Китий имеет закрытую гавань.
Родом оттуда Зенон - основатель стоической школы.
Страбон. География
Ларнака (Китион) традиционно входит в рейтинги древнейших городов Европы с богатейшим культурным наследием. Основанный примерно в 1300 году до н.э., он дал человечеству одну из самых ярких философских фигур античности. Зенон Китионский продолжает вдохновлять не только историков и философов, но и политических мыслителей и практиков современности. Почему так происходит, и в чем заключается магнетизм стоицизма, философской школы, основанной Зеноном?
Вход в мудрость и паронимический парадокс
Годы жизни Зенона не установлены точно. Примерная датировка: 336-264 г. до. н.э. На памятнике в Ларнаке указаны даты 352-255 г. до. н.э. Хроники расходятся в цифрах, но едины в том, что он жил очень долго. Возможно, ему удалось перешагнуть столетний рубеж. Будущий философ родился в семье финикийского купца Мнасея и до 30 лет занимался морской торговлей, умножая семейное состояние. Кипр со столицей в Пафосе в то время находился под властью египетских Птолемеев, и финикийская колония процветала в условиях открытых рынков. Приобщение Зенона к философии оформлено в виде красивой легенды. Его торговый корабль затонул, но чудом спасшийся Зенон добрался до Афин, лишившись всего состояния. Зайдя в книжную лавку, он увидел сочинение Ксенофонта о Сократе и заболел философией (любовью к мудрости) до конца жизни. Однако эта история больше подходит для дошкольных хрестоматий. Более вероятно, что Зенон познакомился с философскими сочинениями, которые привозил ему отец, ещё в детстве. А повзрослев, отправился в Афины - центр интеллектуальной и культурной жизни, античный аналог Гарварда и Кембриджа, - за хорошим образованием. Обычная история для юноши из состоятельной семьи. В Афинах Зенон создал школу, ученики которой слушали лекции в крытой галерее с колоннами, по-гречески называвшейся «стоя» (Στοά). Фонетика русского языка здесь сыграла шутку со многими любителями философии. Разумеется, это название не имеет ничего общего со «стойкостью» как мужественным перенесением невзгод. Однако паронимический парадокс заключен в том, что одной из главных задач стоицизма было воспитание стойкости духа.
Ирония истории: как мы выбираем отцов философии
Зенон был очень продуктивным автором. Он написал более 30 фундаментальных работ, некоторые из которых были настолько сложны, что с ними знакомили учеников, достигнувших исключительно высокого уровня знаний. Но ирония истории в том, что ни одной полной работы не сохранилось. Только фрагменты текстов и писем, впервые собранных (достаточно бессистемно), прежде всего, Аполлонием Тирскими и Диогеном Лаэртием в 1-3 веках нашей эры. И только спустя 17(!) веков немецкий филолог Ганс фон Арним привел их в относительный порядок. Современные исследователи работают только с этим материалом. Сохранность текстов - то, что во многом определяет представления и развитие будущих поколений, иногда вопреки объективности. Пьер Адо, крупнейший современный историк античной философии, уверен, что наследие стоической школы, как минимум, не уступало идеям Платона и неоплатоников. Если бы оно сохранились, а, например, «Диалоги» Платона пропали, для нас главной философской школой античности был стоицизм, а Зенон - отцом философии. Сократ и Платон, не говоря уже у скептиках, эпикурейцах и киниках, значительно уступавших стоикам по универсальности и глубине мысли, сегодня скромно упоминались бы в подстрочных примечаниях.
Стоики и власть: разумная дистанция и практические советы
Несмотря на то, что стоики активно разрабатывали философию власти, настаивая на высоких нравственных критериях ее носителей, отношения с античными царями у них не складывались. Исключение составляет своеобразный интеллектуальный союз Зенона и Антигона II, македонского царя, правившего в 277-239 гг. до н. э. Транснациональная империя Александра Великого, умершего в 323 г. до н. э., уже вступила в первоначальную стадию распада, подрываемая старыми новым врагами: персами и кельтами. Тем не менее, Афины и большинство греческих полисов находились под военно-политическим протекторатом Македонии. Антигон высоко ценил Зенона и с интересом слушал его лекции, осознавая сильное влияние философа на демос Афин и соседних полисов. Коммуникацию с «лидером мнений» македонский монарх решил выстроить следующим образом. Однажды Зенону доставили прямую депешу от царя следующего содержания: «Царь Антигон философу Зенону привет. Удачею и славою, как мне думается, я выше тебя, но разумом и воспитанием - ниже, равно как и тем совершенным счастьем, какое ты имеешь в обладании. Оттого и предлагаю тебе приехать ко мне в Пеллу (столица Македонии на Севере современной Греции). И будешь ты наставником не для меня одного, а для всех македонян вместе взятых». Однако Зенон отказался, сославшись на пожилой возраст (ему было не меньше 80), и отправил ему своих студентов Персея и Филонида Фивского. А ответ царю был таким: «Антигон, мне дорога твоя любовь к знаниям, поскольку ты отдаешь предпочтение воспитанию истинному и благополезному, а не пошлому и развращающему нравы. Кто обращается к философии, отступая от хваленого наслаждения, в том жива добровольная наклонность к благородству. Но тело мое сковано немощью, и я посылаю к тебе моих товарищей. Душевной силой они не ниже меня, телесной же много выше. Приблизь их, и ты не отстанешь от достигающих совершенного счастья». Есть мнение, что восхваляя добродетели царя, Зенон иронизировал. У позднеантичных авторов (Афиней, Диоген Лаэртий) встречаются упоминания о том, что Антигон часто вламывался к Зенону во время вечерних попоек с просьбами присоединиться к гуляющим. Философ чаще отказывался, а когда соглашался, был образцом воздержания, что, впрочем, вполне естественно для человека его возраста. Интересно, что это качество вошло в поговорку того времени: «быть воздержаннее, чем сам Зенон». Тем не менее, философы, делегированные ко двору, пошли Антигону на пользу. По крайней мере, в последующие годы государственные дела улучшились. Разгромив эпирского царя Пирра (по мнению многих, величайшего полководца древности после Александра Великого), Антигон значительно укрепил внешнее и внутреннее положение Македонии. Стоики не занимали по отношение к политике позицию внешнего наблюдателя, многие их советы были ориентированы на практику. Но при этом предполагалась разумная дистанция от власти. Впрочем, через четыре века стоицизм получил своего политика-философа, ни много, ни мало, римского императора. Но об этом ниже.
Кому сейчас нужен Зенон?
Вопрос, который может возникнуть у любого здравомыслящего читателя. Первый аргумент в пользу значимости стоицизма связан с расцветом его идей во времена римского императора Марка Аврелия (121-180 гг.), бывшего примерным последователем этого учения. Он показал, как идеи стоицизма могут работать в политической практике управления и личной дисциплине. Чуть раньше в Римской империи стоицизм завладел умами Эпиктета (50-135 гг.н.э.) и Сенеки (4 г. до н.э-65 г.н.э.). В дореволюционной России года эти имена знал любой гимназист. Их сочинения входили в обязательный литературный набор всех образованных людей.
Важную роль в политической истории человечества сыграла и доктрина естественного права (jus naturale), возрожденная в 16-18 веках (Гроций, Локк, Монтескье, Руссо) и выраженная в своей радикальной форме - Великой французской революции. Эти взгляды были возрождением стоических доктрин, основанных на изначальном равенстве людей.
Историки религий уверены в том, что стоицизм с его императивами о добродетели, отсутствии гордости и тщеславия, борьбы с низменными помыслами, во многом предвосхитил христианство. Первые христиане с их критикой римской мифологии, храмов и пантеона богов (прежде всего, Аполлона и Юпитера), словно следовали заветам Зенона: «не нужно строить храмы богам, а бога нужно иметь только в разуме и ещё лучше, чтобы этот разум направлялся богом, - ведь он бессмертен». Эпоха европейского Возрождения также обязана стоицизму идейными основами. В середине 15 века, после падения Византии, в Италию мигрировали интеллектуалы, говорившие на греческом и познакомившие европейцев с трудами стоиков на языке оригинала. Политические идеи гуманизма, неотъемлемых прав человека, мудрого и (что важно) постоянно этически совершенствующегося правителя пришли именно из мыслей и текстов Зенона и его учеников. Они учили самосознанию и добродетели - вневременным категориям, и верили, вслед за Сократом, в абсолютно-безусловный принцип Добра. Справедливость, честность и счастье - только производные от добродетели. Недобродетельные люди и страны, знающие в глубине души (не удивляйся читатель, у государств тоже бывает душа) об этом, не могут быть счастливы. И наоборот, добродетельные - даже при неудачах и фатальном невезении останутся счастливыми. Вспомните приведенную выше переписку Антигона и Зенона, из которой видно, как царь завидует постоянному счастью философа. Как защищать современную демократию от настигающих её с разных сторон злоключений, так, чтобы результатом победы была не стерильная пустота коммерчески-атомизированного общества, а его развитие и обновление? И как избежать главной опасности: скрытых форм нового деспотизма, все активнее заявляющего о себе внутри различных политических сил? Дело здесь не только в личных качествах современных императоров. Добродетельность политики и самосознание элит, фокус на общее и частное благо может быть, в конечном счете, гарантированы только нами - обычными гражданами разных стран. Вы ещё спрашиваете, кому нужен Зенон в наше время?