НЕ ПЛЮЙТЕ В ОДЕССУ, ПОЖАЛУЙСТА

Jul 26, 2017 09:41

(Это реакция на статью Портникова об Одессе.  И я думаю, что не последняя )

Сергей Стеблиненко с Олександром Ройтбурдом и еще 9.
34 мин. · Kholodnaya Balka ·

Меня всегда отталкивала столичная спесь, когда обладатели московской прописки причисляли себя в разряд "больших" людей все знающих и все решающих. Обычно подобные вещи извергала из себя та самая "лимита" во втором поколении, родители которой приехали из провинции завоевывать столицу.
Нечто подобное происходит ныне и с Киевом. Теперь вытирать ноги об Одессу себе позволяют новоиспеченные киевляне, которые забывают или не знают, что Одесса долгое время стояла на одну ступеньку выше Киева в иерархии Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Варшава, Одесса и только потом Киев).
В этой статье Виталий открыто величает Одессу местечковым городом, при этом забывая, что этих местечек в Южной Пальмире было достаточно много. Были рабочие районы (Пересыпь и Молдаванка), населенные преимущественно выходцами из украинских, молдавских и русских сел. Были еврейские местечки в разных районах города, обитатели которых сильно отличались друг от друга уровнем жизни, культуры и образования.
Помимо этого были итальянские французские, албанские (арнаутские), греческие общины, проживавшие на определенных улицах, до сих пор носящих названия общин (Французский и Итальянский бульвары, Большая и Малая Арнаутские улицы, Греческая площадь, Еврейская и др.).
Одесса никогда не была цельным монолитным городом - грани между местечками начали стираться гораздо позже, уже после гражданской войны. Именно она вытеснила из города представителей дальнего зарубежья, оставив украинцев, русских, евреев и небольшую часть суржиков всех стран и народов.
В Одессе никогда не было и не могло быть монокультуры - здесь всегда был синтез различных культур, ни одна из которых не выпячивалась, стараясь обойти другие.
Некоторые считают культуру Одессы русской, другие - украинской, третьи - еврейской. Все это совершенно не так.
Одесса - город мигрантов. Поэтому ее культура - симбиоз различных культур, равно удаленный и от имперской, и от украинской, и от русской, и от еврейской.
Видимо, Портникова ввел в заблуждение культивирующийся в последние годы фейк полу-бандитской, полу-быдлячьей Одессы разговаривающей на странном, не всем понятном языке. Это - блеф для приезжих. Не более...
Моя бабушка рассказывала, что до революции одесситы говорили на 5-7 языках, но при этом писать умели лишь на одном - родном. Идиш отложил в лексиконе одесситов яркий след, ибо поселенцы-евреи мыслили на этом языке и переводили на русский, как есть. Т.е. не меняя падежей, склонений и родов. Упрощенная форма перевода порождала милые фразы и забавные словечки. Помните, утесовское: "Вы хочете песен - их есть у меня". Так это оно и есть!
Нечто подобное встречается в Умани. Правда, там "скрестились" идиш и украинский язык. звучит своеобразно и оригинально.
Нечто подобное было и в Киеве. Правда, там аналогичный перехлест произошел с русским и украинским. Вспомните Голохвастова и то, как он признавался в любви. Но ведь мы не называем это местечковой культурой!
Честно говоря, меня обидело отношение столичного Портникова к одесситам. В тех местечках, из которых когда-то склеивалась Одесса, нет ничего дурного. Плохое кроется совершенно в другом - Одесса скатывается в провинцию. Причем, со скоростью болида. Печально, но факт...

(И еще от меня.  Мое личное ощущение после последней поездки в Одессу, именно, что скатывается в провинцию.  Много лет Советская власть пыталась это сделать с Одессой и довольно преуспела.  Казалось бы, как не воспрянуть после Совка.  Но что-то не очень заметно возрождение)

UPD. Еще и вот это советую прочесть odessa-daily.com.ua/news/odessa-bez-babushki-vitaliya-portnikova-id90831.html

настроение, журналистика, одесса, мнение

Previous post Next post
Up