СЕРАФИМ (РОУЗ) о спасении императора ТРАЯНА

Feb 25, 2010 22:48

КОММЕНТАРИЙ к КОММЕНТАРИЮ

История о спасении умершего императора Траяна по молитвам св. Григория Двоеслова была упомянута св. Марком Эфесским на Ферраро-Флорентийском соборе. Впоследствии эту историю кратко упоминал св. Филарет (Дроздов) и более подробно - иером. Серафим (Роуз), который сопроводил слова св. Марка Эфесского интересным комментарием, ( Read more... )

Leave a comment

grgy February 27 2010, 05:12:15 UTC
/// В данном случае было какое-то откровение св. Григорию о том, КАК подействовала его молитва и ЧТО именно произошло с душой Траяна. По крайней мере, о. Серафим Роуз был убеждён, что в проциитированном житии св. Григория речь шла об избавлении души Траяна из ада. И св. Марк Эфесский, на основании того, что он читал об этом деле, сказал, что Траян был перенесен из места содержания нечестивых. Полагаю, он говорил это на основании откровения, записанного в житии св. Григория. ///

Я думаю, что Вы сами правильно ответили в своем заглавном сообщении, что:
«…По учению св. Марка Эфесского, души, заключённые в аду, ещё не испытывают вечного мучения, а только ожидают его…».
Поэтому, как я думаю, для любого еще ожидающего вечного наказания, которое наступит после воскресения тел и окончательного Суда Христова, есть надежда и, по милосердию Божию, есть реальная возможность по молитвам святых и верных чад Христовых получить облегчение загробной участи.
Я думаю, как для праведников Божиих обителей много на Небесах, так и для безбожников и нераскаявшихся грешников обителей много с разной степенью мучения вечного…

Ну, а остальное - это только гадание и смотрение как бы сквозь «тусклое стекло» :)

Хотя, конечно, очень хочется, чтобы все были спасены :)

Reply

vladimir_chub February 28 2010, 15:32:52 UTC
==Хотя, конечно, очень хочется, чтобы все были спасены :)==

Мне, кстати, вот что подумалось. В чём отличие надежды на спасение какого-нибудь, казалось бы, безнадёжного грешника от оригеновского апокатастасиса? По Оригену все неизбежно спасутся, а значит, нечего и беспокоиться, незачем и молиться о ком-либо - всё равно ведь получит спасение. Такие представления на корню подрывают желание молиться о ком-либо.

А если оригеновский апокатастасис не принимается и предполагаются вечные мучения, в которые кто-то должен отправиться, но при этом есть надежда, что кто-нибудь, по всей логике предназначенный к вечным мукам, всё-таки может их избежать - в виде исключения, то в этом случае возникает сильнейший стимул к молитве о упокоении "обречённой" души, и молитва приобретает особенную глубину.

А при убеждении, что никому, кроме формально принадлежащих к Православной Церкви спастись совершенно невозможно, желание молиться о таковых также угасает, как и в случае оригеновского апокатастасиса. При установке на всеобщее спасение молиться нет смысла, и при установке на погибель всех "не наших" тоже нет смысла молиться - ну, разве что об облегчении мучений, но что это за молитва? Настоящего молитвенного напряжения в ней не будет. В общем, как мысль о всеобщем спасении убивает молитву, так и мысль о неизбежной погибели всех "не наших" убивает молитву. И только мысль о том, что в виде исключения, как нечто из ряда вон, возможно спасение для "не наших", - только эта мысль и позволяет молиться о них по-настоящему. Таким образом, теория поддерживает молитвенную практику на должной высоте и глубине.

Reply

grgy March 1 2010, 09:18:58 UTC
/// При установке на всеобщее спасение молиться нет смысла, и при установке на погибель всех "не наших" тоже нет смысла молиться - ну, разве что об облегчении мучений, но что это за молитва? Настоящего молитвенного напряжения в ней не будет. ///

Согласен.
Господь сотворил спасение для всех, и желает спасения всем.
Но спасение свободных разумных ипостасей может происходить только по их свободной и разумной воле, а не насильно.
Конечно, как мы видим из Писания, попавшие в ад нечестивцы «задним числом» начинают «раскаиваться» (Лук.16:24), и умолять, чтобы хотя бы смягчились их мучения.
Наверняка, и за многих из них молятся и их еще живые верующие родственники и друзья.
Но, как распорядится их судьбой Христос на Своем окончательном Суде после воскресения тел, никто знать не может.
Можем только верить, надеяться, и усиленно молиться, чтобы Господь как-то помиловал и их :)

Reply

sergeylarin April 5 2010, 22:37:43 UTC
Помиловать,но не даровать рай.Продолаю настаивать,что ни один их упомянутых Владимиром святых не зказал(и не мог сказать) что еретики попадут в рай.

Reply

grgy April 6 2010, 03:10:20 UTC
/// Помиловать,но не даровать рай. ///

+

Reply

kinda_me October 29 2014, 13:27:45 UTC
давайте оставим это Ему? :) А надеяться на чужое помилование - не грех ведь? Со-страдание - это как раз "кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка". Кто страдает из-за того, как губит свою душу ближний - может, сам очищается? (или думаете, губит и свою душу? :)

Reply

sergeylarin April 5 2010, 22:36:21 UTC
"А при убеждении, что никому, кроме формально принадлежащих к Православной Церкви спастись совершенно невозможно, желание молиться о таковых также угасает, как и в случае оригеновского апокатастасиса."

Владимир,глупости Вы говорите,я молюсь спокойно об избавлении от мук моих баптистов бабушки и дедушки.И Антонио Гауди,например.

Reply

vladimir_chub May 11 2010, 19:05:21 UTC
==я молюсь спокойно==

Слово "спокойно" в данном случае означает характер молитвы, или что?

Точное знание о невозможности спасения для конкретных личностей подрывает на корню саму идею молитвы о них. Никто же не молится о бесах, т.к. все знают, что они точно не спасутся. Нет спасения, нет надежды - нет и необходимости в молитве. И никто не молится о том, чтобы мучения бесов облегчились.

Reply

sergeylarin May 12 2010, 07:14:34 UTC
нет.Церковь в день святой Пятидесятницы молиться даже об одержимых во аде:

"Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати".

Reply

vladimir_chub May 17 2010, 18:18:23 UTC
Потому и молится о них, что есть надежда на их спасение. А о бесах не молится - потому что надежды на спасение нет.

Reply

sergeylarin May 17 2010, 18:21:10 UTC
в данном случае сравнение некорректное.

Reply

vladimir_chub May 17 2010, 18:49:49 UTC
Люди и ангелы (как светлые, так и падшие) сравниваются друг с другом в Писании. Вполне традиционное сравнение.

Reply

sergeylarin May 17 2010, 19:13:24 UTC
я написал -"в данном случае".

да.И ещё - http://sergeylarin.livejournal.com/123683.html?thread=949795#t949795 и это пример далеко не последний.

Reply

vladimir_chub May 17 2010, 20:22:35 UTC
==я написал -"в данном случае"==

Разве данный случай следует рассматривать вне традиции?

==http://sergeylarin.livejournal.com/123683.html?thread=949795#t949795==

Интересно. Кстати, есть сведения, каким источником пользовался иконописец для этой надписи?

Reply

sergeylarin May 17 2010, 20:33:57 UTC
этот случай есть у свт.Игнатия,в Прологе,для меня подлиннсть его несомненна.Кроме того,есть слова свт.Григория Нисского о младенцах некрещеных "ни в славе,ни в поношении",описании тех же участи у блаж.Феодоры,т.е. Христос отсылает младенцев на запад(символ ада),но не лишает их милости,видение монахини Шамординского мон.во времена оптинских старцев,когда самоубийца в аду лишился мук по молитвам сестры-монахини.. и проч.

Reply


Leave a comment

Up