о боге, любви и Б.Расселе

Apr 26, 2018 21:46

Все мы могли возникнуть всего пять минут назад - небритые, с дырками в носках и готовыми воспоминаниями

Бертран Артур Вильям Рассел, 3-й граф Рассел, сын лорда одного из самых влиятельных родов Англии.
Эссе "Почему я не христианин", из которого взята эта цитата, было написано еще в 1927-м году, на базе лекции, прочитанной Расселом в марте 1927 года (в ратуше))). В России эта книга была издана в 1958-м году, и, учитывая взгляды Рассела на коммунизм после визита в Россию в 1920-м году и разговоров с Лениным, удивительно, что это эссе у нас вообще издали.
А в 1959 была издана "История западной философии", книга, о которой Борхес сказал как-то, что если бы ему было суждено навсегда оказаться на Луне и взять с собой лишь пять книг, одной из них была бы "История западной философии".
Мысль о "пяти минутах" повторяется еще в нескольких работах Рассела, но формулировки там более "академичные", продолжающие его заочный спор с Филиппом Генри Госсе. В своем труде "Омфалос" Госсе на полном серьезе предполагает, что Бог должен был создать Землю вместе с горами и каньонами, деревья вместе с годичными кольцами, Адама и Еву с волосами, ногтями и пупком, и что таким образом любые свидетельства более древнего происхождения Земли и Вселенной не могут быть достоверными. Возразить против этого аргумента нельзя, поэтому Рассел просто довел это утверждение до логического конца.
Будучи профессиональным математиком, он не мог поступить иначе.
Я обожаю Рассела, так уж получилось, и мне очень нравится его тяга к прекрасному полу, он несомненно был уверен, что: Из всех видов осторожности осторожность в любви наиболее губительна для настоящего счастья.
Официально он был женат четыре раза, но число его любовных привязанностей было намного больше. Так же страстно, как он отдавался занятиям наукой, философией, политикой, Рассел увлекался и женщинами. Во время бурных, но чаще всего непродолжительных романов он зачастую оставлял все свои дела. Возможно, именно этот опыт помог ему написать книгу "Брак и мораль", за которую, собственно, ему и дали нобелевскую премию. Мысль о том, что о морали может рассуждать человек, женатый в четвертый раз, сделала эту книгу необыкновенно популярной у широкой публики.

Всякое чувство, взятое в отдельности, - безумие. Здравомыслие можно было бы определить как синтез безумий… Тот, кто хочет сохранить здравомыслие… должен собрать в себе целый парламент всевозможных страхов, из которых каждый признавался бы безумным всеми остальными.

читая классиков

Previous post Next post
Up