КОММЕНТАРИЙ к КОММЕНТАРИЮ
История о спасении умершего императора Траяна по молитвам св. Григория Двоеслова была упомянута св. Марком Эфесским на Ферраро-Флорентийском соборе. Впоследствии эту историю кратко упоминал св. Филарет (Дроздов) и более подробно - иером. Серафим (Роуз), который сопроводил слова св. Марка Эфесского интересным комментарием,
(
Read more... )
Мне, кстати, вот что подумалось. В чём отличие надежды на спасение какого-нибудь, казалось бы, безнадёжного грешника от оригеновского апокатастасиса? По Оригену все неизбежно спасутся, а значит, нечего и беспокоиться, незачем и молиться о ком-либо - всё равно ведь получит спасение. Такие представления на корню подрывают желание молиться о ком-либо.
А если оригеновский апокатастасис не принимается и предполагаются вечные мучения, в которые кто-то должен отправиться, но при этом есть надежда, что кто-нибудь, по всей логике предназначенный к вечным мукам, всё-таки может их избежать - в виде исключения, то в этом случае возникает сильнейший стимул к молитве о упокоении "обречённой" души, и молитва приобретает особенную глубину.
А при убеждении, что никому, кроме формально принадлежащих к Православной Церкви спастись совершенно невозможно, желание молиться о таковых также угасает, как и в случае оригеновского апокатастасиса. При установке на всеобщее спасение молиться нет смысла, и при установке на погибель всех "не наших" тоже нет смысла молиться - ну, разве что об облегчении мучений, но что это за молитва? Настоящего молитвенного напряжения в ней не будет. В общем, как мысль о всеобщем спасении убивает молитву, так и мысль о неизбежной погибели всех "не наших" убивает молитву. И только мысль о том, что в виде исключения, как нечто из ряда вон, возможно спасение для "не наших", - только эта мысль и позволяет молиться о них по-настоящему. Таким образом, теория поддерживает молитвенную практику на должной высоте и глубине.
Reply
Согласен.
Господь сотворил спасение для всех, и желает спасения всем.
Но спасение свободных разумных ипостасей может происходить только по их свободной и разумной воле, а не насильно.
Конечно, как мы видим из Писания, попавшие в ад нечестивцы «задним числом» начинают «раскаиваться» (Лук.16:24), и умолять, чтобы хотя бы смягчились их мучения.
Наверняка, и за многих из них молятся и их еще живые верующие родственники и друзья.
Но, как распорядится их судьбой Христос на Своем окончательном Суде после воскресения тел, никто знать не может.
Можем только верить, надеяться, и усиленно молиться, чтобы Господь как-то помиловал и их :)
Reply
Reply
+
Reply
Reply
Владимир,глупости Вы говорите,я молюсь спокойно об избавлении от мук моих баптистов бабушки и дедушки.И Антонио Гауди,например.
Reply
Слово "спокойно" в данном случае означает характер молитвы, или что?
Точное знание о невозможности спасения для конкретных личностей подрывает на корню саму идею молитвы о них. Никто же не молится о бесах, т.к. все знают, что они точно не спасутся. Нет спасения, нет надежды - нет и необходимости в молитве. И никто не молится о том, чтобы мучения бесов облегчились.
Reply
"Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати".
Reply
Reply
Reply
Reply
да.И ещё - http://sergeylarin.livejournal.com/123683.html?thread=949795#t949795 и это пример далеко не последний.
Reply
Разве данный случай следует рассматривать вне традиции?
==http://sergeylarin.livejournal.com/123683.html?thread=949795#t949795==
Интересно. Кстати, есть сведения, каким источником пользовался иконописец для этой надписи?
Reply
Reply
Leave a comment