May 08, 2010 10:59
Теперь уже всем понятно, что греческий финансовый кризис ставит под удар само существование евро. Европейские великолепные умы в области экономики, консультирующие великолепные умы в области политики, допустили типичную ошибку, которую я могу назвать «синдромом русского студента». Пока идёт семестр, все счастливы и наслаждаются своей свободой, а как только приходит кризис (он же экзамен), наступает пора принятия уже давно запоздалых решений. Что же теперь делать, когда часть Еврозоны поражена такой опухолью?
После введения евро все полномочия стран по регулированию валютных курсов и по ведению монетарной политики были переданы в Европейский Центральный Банк. А ведь именно эти два инструмента являются основными для стимулирования национальной экономики при надвигающейся рецессии.
Нобелевский лауреат Роберт Манделл предлагал конкретные условия, при которых возможно функционирование единой валюты, но ЕС не принимает этих новых правил игры. Как ни стараются страны Европы, союзом у них быть не получается. Уничтожение барьеров в перемещении рабочей силы сформировало единый рынок труда, но лингвистический и культурный аспект мешают догнать по развитию рынок труда Соединённых Штатов.
Более того, ЕС мешает бороться странам с безработицей. Так дефицит бюджета Испании вырос до 11% ВВП, и по правилам игры она должна урезать расходы, тем самым ухудшая свои 20%(!!!) безработицы среди взрослого населения и 40% среди молодёжи.
Многие надеются, что греческая трагедия убедит политиков в необходимости глобального кооперирования усилий. Видимо зря. Германия, следуя не менее популярному мнению, отказывает Греции в помощи. И это действительно странная позиция. Миллиарды были потрачены на спасение банков, а теперь получается, что всем плевать на спасение страны с 11 миллионами населения. Теперь становится ясно, что все зимние расплывчатые обещания о спасении Греции были всего лишь попыткой успокоить рынок.
Полезно посмотреть на евро с точки зрения глобального подхода. Предполагается, что общий торговый баланс стран ЕС приблизительно равен 0. При этом больше всех экспортирует Германия, это означает, что остальные страны имеют отрицательный торговый баланс. При этом курс валюты Германии должен расти, тем самым сдерживая экспорт. Вместо этого евро одинаков для всех стран, а в итоге получаем успешную Германию и угнетаемые импортом малые страны Европы. Вам ничего эта ситуация не напоминает? Германия для Евросоюза это Китай для США. Германия, так же как и Китай, показывает свои сбережения и высокий экспорт как достоинство.
И что же теперь делать?
Есть первое предложение. Отстающим странам необходимо сокращать зарплаты работников. Этот путь абсолютно не приемлем. Даже сложно просчитать последствия социальных волнений, последующих за этим шагом.
Второе решение - исключить Германию из Евросоюза.
И третье, которое должно быть самым подходящим. Вспомнить об идеях и ценностях создания евро. Ещё не поздно применить реформы, включающие изменение налоговой политики. Не поздно проявить солидарность к Греции и понять, что крушение экономики одной страны неизбежно повлечёт за собой страдание народов всей Европы.
Совместно с Джозефом Штиглицом=)
guardian,
ЕС,
Джозеф Штиглиц,
экономика,
Греция