Духовное содержание творческой деятельности

Jun 04, 2009 14:45


Во время чтения материалов с сайта "Сахаджа йога" о Свадистан-чакре нашла эзотерические ключики для трактовки некоторых художественных произведений, которые затрагивают тему творчества, личных абмиций художника и расплата за эгоизм, погоню за славой и успехом (например, "Портрет" Н.В. Гоголя или - частично - "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда):

"Основополагающее качество Свадистана - это творчество. Именно здесь генерируется энергия для нашего творчества. В правой части это проявляется в виде интеллектуального восприятия, в левой - в виде воображения. Эти аспекты объединяются в центральном канале, образуя наше эстетическое чувство. <...>

Процесс творения, в любой его форме, основан на качествах Свадистана. Если он выполняется в состоянии баланса, то есть, используя энергии Сушумны - центрального канала тонкой системы, тогда его результат духовно окрашен. Можно сказать, что у него есть душа. <...> Произведения такого порядка бессмертны, они дают радость и красоту, что характеризует целую эпоху.

Однако, современная ситуация такова, что даже там, где художник пытается начать работать «от сердца», имеется тенденция, что его поздние работы станут блеклыми, безжизненными. Первопричиной такой тенденции является эго живописца. По мере того, как к художнику приходит успех, он начинает работать больше, чтобы закрепить или развить этот успех. Для этого требуется более интенсивное использование правого канала (Пингала Нади, или Канала Действия). Побочным продуктом истощения этого канала является то, что начинает раздуваться эго художника. <...> С того момента, как художник начинает думать о себе как о единоличном творце своих работ, пренебрегая, таким образом, божественным вдохновением, этот процесс ускоряется, и его эго раздувается до таких пределов, что духовное содержание этих работ полностью уничтожается. <...>

Дух, который пребывает в нашем сердце, является настоящим источником творчества. Художники и люди, чрезмерно занятые мышлением или обремененные славой, успехом, обычно имеют слабую Свадистан-чакру, и это обычно несбалансированные люди. Их стремление к тому, чтобы быть выше других, или чтобы их восхваляли за их таланты, идет от эго, которое связано посредством правого канала с правой стороной Свадистан-чакры. Они потеряли свою спонтанность в этом амбициозном и соревновательном усилии создавать. Это во многом объясняет, почему большинству современных творений в какой бы то ни было области не хватает Жизни, не хватает Духа, не хватает Сердца".

Если внимательно взглянуть на историю развития искусства и мировой культуры, можно найти массу подтверждений процитированных слов. Достаточно только упомянуть два имени - Моцарт и Сальери. Да и в окружающей нас современности произведений искусства, которые действительно бы дышали, были наполнены жизнью и духовной полнотой, не так уж и много, к сожалению. Культура и скусство стали чересчур коммерческими. Высокохудожественные фильмы можно увидеть только на кинофестивалях и частных показах, потому что их массовый прокат неприбылен. Так же обстоят дела с музыкой: группы и исполнители, которые относят себя к искусству и творить стремятся именно в рамках искусства, не пользуются широкой популярностью, в отличие от того, что принято называть "попсой" и что далеко не всегда можно назвать "музыкой".

Похожие мысли высказывала в документальном фильме "Погружение" солистка группы "Дети Пикассо"...

мысли, творчество, музыка, искусство, кино, филология, философия, культура

Previous post Next post
Up