13 ноября на киноэкраны страны выходит новый фильм Рената Давлетьярова "Пацаны"
по этому случаю в международном информационном агентстве "Россия сегодня" (бывшее "РИА Новости") вчера,28 октября состоялся пресс-показ картины и пресс-конференция съемочной группы
как всегда мой отчет будет не классической рецензией для глянцевого журнала (хотя у меня есть опыт и в написании таковых), а в виде очень развернутых мыслей, порой разветвляющихся на несколько направлений, связанных с моими собственными воспоминаниями, сравнениями и т/д
как обычно буду подкреплять это дело разными ссылками, чтобы нагляднее было
воспользовавшись любезным приглашением компании "Интерфест" на показ фильма "Пацаны", я попытался сразу для себя сформулировать, что же я жду от этой картины...
во-первых, мне было интересно, что снимает Ренат как режиссер, поскольку, если быть откровенным, знаю его довольно давно...как раз примерно с тех времен, о которых фильм...мы учились в одном институте и даже последний курс в одной группе...хотя практически не общались
во-вторых тема 70-х мне очень близка, тем более, если речь идет о молодежи, о жизни, о пацанах, ведь моё пацанство прошло как раз в 70-е
вот, что говорилось в пресс-релизе :
"Яркие 70-е: в моде широкий клеш, мини юбки и гонки на мотоциклах… Дома - сплошные запреты, а на улице - полная свобода: никаких правил, музыка, танцы, драки с соседскими пацанами, настоящая дружба и, конечно, любовь."
привел эту аннотацию специально, чтобы потом сравнить сложившийся в последнее время стереотип прошлого с тем, что сделал Ренат
кинематограф наших дней, по моему мнению, оставляет желать лучшего (не будем эту тему отдельно развивать , чтобы не слишком отвлекаться)...забегая вперёд, скажу, что эту мысль в какой-то мере высказал на пресс-конференции и Ренат
а уж современные фильмы про наше советское (не побоюсь этого слова) прошлое и вовсе штампуют по одним лекалам нынешней идеологии...мало того, что люди взрослые форматируются по новым установкам, так о молодежи и говорить нечего, они же тогда не жили
ну это уже тоже отдельная тема - кем, как и зачем...
одним словом, меня очень заинтриговало, как всё это преподнесет Ренат, человек моего поколения, практически одной тусовки, одних увлечений (музыка, кино, искусство...и т.д.)
скажу сразу фильм "Пацаны" Рената Давлетьярова благополучно избежал всякой идеологии и это его огромный плюс и отличие от всего того, что до этого выпускалось на экраны за последние годы
всё в фильме именно так, как это было в нашей жизни, в жизни пацанов, тинейджеров, простых ребят 70-х
я уточню, термин пацаны после 90-х несколько изменился по своему значению....это уже даже не пацаны Динары Асановой (фильм 1983 года), которую, кст Ренат также вспоминал на прессухе (правда по поводу более раннего фильма "Не болит голова у дятла")...поэтому тут есть некоторые опасения по идентификации у нынешних ребятишек....мы же, пацаны 70-х в своей общей массе были (пытаюсь сформулировать) , грубо говоря, из "одной кодлы"
даже интеллектуалы, мальчики из хороших семей, спортсмены или занимающиеся в музыкальной школе....всё равно выходили во двор, а там уже все равны...были конечно и спецшколы, но в провинциальных городах (а в фильме показана именно провинция) это большой роли не играло
и вот во дворах то и происходило настоящее общение, обмен опытом, знаниями и т.д.
нет, мы конечно и дома частенько общались...с этой стороны, как сказано в аннотации: "Дома - сплошные запреты" , это полная чушь, это штамп, зачем-то и для чего-то созданный стереотип (тут опять же требуется отдельное обсуждение)...всегда существует какой-то воспитательный процесс и в каждом доме, в каждой семье это по разному... без этого нет жизни
году в 76 мы стали собираться у меня дома уже на почве совместного музицирования...это еще было такое, баловство...первые аккорды, первые Шизгары...
1978 год, дома
а ребятки, которые тогда ко мне приходили, некоторые потом отсидели, некоторые спились, а кого уж и нет...
тогда же мы были открыты друг другу и эта открытость была искренней, всё как в фильме Рената
мы учились друг у друга жизни, дружбе...но мы об этом не задумывались, мы просто дружили...дружили по настоящему, не виртуально (Юра Дайнекин, исполнитель главной роли, кст, на пресс-коференции интуитивно правильно вытащил свой айфон или смартфон отвечая на вопрос, - в чем отличие нынешней молодежи от той) и, когда нужно, шли стенка на стенку...
так тоже действительно было и это было в порядке вещей...сейчас этого не понять...я говорю о делении населенных пунктов условно на районы (у нас в Петрозаводске, где я вырос, к примеру, это были Зарека, Голиковка, Вокзал...ну и т.д) и соответственно так называемые "кодлы" именовались по имени района...попробуй сунуться на чужую территорию, можно огрести...но приходилось же ходить по городу, навещать друзей, родственников, да и по каким-то другим делам...т.е. такие ситуации были в порядке вещей, но они не были чрезвычайно криминализированы, это не было большой проблемой, людей не убивали по чём зря...подрались и разошлись
ладно, хватит об этом (опять же у Рената это всё схвачено очень верно)
хочется отдельно выразить уважения по поводу аутентичности изображения, а именно всей натуры, реквизита, костюмов...как сказал Ренат, приходилось всё собирать, чуть ли не с миру по нитке, а кое-что и заново создавать, как, например, обувь и костюмы
по опыту знаю, что даже если и что-то найдешь для съемок по своему времени, всё равно в кадре это может не работать....у Рената, на мой пытливый глаз, всё работало идеально (я не буду уже уточнять, что, возможно, ботинки на высокой платформе появились не в 72 году, а чуть позже, это в данном случае всё же не играет большую роль, можно говорить об условном 72-годе, подразумевая все 70-е, как собственно и очень широкие клёш, тоже чуть позже, но возможно я не прав, этим можно заняться, проверить..)
всё равно, по одежде и всему что было в кадре - 5 баллов!!! та же , у нас это называли мастерка, в других регионах олимпийка - именно в стилистике того времени, сейчас такую уже не найти
разве что, девушки на лица уж очень "красивы" - современные салоны красоты конечно читаются...но для нынешних это точно не проблема)
Я с девчонками нашего класса, март 1979, Петрозаводск
тут, боюсь, много можно вспоминать, анализировать, сравнивать и т.д. и замечательно, что фильм этому дает толчок, значит он попал в цель, он искренен, он правдив, он не преследует никаких целей кроме правды искусства
третье, на что я сразу обратил внимание из пресс-релиза и в чем хотел разобраться, это участие в качестве композитора итальянца Никола Пьовани
фильм о наших 70-х, молодежный, "музыка, танцы"...какой нафиг итальянец, хоть и Пьовани, хоть и работал с Феллини...?!
я конечно понимаю Рената, это круто, когда у тебя в фильме оригинальный саундтрек пишет кто-то уровня Нино Рота или Морриконе....
не скромное сравнение, опять же, для фильма который я сейчас монтирую на постпродакшн я тоже хотел попросить свою приятельницу, чтобы она договорилась с Сюзанной Вегой о песне для финала (мне сказали, - даже и не думай :) )... мне представлялось, что в "Пацанах" должны быть ВИА и другая подобная музыка того времени....но, думаю, если Ренат сделает круто с Пьовани, то это будет высший пилотаж
в результате, собственно и оказалось, как я предполагал, фильм целиком построен на замечательной музыке того времени, большей частью на наших ВИА (кст, местами переигранными "Х... забей")...Пьовани же, на мой взгляд, выполнил лишь функцию, есть теперь такое - саунд дизайнера, причем то, как это теперь делается (а ля блокбастер, даже воскресное "Время" взяло на вооружение), мне лично всё больше и больше претит
возможно я излишне категоричен, но если раньше говорилось, к примеру, музыка из фильма "Крестный отец", все сразу начинали напевать, ну сами знаете какую мелодию...а вот какая мелодия Пьовани из "Пацанов"?
центральная мелодия (пару раз она точно в главных сценах звучала) конечно не Пьовани...это я уже выяснил сейчас, я помнил эту мелодию с детства, с тех 70-х, но я , хоть убей не знал названия и автора...
впервые я её услышал (и так она в моей памяти и осталась) на гибкой пластинке "Кругозора" , который я купил в феврале 1974 года (все даты и информацию я уже восстановил сейчас, не буду рассказывать как), это была песня, вот именно так она звучала
Click to view
но, пытаясь найти эту вещь, не зная названия и автора, я всё же нашел сначала оригинал... это потом я узнал, что на кругозоровской пластинке поет Далида....
а написал эту песню Сонни Боно в 1966 году, для своей жены Шер, когда они еще были дуэтом "Сонни и Шер"
вот как её пела Шер
Click to view
но ведь на кругозоровской пластинке говорилось, что это музыка кино!
оказалось, что в 1970 году Марлен Хуциев использовал инструментальную версию Поля Мориа в своем фильме "Был месяц май"...примерно, так, кажется, она и звучит в фильме "Пацаны"
Click to view
опять же спасибо "Пацанам" что навеяли эти воспоминания и предложили сделать некоторые открытия
а чтобы уравновесить этот пост нашей музыкой, которой в фильме больше, поставим песню, которая звучит в финале (в картине она перепета по новому)
Click to view
правда оригинал всё же не наш, хотя и из братской Польши)))
Click to view
в заключении ещё несколько фотографий с пресс-конференции
Слева направо - сценарист Юрий Коротков, Ренат Давлетьяров, исполнитель главной роли Юрий Дейнекин
Юрий Дейнекин и пресса
Ренат дает интервью
p.s.
пацаны из нашего класса, все!
1979 год, Петрозаводск
p.p.s.
да! совсем забыл сказать - фильм необычайно романтичен и поэтичен!
замечательные вставки полуснов, полуфантазий, полусказок делают фильм ни в коем случае не мистическим, но соединяют с высшими образцами мирового кинематографа (Бергман, Тарковский, Феллини...)
девочки и мальчики 70-2014-х, берите билет на двоих и приятного вам просмотра!!!!!
а из персонажей в фильме (это уже сумбур пошёл) хочу отметить Дядю Мишу и солиста ВИА
всё! всем спасибо! мир, любовь, рок-н-ролл!!!
p.p.p.s.
Ренат, ты абсолютно прав с финалом!
Я это ощутил еще до обсуждения, сразу на просмотре.
Первоначальный вариант, не то чтобы жесткий, но он просто не понятен...зачем тогда весь фильм? (Это так я воспринял)
На конкретных эпизодах картины не стал останавливаться подробно, т.к. никто её еще не видел...