В музее

Jan 08, 2017 17:38



Сегодня музей в Миннеаполисе открыл для меня новые горизонты. И не потому, что сейчас там проходит выставка «Мартин Лютер, Искусство и Реформация», а потому, что я впервые там напялил на нос очки. И мир стал другим.
Оказалось, что почти у каждой картины есть табличка, где описана история создания картины, связанные с ней легенды, а еще на стенах висят рассказы о направлениях в живописи. Прямо не музей, а институт. Впрочем, так он и называется: Minneapolis Institutе of Art.

Вот мои маленькие открытия.
1. Висят на стене четыре фрагмента алтаря «коронация Девы Марии» из церкви городка под Флоренцией. Датировано 1408 годом. Раньше я пробегал мимо, а сегодня узнал, что всего фрагментов 16 и они разбросаны по всему миру: Миннесота, Мичиган, Калифорния, Сиена в Италии, Токио, частные коллекции... Только во Флоренции ничего нет. Мне это не нравится. Я уже писал на эту тему. Картины Климта, например, хочется видеть только в Вене. Там они лучше гармонируют с окружением, производят совсем другое впечатление, когда ты приходишь в зал с улицы, по которой ходил художник.

2. Кубизм, как мне сообщили в музее, возник под влиянием быстрых скоростей начала 20-го века и теории относительности Эйнштейна. Художники не могли пройти мимо прогресса и задумались над проблемой: мы живем в трехмерном пространстве и, поэтому, не можем сразу увидеть все стороны куба. Чтобы такое увидеть, надо перейти в четырехмерной пространство. А мы так не умеем. Отчаяние, горе... И тогда Пикассо придумал изображать на картине все стороны предмета одновременно. Что из этого получилось, мы знаем.

3. Мысль по поводу второго пункта. Короткие рассказы - это плоское изображение героев. Только с одной стороны, только с точки зрения реакции на развивающиеся события. Мы, например, узнаем, как герой умеет любить конкретную женщину, но не знаем, что он любит на завтрак, каковы его трудовые успехи и как он любит других женщин. Романистам проще, они все успевают описать. А вот как, по примеру Пикассо, написать короткий рассказ, где герой обнажится во всей красе?

4. Узнал новое для себя имя - русская художник-кубист Александра Экстер (1882-1949). Теперь я знаю, что костюмы к фильму «Аэлита» придумала она. Фото одной из картин Экстер, находящейся в музее, в конце записи. Вот так, с ее точки зрения, выглядит приморский итальянский городок.

5. Придуманные женщины Кранаха старшего ужасно похожи друг на друга. Это я к тому, что часто творческие люди придумывают некий идеал, от которого не могут отойти. Одна из таких женщин (Мадонна с младенцем и виноградом) в конце записи.

6. Я, наверное, последний, кто узнал, что Мартин Лютер и Лукас Кранах были соседями и друзьями в городке Виттенберг. Поэтому у нас так много портретов Мартина Лютера, выполненных гениальных живописцем.

7. Петр Первый был весьма любознательным. Православный царь не поленился и поехал в Виттенберг, чтобы побывать в квартире Мартина Лютера почти через 200 лет после его смерти. Дверь в комнату Лютера была исписана мелом. Петр тоже взял кусок мела и, будучи высоким, написал свое имя на самой верхушке двери: «Пеtr» - начало по-русски, потом латынь. Догадливые очевидцы покрыли его подпись лаком, и она сохранилась до наших дней. Эту дверь тоже привезли в Миннеаполис на выставку.

8. Непонятности по поводу седьмого пункта. Петр обожал все западное, но я не слышал, чтобы он попытался развивать и покровительствовать лютеранству, хотя он, наверное, понимал, что такой переход может помочь ускорить прогресс. Потом я понял, что бояре и прочие уже озверели от его социальных и экономических реформ и церковную реформу они бы не допустили.

9. Видел на выставке огромную Библию. Около метра шириной. Красивый шрифт, множество украшений. Сразу появляется чувство, что это не простая книга, которую читаешь перед сном на планшете. Наверное, Священное писание и другие священные книги так и надо издавать. Чтобы не было фамильярности при работе с текстом.
------
На фото в начале записи портреты Мартина Лютера с женой. Автор: Лукас Кранах Старший.




искусство

Previous post Next post
Up