Оригинал взят у
sha_julin в
Кургинян и "высшие смыслы"Недавно, на одном из ресурсов, я назвал Кургиняна гностиком и антикоммунистом.
Это вызвало бурную, хотя и вполне ожидаемую реакцию поклонников это политолога, медийного и политического деятеля. На меня посыпались самые разные обвинения, большинство из которых не представляют интереса. Но в числе прочего меня обвинили в том, что я вообще не имею понятия о гностицизме и просто облил грязью Сергея Ервандовича Кургиняна. И когда я не стал углубляться в эту тему - отпраздновали победу и то, что доказали моё невежество.
Потому поясняю, с чего я это сказал.
Итак, гностицизм и Кургинян.
Не так давно, три года назад, Кургинян создал организацию, изначально заявленную, как «красная», коммунистическая. Название это организация получила по медийному проекту Кургиняна - «Суть Времени».
Что есть интересного в этой организации и в её создателе, кроме того, что при объявлении себя коммунистами они ни разу не выступили ни под одним коммунистическим лозунгом?
Интересной является структура, в которой все идеи, все истины, все «Высшие смыслы» идут только от Кургиняна. Более ни одного идеолога в организации нет. Есть только оттачивание и совершенствование способов донесения до людей идей самого Кургиняна. Пытаются выдать это за авторитет учителя, но авторитет поддерживается решительным изгнанием тех, кто не находится под «божественным фаром» этого авторитета. Сомневаться можно в чём угодно, кроме правоты Кургиняна.
Это может быть связано с гностизмом. Может и не быть. Но смотрим дальше.
Интересным является и то, что вся внутренняя дискуссия сводится только к обсуждению до принятия решения неким «политсоветом» («политцентром»). То есть высказываются все. Но потом «политсовет» принимает решение и это автоматом означает, что нужно прекратить споры и выполнять. То есть «политсовет», конечно, выслушивает, что говорят участники Сути Времени. Это необходимо, что бы не потерять контроль. Но он никогда не спрашивает. Но роль рядового участника СВ никогда не повышается выше роли исполнителя.
Есть ли здесь гностицизм? Смотрим дальше.
Весьма интересным является наличие «внутреннего круга», которые ближе к Кургиняну, которые обладают большим знанием, и которые являются наиболее важными эмиссарами «Сути Времени». Но при этом основная масса членов «Сути Времени» не имеет ни малейшего отношение к тому, кто войдёт во «внутренний круг», они даже не знают, что это круг может быть не один, и может иметь внутри себя ещё более «внутренний круг». Хотя члены «внутреннего круга» могут выбираться из членов СВ, они могут выбираться и со стороны. И выбираются они одним единственным человеком либо совсем по своему произволу, либо по предложению кого-то из членов внутреннего круга.
Может здесь гностицизм? Смотрим дальше.
У движения «Суть Времени» нет никакой ясной и однозначной идеологии. То есть - вообще нет. Есть определённый набор идеологем и штампов, которые преподносятся в виде идеологии. При этом все идеологемы спускаются сверху, из единственного источника. И даются людям не как развитие мысли, а как набор аллегорий, который даёт видимость обоснования идеологемы. Например, что бы убеждать людей с коммунистическим мировоззрением, используется коммунистическая риторика, но с её помощью вводятся совершенно иные принципы устройства общества, выдумываются новые классы (когнитариат, криминально-капиталистический), рассказываются легенды о размывании и исчезновении классов и под это продвигаются реваншистские и буржуазно-патриотические идеи, внушается идея мессианства русского народа.
Не ли здесь гностицизма? Да что это вообще за зверь - гностицизм?
Гностицизм - это не какая-то стройная единая теория, вроде зороастризма. Это система взглядов, объединённых понятием Гносиса - знания. Но не знания, как мы понимаем его в большинстве случаев - система представлений о мире, основанная на опыте и изучении этого самого мира. Гностическое знание, это высшее, сакральное знание, доступное лишь немногим. Эти немногие, кому доступно высшее знание, духовные сущности, стремящиеся к освобождению, к возвращению к первооснове - пневматики.
И эти пневматики, «игроки на великой шахматной доске», вершащие судьбы мира, ведут за собой «душевных», достойных идти следом за пневматиками. И эти «душевные», психики - они составляют основную силу пневматиков в их воздействии на мир. Они получают от пневматиков часть знаний, крупицы, им доступные. И верно следуют заветам высших сущностей, игроков, отдав им своё доверие полностью и без остатка.
И основная масса людей - это люди плотские, не способные даже к частичному освобождению духа и приближению к высшему знанию - гилики. Их просто нужно вести, куда нужно, куда укажут «высшие» - пневматики. И поведут их туда «душевные» - психики.
И вот Кургинян в своих видеовыступлениях «разоблачает Маркса и Ленина» (не забыв оговориться, то они - гении) и преподносит классовый интерес, как шкурный интерес представителей данного класса. При этом Кургинян либо просто врёт, либо сам не понимает, что это такое. Но гностик и не может этого понять! Ведь не может быть высших и духовных смыслов у гиликов. А любой класс в основе своей состоит из гиликов, значит все интересы его страстные, меркантильные. Источником высших, духовных смыслов является пневматик, а осознать их величия и лишь частично понять их могут только психики (преданные Кургиняну члены «Сути Времени»).
Именно отсюда, из гносеологических взглядов, идёт ахинея про уход в катакомбы, вместо выхода в народ, в массы.
Именно отсюда идёт рассмотрение всех проблем исключительно через деятельность конкретных групп людей и организаций, «игроков большой игры».
Именно отсюда идёт вся метафизика, союз с РПЦ, рассуждения о синтезе религии и коммунизма, идеи про первородность духа и «высшие смыслы».
Отсюда идёт стремление везде договорится или решить вопрос с «элитами». То с элитой во власти, с «патриотическим крылом Кремля», то с элитой науки в виде функционеров РАН - главное, выявит элиту и работать с ней.
Даже определение коммунизма по Кургиняну, «Коммунизм есть освобождение людей от страстных потребностей и раскрытие высших творческих способностей каждого человека». Только Кургинян скрывает от своих последователей, то в его картине мира способности каждого человека ограничены в рамках иерархии. Что творческие способности гиликов не подымутся выше обычного стада.
Кстати, гносеологические взгляды совершенно не мешают критиковать и ругать гностицизм )
Всё сказанное выше - мой личный взгляд, сформировавшийся в результате двухлетних наблюдений за деятельностью Кургиняна, его идеями и в результате попыток выяснить идеологию движения «Суть Времени».
Он может быть ошибочным, но это то, что я вижу.
PS: Тут уже поступили комментарии )
"При чем сам Кургинян это признавал.
Но есть один нюанс. Он признает гностическую картину мира, но сам гностиком себя не считает. Он говорит что гностик воюет на стороне предвечной Тьмы, а он на стороне Света".
Поясняю:
Гностик не воюет на стороне "предвечной тьмы". Гностик воюет только на своей стороне. Он сам - богочеловек, который может быть подвержен как добру, так и злу.
И нельзя признавать гносеологичекую картину мира и не быть гностиком. Само признание этой картины и есть определение гностика.