Школьное сочинение по Булгакову

Apr 17, 2007 23:02


Вечер сегодня выдался на редкость насыщенный. Только не событиями, а эмоционально. Сегодня в принципе ничего особенного не произошло (кроме того, что я наконец-то "вернулась" в университет). Но мне почему-то именно сегодня удалось поднять голову и вспомнить о том, что я всегда любила и чем всегда хотела заниматься.

Так, благодаря школьному сочинению и поэзии Есенина вернулась моя любовь к литературе и желание её изучать, утраченное в результате обучения в университете. Да и вообще - желание учиться. Самостоятельно.
Несмотря ни на что.

А вот то самое сочинение, написанное 15 февраля далёкого 2003 г. В 11 классе то есть. Без купюр:

Название стандартное - "Мои любимые страницы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита". Роман. Часть первая. Глава первая. "Никогда не разговаривайте с неизвестными"... Так, с этого началось моё знакомство с великим произведением великого писателя. Понимание пришло не сразу, да, думаю, его нет и сейчас. Это очень необычное произведение. Если подходить к роману традиционно, оперируя такими привычными понятиями, как тема, идея, жанр, то заблудешься в нём в два счёта, словно в дремучем лесу. Ни в какие схемы он не укладывается. Роман оставляет по себе очень неоднозначное впечатление. Вереница безответных вопросов ворошится и ворошится в голове, дёргая за пружинки мозга. К нему нельзя относиться отрицательно или положительно. Он занимает своё место в закоулках памяти и остаётся там навечно, никому не уступая и ни с кем не делясь. Что касается меня, то интереснее всего мне Ершалаим, этот древний город и его обитатели.

..."Утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат". Его мучила "ужасная болезнь гемикрания" (адская головная боль), но он должен был решать неотложные государственные дела. Ввели обвиняемого - Иешуа Га-Ноцри из Гамалы. Начался ждопрос. Потом последовала казнь. Стояла невыносимая жара, и приговорённые мучались на столбах. Страдал, но только от осознания своего бессилия, Левий матвей - спутник Иешуа. Началась гроза. Палач по очереди убил всмех троих, и солдаты отправились обратно в город. Левий Матвей освободил мёртвые тела, перерезав верёвки, и унёс Иешуа. Пилат вернулся в ту залу, где утром состоялся суд. Вскоре туда же пришёл Афраний. первый помощник прокуратора. Понтий Пилат велел ему похоронить казнённых и принять все меры к охране Иуды из Кириафа. которого должны были зарезать предстоящей ночью, по утверждению прокуратора. Афраний ушёл. В город уже пришли сумерки. Прокуратор позвал свою любимую собаку Банга, вместе они и встретили праздничную ночь. Все распоряжения Пилата были выполнены, а Иуду действительно зарезали. И произошло всё так, как говорил прокуратор. Афраний вернулся к Пилату отчитаться, вскоре "на балкон вступил... маленький и тощий человек" в порванном хитоне. Это был Левий Матвей. Ему Пилат признался, что это он убил Иуду из Кириафа. Потом прокуратор предложил ученику Иешуа работу в библиотеке, но Левий отказался. "Прошёл час. Левия не было во дворце. Теперьб тишину рассвета нарушал только тихий шум часовых в саду... На ложе лежал прокуратор. Положив руку под щёку, он спал и дышал беззвучно. Рядом с ним спал Банга".

...Ершалаимские главы невидимым стержнем пронизывают весь роман. Их всего четыре. но они очень значимы. В них обобщены все те вечные вопросы, над которыми размышляет Булгаков. Мир Ершалаима - это особый мир. Он увлекает, поражает, по-моему, даже самого автора. Эти главы писал не сатирик, не просто художник. Они написаны философом, психологом. Повествование плавное, размеренное. Всё просто и чётко, ясно. Пространство делится на два измерения: это всё внешнее, инородное, чужое, нехорошее, страшное и жестокое, это реальность, это служба, это обман; и это внутренний мир мыслей и чувств, это совесть. Создаётся впечатление, что не Пилат судит Иешуа, а наоборот, Иешуа - Пилата. "Сейчас я невольно являюсь твоим палачом, - замечает Га-Ноцри, - что меня огорчает". Арестант спокоен, ничто его не тревожит. Пилат же из-за гемикрании и преследующего его ненавистного запаха розового масла "малодушно помышляет о сморети" и "мечтает только о том, чтобы пришла его собака, единственное, по-видимому, существо, к которому он привязан".

Иешуа и Понтий Пилат говорят об истине, о вере, о жизни и смерти. Га-Ноцри - воплощение чистой идеи, философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Он верит, что все люди на свете добрые: и Пилат, и Марк Крысобой, и германцы, изуродовавшие кентуриона, и Иуда, совершивший предательство. Иешуа - обыкновенный, даже слабый физически человек, но сильный духом и своей верой в людей. Он мог спасти себе жизнь, отказавшись от своих убеждений, но выбрал иной путь и не отступил от него. Никакие силы не могли заставить Иешуа изменить добру. Несмотря ни на что он остался свободным. Отнять у него свободу мысли и свободу духа невозможно. Говорить правду для него "легко и приятно". Умирая, он сказал, что он никого "не винит за то, что у него отняли жизнь" и только "всё время улыбался какой-то растерянной улыбной". И больше ничего.

В отличие от Иешуа, живущего по законам совести и справедливости, Пилат живёт и действует по законам кесаря, по законам "великой и прекрасной власти императора Тиберия". Он сразу понял, что Иешуа невиновен. Но Пилат боялся за себя, за своё положение, за дальнейшую судьбу. Он остался рабом своей должности и карьеры, он не в силах был снять с себя эти "оковы", отвергнуть "внешний закон". Понтий Пилат - могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Но свободы у него нет. Он искренне хочет спасти Иешуа, но не спасает. Тем самым Пилат обрекает себя на вечные муки, на двадцйать тысяч лун одиночества. Но в чём же вина прокуратора? "Пилат у Булгакова наказан не за то, что он санкционировал казнь Иешуа, - пишет Б. Сарнов в статье "Каждому - по вере его". - Если бы он совершил то же самое, находясь в ладу с самим собой и своим понятием о долге. чести, совести, за ним не было бы никакой вины. Его вина в том, что он не сделал то, что, оставаясь самим собой, должен был сделать"... Пилат отправил на казнь "какого-то бродягу" (Сарнов) из одной только трусости - самого страшного человеческого порока. Лишь глубокое искреннее раскаяние в содеянном в конце концов принесло Пилату прощение и "подарило" свет.

Ещё один персонаж "Булгаковского Евангелия", о котором я хотела бы рассказать, это Левий Матвей. Он собирательный образ апостолов Иисуса Христа. До встречи с Иешуа Левий был сборщиком податей. "Первоначально он отнёсся ко мне неприязненно, - рассказывал философ, - и даже оскорблял, называл меня собакой". Потом Левий, послушав Иешуа и смягчившись, бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдёт с ним путешествовать. Левий Матвей смог отбросить "внешний закон" и стал подчиняться законам справедливости. Если судить строго, бывший сборщик податей - человек не очень умный, заурядный, но искренний и честный, и он любит Иешуа. Он готов убить его, только чтобы тот не мучался на столбе. Он записывает всё, что тот говорит, и верит в эти слова. Левий Матвей мог бы сравниться своей верой и силой духа с Иешуа, но, как говорит Пилат, он жесток. Левий дерзок, может быть, озлоблен. В нём нет того смирения и терпения, которые были у Иешуа.

Можно ещё говорить о других персонажах ершалаимских глав, например, об Иуде. Но мне кажется, что Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат и Левий Матвей - самые яркие, самые значимые герои романа в романе. Они воплощают в себе все те мысли и идеи, которые хотел донести до нас Михаил Булгаков. Левий Матвей и Понтий Пилат ещё раз убеждают нас в том, что добро и справедливость должны вершится вовремя, а Иешуа вновь возвращает нас к мысли о бескорыстном служении людям, к тем непреходящим ценностям, к той нравственной опоре, которая должна быть у каждого человека.
---
Вот уже тогда, оказывается, я думала о свободе и борьбе за неё, когда об НКО и правозащите, правах человека, я и слыхом не слыхивала. И уж тем более не собиралась заниматься общественной деятельностью.

human rights, публицистика, филология, (с) Элена Ваурлэ, педагогика

Previous post Next post
Up