагрузочный костюм "Пингвин-3".
Предназначен для создания осевой нагрузки на опорно-двигательный аппарат и скелетную мускулатуру космонавта, а также для снижения неблагоприятного воздействия невесомости при длительных полётах. Масса 2,5 кг, ресурс носки 45 суток. Разработка 1969-71 гг.


Комлект "Чибис".
Предназначен для создания разрежения на нижней части тела человека и продольной нагрузки на его опорно-мышечный аппарат с целью предотвращения расстройств, возникающих при длительном воздействии невесомости. Перепад давления, создаваемый комплектом от 10 до 60 мм рт. ст., масса - 15,6 кг. Разработка - 1970-74 гг.


Крайний слева - космический скафандр "Кречет".
Предназначен для выхода на лунную поверхность. Скафандр полужёсткого типа. Корпус и каска выполнени из листового алюминиевого сплава, рукава и оболочка ног - мягкой конструкции. Люк для входа расположен на спине, крышкой люка служит ранец СЖО. Время автономной работы СЖО - 10 ч, масса скафандра с СЖО - 106 кг, рабочее давление - 400 ГПа. Разработка - 1965-70 гг.
В 1972 году работы по лунной программе (Н1-Л3) были приостановлены, а в 1974-м - закрыты...


Костюм с водяным охлаждением КВО-9.
Состоит из трикотажного комбинезона и системы полимерных трубок, по которым циркулирует дистиллированная вода с небольшим содержанием серебра. Общая длина трубок - 80-120 метров. Масса костюма, заполненного водой - 3,5 кг, незаполненного - 2,8 кг. Разработка - 1973 г.


Скафандр "Орлан-ДМА" №18.
Для выполнения работ на поверхности орбитальной станции и в открытом космическом пространстве. Скафандр полужёсткого типа с встроенной СЖО. В системе терморегулирования используются костюм водяного охлаждения и теплообменник-сублиматор. Имеются электропитание, связь, телеметрия. Длина электрофала - 25 м. Имеются интерфейсы для сочетания скафандра с установкой перемещения и маневрирования в космосе. Рабочее давление - 400 ГПа, время работы в одном цикле - 9ч, срок службы - 4 года, масса - 105 кг. Разработка - 1991 г.
В октябре 1992 года скафандр доставили на станцию "Мир", где с 29 октября 1993 по 8 декабря 1995 в нём было выполнено 13 выходов в открытый космос (всего 54 часа 50 минут). В сентябре 1996 скафандр возвращён на Землю кораблём "Шаттл" (STS 79). После восстановления скафандр участвовал в четырэх физиологических экспериментах в барокамерах.


Амортизационное кресло "Казбек-УМ".
Обеспечивает переносимость перегрузок при выведении и спуске космического корабля, а также ударных перегрузок при посадке спускаемого аппарата. Допустимая длительно действующая перегрузка - до 30 ед., допустимая скорость соударения с земной поверхностью - до 8 м/с, масса кресла - 24,3 кг. Применяется на КК "Союз". разработка - 1997 г.


Слева направо: спасательный скафандр "Сокол-К", спасательный скафандр "Сокол КВ-2", высотный скафандр "Сокол СТР".
"Сокол-К": вентиляционного типа, двухслойный. Эксплуатируется совместно с креслами типа "Казбек". Изготавливается с учётом позы в амортизационном кресле индивидуально для каждого космонавта. Время пребывания космонавта в СК в герметичной кабине - 30 ч, в разгерметизированной - 2 ч, масса - 11,5 кг. Разработка 1973-81 гг. "Сокол-КВ-2" отличается двумя режимами давления и весом (10 кг). Разработка - 1979 г.


"Сокол СТР" изготовлен для осуществления рекордного полёта в открытой кабине высотного стратостата в рамках российско-британского проекта QinetiQ. Оболочка двухслойная, максимальная высота - 40 км, расчётная длительность полёта - 9 ч, расход кислорода - 20 л/мин, масса - 10 кг. разработка - 2002 г.
3 сентября 2003 мегастратостат QinetiQ-1 высотой 381 м и объёмом около 1 250 000 м3 должен был поднять открытую гондолу с двумя пилотами на высоту 40 км. Через некоторое время после начала наполнения баллона гелием в оболочке обнаружилось повреждение и полёт был отменён.


Спасательные скафандры типа "Стриж".
Разработаны для проекта "Буран", предназначены для работы на высоте до 40 км или для парашютного прыжка из стратостата с этой высоты ("Стриж-ХЭВ", справа). Разработка - 1981-91 гг.


Защитный костюм пилота самолётов с поршневым двигателем.


Авиационный скафандр СИ-3М.
Для лётчиков высотных самолётов (Як-25М, Як-27В, Е-50), предохраняет при разгерметизации кабины. Максимальная высота применения - 30 км. Разработка - 1957 г.


Бронезащитный комплект.
Для защиты лётчиков штурмовой авиации (СУ-25) от вторичных осколков при поражении самолёта. состоит из шлема ЗШ-5Б и бронежилета "Филин-2". Разработка - 1980 г.


Комплект ККО-ВК-ЛП.
Для лётчиков вертолётов, обеспечивает защиту от гипоксии при выполнении высотных полётов. Максимальная высота применения - 6 км, время работы блока кислородного питания 1,5 ч. Разработка - 1992 г.


Комплект спасательного снаряжения КСС.
Для лётчиков вертолётов морской авиации. Состоит из жилета с плавсредством и аппарата подводного дыхания АПД-2. Допустимая глубина погружения вертолёта при его покидании 20 м, масса комплекта не более 4,5 кг. Разработка - 2010 г.


Неопознанный мной авиационный шлем.


И на закуску - набор космической еды:-)


космос, музей, раритеты

Previous post Next post
Up