Умеренные и вежливые пляски на костях

Nov 18, 2017 06:22

Недавно умер писатель и артист Михаил Николаевич Задорнов. «Был ли покойный нравственным человеком? Нет, он не был нравственным человеком.» Задорнов всегда умел припасть в нужный момент к нужной кормушке, казаться тем, кем выгоднее всего казаться. Единственная вещь, которой покойный не изменял всю жизнь - это его безразмерный эгоизм. Даже перед смертью он не забыл отдать ему дань, сбежав из не сумевшего спасти бренное тело шаманизма в фирму РПЦ, которая пообещала лучшие условия для бессмертной души.

Наиболее точное определение для Задорнова, его личности, характера, всей его жизни - это любимое Есениным (очень искренним человеком) словцо «шарлатан». Образованный, талантливый, энергичный и разносторонний шарлатан. Настоящий продукт советской эпохи! Где это ещё слыхано, в какой Канаде, чтоб дипломированный инженер стал писателем-юмористом и эстрадным артистом? А для СССР и раннего пост-совка это далеко не единичный случай, скорее наоборот (более старший Жванецкий тоже инженер, а более молодой В. Меладзе вообще кандидат наук, и т. п.). Подобные антисоветские «физико-лирики» - очень интересный феномен, который современные совкодрочеры не исследуют никак. Хотя это главное, чем примечателен Михаил Задорнов и над чем стоит думать, вспоминая его жизнь. Советский Союз вырастил немалое количество таких талантливых мерзавцев, нынешним тупым и безграмотным молодым едорасам до них как до Луны пешком. Высокообразованные мерзавцы в благодарность СССР и уничтожили. «Поэты» были хорошие, вот только «граждане» никудышные.

Кстати о поэтах. Ранее в этом году была ещё одна громкая, и, я бы сказал, запоздалая смерть. Давно умерший как писатель и как общественный деятель, похоронивший уже кусок своей ноги колбасный эмигрант Евг. Евтушенко наконец ушёл в землю полностью. Почему «Евг.»? А это он так кокетливо подписывался. В «Литературной газете», в юмористическом разделе одно время создали карикатурного писателя на манер Кузьмы Пруткова, он назывался «Евг. Сазонов». Эх, было время…

Небольшое совпадение, коими богата жизнь. Весной меня спросили, почему я не пишу стихов, и я ответил: «У меня нет таланта. Если бы я очень постарался, то смог бы, наверное, писать стихи на манер Евтушенко. Но так писать, как Евтушенко - нельзя. Это оскорбление поэзии.» А на другой день поступило известие о смерти Евтушенко. Оскорбление закончилось.

Уже после смерти Евтушенко, в связи с поднявшейся шумихой, я прочёл слова Бродского, с коими оказался абсолютно согласен:

- Евтушенко? Вы знаете - это не так все просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он еще худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. ...У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой… дух не нравится этого. Просто - мерзит.

Характерно, что Евтушенко до самой смерти так и не понял, почему его презирал Бродский. Поскольку «некоторые вещи непонятны нам не потому, что понятия наши слабы, а потому, что вещи сии не входят в круг наших понятий». Бродский, конечно, сам был тот ещё негодяй. Но он был, так сказать, честный негодяй, как школьный хулиган. А Евтушенко был противоположный типаж - «дутый отличник». Такой человечек, у которого то ли мама учительница, то ли родители какие-то важные персоны. Поэтому учится он халтурно, но его всегда аккуратно натягивают на пятёрочки. Всегда он и перед учителями активист, и с одноклассниками ласковый, ни с кем старается не ссориться, улыбчив и доволен, вечно на позитиве. Внутренне же никого не уважает и не любит, весь фальшивый до мозга костей, и чем старше, тем фальшивее.

Поэзия Бродского мне противна, потому что она, во-первых, написана «из головы», умом, а не сердцем. Она может быть в чём-то интересна технически, но дух от неё не захватывает, слёзы не наворачиваются. Игорь Растеряев в этом отношении более крупный поэт, чем «великий Бродский». Во-вторых, ум Бродского довольно средний, зато полный злости. А злоба и ненависть не в традиции русской литературы.

Но то, что писал Евтушенко, не просто «написано из головы». Здесь опять напрашивается цитата, на этот раз из «Кин-дза-дза»: «Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите». Идеальная формулировка! Евтушенко именно думал то, что не думал, и придуманное таким образом выражал в стихах и во всей своей жизни. Которая и была его клеткой. Никчёмная жизнь негодяя - сытая и подлая, без искренней любви и без искренней ненависти. Чувак даже всю жизнь затруднялся, стоит ли ему ненавидеть как следует Бродского, и так и не определился до конца.

Хотя одна ненависть в его жизни всё-таки была. К советскому строю, к коммунизму и к Сталину, как строителю и олицетворению коммунизма. Евтушенко был единственным упырём, который догадался плюнуть на свежую могилу Сталина. Даже верные хрущёвцы, когда вытаскивали тело Сталина из Мавзолея, плакали. А эта единственная из своих «оттепельных» соратничков мразь умудрилась «поэтически» нагадить на могилу вождя. Тут, видимо, искреннее чувство, а не просто конъюнктура.

И вот здесь очень хорошо видна разница между Человеком и недочеловеком. Ярослав Смеляков подвергался репрессиям. Но он же написал невероятное по проникновенности стихотворение «На главной площади страны...». А Евтушенко сделал карьеру, написав исполненные лживого восторга стишки во славу Сталина («думал то, что не думал»), а через десять лет юродствовал со своими «Наследниками Сталина».

Поэтому. Конечно, могила для атеиста - это не мистическое убежище тела в ожидании Страшного суда, а только дань памяти и уважения человеческой личности. Но тем более Хрущёв, как разоритель усыпальницы Сталина, и Евтушенко, как его трубадур в этом позорном деле, не заслужили могил на русской земле. Надо бы отправить их, как Задорнова, догнивать за рубеж, к родственникам. Или просто спустить в канализацию.

враги, история, r.i.p., культура

Previous post Next post
Up