1
I
Двое, держась за руки, шли по аллее Александровского парка, то и дело останавливаясь, чтобы посмотреть друг на друга. Осень выдалась чрезмерно роскошной своей охряной красотой, но мужчина и женщина любовались друг другом, не обращая внимания на дарованную им роскошь осеннего дня в пустынном парке.
-- Я могу тебе составить список. Хочешь? Единственное -- ты только сформулируй нормально и нормальным, простым, без эзоперства, языком условия -- чего лично тебе бы хотелось от... э ... фигурантов текущего момента и обозначь свои приоритеты. Только ведь я не дождусь, ведь верно, ведь правильно, ты же не возьмешься судить, потому что... Про потому что тоже не сформулируешь же, да? Почему я всегда угадываю...
-- Ты так произнесла это потому что, что я даже не буду спрашивать, нет ли в этом слове чего-нибудь нехорошего.
-- Напрасно, мог бы спросить, пока я добрая. Мир вообще добр и отзывчив, милый, заметил? А я ведь часть этого мира -- женщина засмеялась и остановилась, положив руки на плечи спутнику, небрежным поцелуем скользнула по его щеке и... исчезла.
II
С утра тепло и уютно в светлом доме с окнами в Детский парк, где нежный снег на ветках старых дубов -- снег совершенно весенней свежести, потому что самый нежный снег бывает поздней зимой, когда весна всё никак не настанет.
Пью кофе у окна, откинув штору.
Наверху кто-то тихо бродит по кухне, откашливаясь и напевая Нежность, и -- Господи, спасибо -- мне никто, никто не навязывает свою правоту со ссылкой на себя или знакомого знакомого.
Мне очень хочется говорить. Тебе о тебе.
III
-- Знаешь, я не люблю снов, поэтому никогда их не вижу. Сны, это нечто противоречащее всем моим внутренним мистикам вне зависимости от их концессии...
-- Я хочу видеть сны -- часто и много. Хочу, чтобы одно видение прерывало другое, и чтобы захлебывались глаза в круговороте пёстрых красок. Таких, которых не бывает наяву...
-- Сегодня мне приснилась Женщина, застывшая у окна. И я всё о ней знала, будто сама была ей. Одержимая, натянутая и звенящая, утонувшая в жизнях, которых сама не переживала. Такая пьянящая, сногсшибательная, сводящая с ума и очаровывающая Голосом. Вспоминающая о Царском Селе, лете и любви, которых так и не случилось.
-- Теперь ты всегда будешь приходить в точку бесконечного невозврата в своих снах и воспоминаниях, если, конечно, поймёшь -- зачем тебе это надо.
IV
Старый царскосельский вокзал. Поздний зимний вечер. Тихие разговоры абсурдны и коротки.
-- Не каждому дано чтобы мозг и культура, значить. Харкали мы на них своими слюнями собственными прямо!..
-- А такое ли уж большое значение имеет то, что говорящий вкладывает в свои слова по сравнению с тем, какой смысл в них слышат?..
-- Но что поделать, матушко, если вы помните, как было раньше, то и на собственном опыте понимаете, что нынче в нашем возрасте совсем все не так!..
-- Идея и общественная идея -- две большие разницы, сударь. Вы в публицистических статьях вообще часто (хоть иногда?) Идеи встречали? Любой текст, это функция, не стоит считать, что прогноз погоды хуже Фауста Гёте, это, простите, какой-то дурной подход...
2
I
Два этажа, и не больше,
может быть, где-то три,
вроде стручковых горошин
желтые фонари -
II
Улица Средняя. Вечер.
Рыжеволосая ель
смотрит, как ставят свечи
на столики в Daniel.
III
Кушают пасту и стейки,
пьют и в окно глядят:
вот он сидит на скамейке,
как и сто лет назад.
IV
Выгрузились туристы.
- Kommen wir? - Ja. - Sehr gut!
Шумные, как лицеисты,
мимо Лицея идут.
V
Золотом легкой соломы
в окнах дворцовых свет.
Марты Скавронской дома
три века уже как нет.
VI
Вот и шатаются парком,
видя вдали Эрмитаж.
Мимо, шинами шаркнув,
прокатится экипаж.
VII
Над головой возницы
небо, тучка, стрижи.
Свесив до пят косицы,
лиственницы хороши.
VIII
Броуновское движенье
праздношатаев в саду.
Сумерки. Отраженье
Верхней ванны в пруду.
IX
Эхо далекого смеха,
в окнах флигеля - медь.
… Вот куда стоит приехать,
чтоб умереть.
(А.Куликов)