Этот диалог навел меня на мысль. Апостол Павел был готов лишиться спасения сам ради спасения евреев. Практически с тем же пафосом некоторые православные готовы чуть ли не на адские муки ради неспасения неправославных.
+1. Вот почему я терпеть не могу частно-эсхатологических споров (лучше уж блудофильско-бракоборческие). Очень тонкая грань - между ересью и жестокостью.
Безотносительно к позиции участников: пока никто не может найти иной источник "известной" цитаты прп.Нектария, кроме лекции Осипова, достоверность ее принадлежности преподобному нулевая.
См. воспоминания архимандрита Бориса Холчева, духовного сына преп. Нектария. Есть ли в сети, не знаю (кстати, впервые узнаЮ, что это где-то Осипов цитирует - я эти слова всегда цитирую по арх.Борису).
А коммент от анонима про нулевую достоверность принадлежности цитаты выглядит занятно, да.
А интересно, когда говорят об облегчении мук - это до Суда и всеобщего воскресения, или после? Потому что "до" - еще хоть немножечко понятно, не давать бесам сильно мучать (в предположении, что это вообще происходит). А вот после - мы ведь знаем, что мучения после Суда - это мучения от самого факта того, что Бытие есть Бог и ты ничего не можешь с этим поделать. И какие тогда облегчения мучений - попросить Бога чтобы он не был таким уж Богом? Попросить Бога об аннигиляции грешника? Лучше бы эту тему вообще не затрагивали с этими апологиями ада, садистские объяснения никому здесь не помогут. Имхо, Церковь учит как спастись, а не как погибнуть.
Хороший вопрос. Возможно, апологетами погибели всех "не наших" предполагается, что облегчение действует только до Суда, а потом... потом мучение обрушивается со всей тяжестью.
Именно что апологетами, а не Церковью. Если Церковь говорит что-то, то говорит это на соборах. Мы же веруем в соборную Церковь, а не в какую другую. А на каком соборе обсуждался данный вопрос? Я знаю только один случай, когда вопрос о возможности спасения умерших вне Церкви затрагивался на соборе, - это приведённые мною две цитаты из св. Марка Эфесского. Он выступал перед латинянами как официальный представитель Греческой Церкви и от её лица привёл им пример: святые Фекла и Григорий Двоеслов своими молитвами перенесли из места мучений души умерших Фалкониллы и Траяна.Вот эти слова св. Марка можно назвать голосом Церкви, поскольку шло соборное обсуждение, а св. Марк был главным представителем восточного богословия.
Comments 208
Reply
Reply
Вот почему я терпеть не могу частно-эсхатологических споров (лучше уж блудофильско-бракоборческие). Очень тонкая грань - между ересью и жестокостью.
Reply
Reply
Кто при жизни Свет Фаворский не созерцал - тот и после смерти его не узрит.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Есть ли в сети, не знаю (кстати, впервые узнаЮ, что это где-то Осипов цитирует - я эти слова всегда цитирую по арх.Борису).
А коммент от анонима про нулевую достоверность принадлежности цитаты выглядит занятно, да.
Reply
Reply
Reply
А вот после - мы ведь знаем, что мучения после Суда - это мучения от самого факта того, что Бытие есть Бог и ты ничего не можешь с этим поделать. И какие тогда облегчения мучений - попросить Бога чтобы он не был таким уж Богом? Попросить Бога об аннигиляции грешника?
Лучше бы эту тему вообще не затрагивали с этими апологиями ада, садистские объяснения никому здесь не помогут. Имхо, Церковь учит как спастись, а не как погибнуть.
Reply
Reply
Reply
Если Церковь говорит что-то, то говорит это на соборах. Мы же веруем в соборную Церковь, а не в какую другую. А на каком соборе обсуждался данный вопрос? Я знаю только один случай, когда вопрос о возможности спасения умерших вне Церкви затрагивался на соборе, - это приведённые мною две цитаты из св. Марка Эфесского. Он выступал перед латинянами как официальный представитель Греческой Церкви и от её лица привёл им пример: святые Фекла и Григорий Двоеслов своими молитвами перенесли из места мучений души умерших Фалкониллы и Траяна.Вот эти слова св. Марка можно назвать голосом Церкви, поскольку шло соборное обсуждение, а св. Марк был главным представителем восточного богословия.
Reply
Leave a comment