Школьный учитель: вид сзади

Apr 04, 2005 09:43


Открытое письмо

Вот уже в третий раз школьная элита нашего города собирается в рамках педагогического марафона, чтобы обсудить новые способы «борьбы» с учениками, поделиться своим опытом работы на столь достойном поприще.

Нет, школьникам не грозят гильотины и экзекуции, наоборот: учителя говорят о воспитании толерантности, формировании эмоционально-ценностного отношения к действительности, нравственном воспитании учащихся; об эмоциональной устойчивости и профессионализме самого учителя. Только вот не верится во всё это.

Странно слышать в рамках дискуссии «Воспитание толерантности: трудные вопросы молодёжной субкультуры» разговоры о том, что наши дети не в состоянии адаптироваться в этом «прекрасном и яростном мире», особенно детдомовцы, что правительство в нашей стране забыло о «цветах жизни» и будущее нации его совершенно не волнует. Конечно, это важно и актуально, но к толерантности, по-моему, не имеет никакого отношения. Возникает резонный вопрос: как можно воспитать что-либо, не понимая что именно воспитывать?..

Настораживает также то, что многие опять так и норовят говорить о глобальных, государственного уровня вещах, выяснять глубинные причины происходящего. Это делать, безусловно, нужно, но, думается мне, не во время дискуссии школьных учителей, которым необходимо решать конкретные задачи на локальном уровне.

Уже давно избитыми стали слова: «Изменишься ты - изменится мир». Почему бы не начать с малого? Не ругать правительство, не сваливать всю вину за нетолерантность у детей на родителей и семью, а делать то, что «можется»? Здесь и сейчас?

Осколки нетерпимости закладываются в нас с детства. По моему глубокому убеждению, она рождается из неуважения - ко мне, маленькому человеку, что-то непонимающему, пришедшего к вам, мудрым учителям, чтобы УЗНАТЬ, а что получающего? Вы убиваете во мне жажду к познанию, вы убиваете во мне любовь к этому миру, вы вынуждаете меня не любить себя. А ведь сами говорите при этом: «Воспитай прежде всего терпимость к самому себе», в этом вы видите путь к воспитанию толерантности…

Но учитель в большинстве случаев диктатор, для которого есть два мнения: «моё» и «неправильное». Безусловно, немало в наших школах потрясающих учителей, Учителей с большой буквы. Но тут как в лотерее: повезёт - не повезёт. А ведь на кон ставится много, как минимум, ребёнок, маленький человечек, развивающаяся личность…

Не верится ещё и потому, что вряд ли возможно привить какие-то ценности ученику, если их нет в самом преподавателе. У многих учителей, например, отсутствует элементарная культура слушания, они разговаривают между собой в полный голос, когда другой педагог рассказывает о чём-то у доски.

Как же учителя осмеливаются требовать от учеников слушать их, если сами на это не способны?

публицистика, (с) Элена Ваурлэ, педагогика

Previous post Next post
Up