Работаешь, работаешь, а потом - бац! - надо все выкидывать и начинать сначала.
А бывает, что работаешь, работаешь и все отлично. Мысли бурлят, результатов гора, ты счастлив и готов зазнаться. Такой период может длиться месяц или несколько лет. Музы порхают над головой, критики молчат, даже погода круглый год идеальная - солнце, небо синее, а если дождь, то для создания идеальных условий для работы.
Наука не может все объяснить, но может изучить и расставить по полочкам. Исследователи из Пенсильвании захотели доказать, что у ученых существует «золотой» возраст. Нашли статьи с наибольшим индексом цитирования и посмотрели на возраст авторов. Ожидали, что максимум будет около 35, но максимума не оказалось. Все распределено равномерно, от возраста почти не зависит.
Тогда посмотрели, как далеко по времени написаны важные статьи одного автора. И сделали открытие - важные статьи следовали почти одна за другой. Классические примеры - четыре статьи Эйнштейна в 1905 году и последние годы жизни Ван Гога, когда он написал свои самые известные картины.
Выводы простые. Приятно, что музы могут прилететь в любом возрасте и не один раз. Неприятно, что если они прилетели, то надо бросать все удовольствия и пахать по четырнадцать часов в сутки. Иначе, будешь сожалеть об упущенных моментах. А их будет не так много.