Все советские школьники помнят уроки труда: девочки шили, вязали, учились готовить кушать, а мальчики слесарили или столярничали.
Из своих уроков помню, что готовили мы традиционные винегрет, оливье, вареники и бутерброды. Причем на первые два блюда все варили дома, а в школу приносили вареные овощи. Там чистили, резали, смешивали и звали пацанов трапезничать вместе с нами. Так же было и с бутербродами: ингредиенты покупные приносили из дому. А далее все по плану: сделали, пригласили, съели. Вареники лепили по месту, там же и варили, и ели. Это в классах пятых-шестых.
Потом нас учили шить. В седьмом классе шили фартуки, в восьмом юбки. И здесь же дали уроки по вязанию.
Сказать, что меня захватило вязание? Поначалу нет. Выучила виды петель, провязала образцы, сколько надо было для сдачи на оценку - и все. Хотя другие девчонки уже вовсю пытались вязать себе шапочки и шарфы. Мне оно как-то было не нужно. А когда пришло время, я вспомнила все уроки и даже освоила больше. Но об этом впереди.
Меня больше привлекало шитье. Фартуки и юбки - это так, для оценки. А вот себе я уже задумала платья и брюки. А помощником в разработке выкроек выступила не учительница труда, а мой папаша. Он до Великой Отечественной войны работал портным у одного дяди в районном центре. Этот дядя держал швейную мастерскую (тогда это называли ателье по индивидуальному пошиву). Отец работал у него, шил мужскую одежду - пальто, полушубки, костюмы, брюки, сюртуки и прочее.
Потом этот дядя умер, и его жена решила продать все оборудование. Так мой отец купил у нее одну из швейных машин. В кузнице заказал к ней столик, сделал из нее машинку с ножным приводом вместо ручного. Кстати, эта машинка до сих пор жива. Мне отец ее отдал, когда после свадьбы мы уезжали в Казахстан работать.
Я на ней шила до середины восьмидесятых, а потом купила другую, марки «Подольск», правда, б/у. Дело в том, что старые машинки не обрабатывали петли и швы, и это все приходилось делать вручную. Но, как сказала выше, она жива, вполне шьет, хотя уже и порядком изношена. Если что очень толстое надо прострочить (кожа, овчина, сукно), то шью на ней.
А «Подольск» как бы умела все делать. Почему говорю «как бы»? Потому что из четырех операций она делала только одну. Шила обычным швом. Поскольку покупала я ее не сама, а с помощью жены моего брата (она выручала какую-то свою подругу), то и проверяла, как она шьет, тоже она.
Но у моего Володи всегда были «золотые руки». Он разобрал механизм, определил, что детальки, которые дают возможность делать другие операции, изношены. Что-то подпилил, что-то добавил - и вот уже, кроме обычной строки, заработали «зигзаг» и петли.
Так вот, вернемся к шитью. В конце шестидесятых - начале семидесятых в моду входили платья не в талию или приталенные, а прямого покроя. Если по выкройке, то там делать было нечего. Как говорится, «на раз». И воротники - стойка или отложные с застежкой сзади.
Купила ткань, и папа помог сшить мне первое платье себе. Потом я выпросила купить мне ткани еще на два платья. Потом я сшила такого же фасона платье своей подруге.
Потом в моду у женщин стали входить брюки. И первые свои штаны я перешивала со штанов своего брата, который на 3 года меня старше.
А уже когда поступила в институт, то все свои модные шмотки шила сама: брючные костюмы - брюки и курточки к ним до талии, до бедер, пиджачки, платья и юбки любого фасона. Теорию кроя преподал папа, научил, как правильно пользоваться книгами по кройке и шитью, как правильно произвести расчет, чтобы брюки хорошо сидели на тебе или заказчике. Книги у меня до сих пор все имеются в наличии. И что хочу заметить: все книги советского образца намного толковее написаны, чем более поздние, которые я покупала уже в «незалёжной» Украине.
После Великой Отечественной войны папа приехал на Донбасс восстанавливать разрушенные заводы, да так и остался работать в строительной организации до самой пенсии. Шитьем занимался для домочадцев. Первые два десятилетия после войны было тяжело с одеждой, не всегда хватало денег на покупку готового изделия. Так папа обшивал всю семью, шил маме и дочкам платья, брату штаны, почти всем шил пальто зимние и осенние.
Из трех сестер шила только я. Мама тоже этим делом не увлекалась. Потому швейная машинка и досталась мне.
Мужскую одежду попробовала сшить на втором курсе в институте. Тогда в моде были пёстрые рубашки с широкими манжетами, большие воротники на пуговицах спереди и сзади. Такой особый крой.
Такую рубашку сшила одному парню из группы. Причем сшила полностью вручную. Выкройку сделал отец, потому как до этого я ничего из мужской одежды не кроила и не шила.
Пошли вместе с парнем в магазин, выбрали ткань. Я скроила по всем правилам, где надо вставила подложку (воротник и манжеты) и сшила ручным швом, которому учили еще в школе.
Кстати, о птичках. Эти швом шили наши пращуры в деревнях, когда еще швейных машинок в помине не было.
Намучилась, конечно, особенно там, где как бы отстрочку делаешь. На манжетах, карманах, клапанах, воротнике. Это надо же было с такой миллиметровой точностью попадать в свои же швы. Потом одна дама, когда ее осматривала, сказала: «У тебя что, машинка барахлила, что есть небольшие неточности?». А когда узнала, что она сшита вручную, то сказала, что это шедеврально.
Следующие мои эксперименты по мужскому шитью и вязанию начались, уже когда я вышла замуж и родила сына.
Первое, что я решила для него связать - это носочки и пинетки. Интернетов тогда не было, но были подруги, которые умели вязать, и у них были записи по вязке того или иного изделия. Связала все очень быстро, вспомнив все виды петель. Да и литература к тому времени какая-никакая стала появляться. А дальше покатилось как по маслу: жилетка с паровозиком и вагончиками для сына. Жилет с огромной собакой для Володи. Им обоим шарфы и шапочки, причем шапки модные - пилотками, фуражками. Сыну в старших классах вязала модные по тем временам куртки, которые были настолько модными, что купить было сложно. Когда родилась дочка, то вязались не только кофточки, но и целые костюмы и платья. Ибо припало на «голодные» конец восьмидесятых - начало девяностых, когда негде и не за что было купить любую шмотку. Вот тогда и приходилось шить и вязать на всю семью, как когда-то моему папе.
Резонный вопрос у женщин: где брали выкройки? А нигде. Ведь я все-таки инженер, чертежи не только читаю, но и разрабатываю. Ну и пусть это чертежи электронные, или технические, но принцип-то у всех один - расчет. Особенно, когда есть книги по построению. Мерки снял, взял подходящую модель в книге, сам все рассчитал и построил. А дальше вперед и с песней. Хоть вяжи, хоть шей. Правда, у шитья и вязки есть свои особенности, но мы сейчас не об этом.
Обшивать Володю я начала, когда он служил в армии.
Но об этом расскажу в следующей серии.