Биржи паникуют, евро обновил квартальный минимум по отношению к доллару, цены на нефть упали на 2%, вследствие чего экономике России нанесен чувствительный удар. Третья волна мирового кризиса? Ответ неверный. Просто в Греции прошли парламентские выборы.
Новый материал в ВК. ФАЛЬШИВОЕ ЗОЛОТО НЕОНАЦИЗМА
Пессимистичные итоги греческих выборов нарушили традиционное двухпартийное равновесие. На протяжении последних сорока лет основное большинство в парламенте составляли социалисты из ПАСОК и правоцентристы из «Новой демократии».
Провал традиционных лидеров более всего заметен на фоне успеха партии «Хриси Авги» («Золотая заря»), которую по всем политическим критериям следует отнести к неонацистскому типу. Эмблема партии подозрительно напоминает свастику, а идеология представляет собой эклектичный и не перевариваемый коктейль из национализма, ксенофобии, неоязычества и радикальной религиозности. Фальшивые ценности.
«Хриси Авги» всегда считалась маргинальным политическим движением, опирающимся на группу из нескольких сотен активистов, известных хулиганскими выходками в эмигрантских кварталах. Потенциально сочувствующих было больше, но никто не ожидал, что столько. Партия набрала небывалые для себя 6,97% (сравните с результатом 0,29% в 2009 году!) голосов, получила 21 место в парламенте и расчитывала на приглашение в правящую коалицию.
Причем, никаких «цифровых мобилизаций» практически не было. Страничка партии в Facebook «нравится» всего 151 человеку. Лидеры «Золотой зари» предпочитают проверенные полевые методы непосредственного контакта с народом. Особенно в иммигрантских кварталах. Лозунги «новой зари» примитивны, но апеллируют к врожденным чувствам простых граждан, не желающих расплачиваться за ошибки политических элит. На греческих улицах можно услышать разговоры о том, что «брюссельские бюрократы истязают страну, немцы хотят отобрать у нас острова, и, вообще, они нам должны денег за Вторую мировую войну!» Именно к таким «ораторам» присматриваются активисты «Хриси Авги» в ходе избирательной кампании.
ГРЕЧЕСКИЕ КАТАКЛИЗМЫ
Для внимательных наблюдателей и политологов результаты не стали экстрасенсацией. В Греции всегда было множество мелких политических движений, находящихся на самых краях правого и левого спектра. Группировки троцкистов, маоистов или коммунистических антиревизионистов - обычное дело для политической жизни страны.
Давно замечено, что социальные базы правого и левого радикализма во многом тождественны. Очевидно, что всплеск этнополитического обострения практически неизбежен (в «приличных» парламентских странах) в условиях роста кризисных явлений в экономике, политической нестабильности и электорального разочарования. Это - самая питательная среда для ксенофобии и социальной фрустрации, переходящей в радикализм. Аналитики, сопоставляя греческие результаты с относительным успехом крайне правых сил во Франции, делают угрюмые выводы о поднимающейся националистической волне, готовящейся захлестнуть кризисную Европу. Действительно, если заглянуть на 80 лет назад, переместившись на исторической машине времени в Европу 1930-х годов, то многое из того, что дало старт фашистским движениям того периода, можно увидеть и услышать сегодня.
Сейчас Греция оказалась на самом опасном участке исторического пути. Актуальность сценария выхода из еврозоны достигла максимальных значений за все время нахождения страны в зоне евро. В понедельник 14 мая директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард сделала заявление о том, что еврозона может попрощаться с Афинами, если те прекратят соблюдать условия финансовых соглашений с МВФ и Евросоюзом. Событие прецедентное, так как мадам Лагард в силу своей должности слов на ветер не бросает.
Теперь давайте немного посчитаем на двенадцатиразрядном калькуляторе. На сегодняшний день Греция получила в долг от Еврогруппы и МВФ 148 млрд евро. А недавнее решение европейского фонда финансовой стабильности подтвердило очередной транш в 5,2 млрд евро. При этом Греция еще может рассчитывать на сумму порядка 40 млрд, которая находится как бы в «морозильнике» фонда и может быть разморожена или оставлена на хранение в зависимости от происходящего.
Понятно, что в случае выхода Афин из еврозоны последствия можно будет оценивать только со знаком минус. В немецкой прессе начались экстренные подсчеты стоимости такого сценария для стран еврозоны. Уже даже не склонные к истерикам немцы с их нордическим характером называют суммы, приближающиеся к 300 млрд
евро. На столько придется раскошелиться европейским налогоплательщикам.
Но еще более болезненными для еврозоны станут психологические последствия выхода. Я с трудом представляю себе масштаб, интенсивность и стоимость антикризисных PR-стратегий, призванных убедить инвесторов и общественность, в том что выход Греции не спровоцирует «эффект домино», что это было единичное исключение из правил. Коммуникационная задача невероятной сложности, особенно, на фоне эскалации волнений в Испании, Италии, Португалии. К сожалению, надежды на достижение компромисса в парламенте из 300 разнородных политиков не оправдались, что, естественно, лишь усугубляет шаткость положения Греции.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ КИПРА:
«КУМБАРОС-ФАКТОР» И ЛОЖКА МЕДА
Удивительно, но происходящее в Греции пока не отражается на Кипре. Агентства не пересматривают рейтинги и не делают прогнозов. Между тем, воскрешение драхмы может иметь значимые последствия для экономики острова, в особенности для финансовой системы.
Думаю, что пришло время для серьезных исследований по этому поводу, ведь, очевидно, что связи Кипра и Греции намного глубже, чем это кажется на первый взгляд, исходя из числа совместных предприятий и кооперативных инвестиций. Более глубокая связь существует на уровне личных и родственных отношений, неформальных обязательств. Это интереснейшее социологическое явление практически не исследуется, хотя влияние его на экономику трудно переоценить.
Социальные сети на Кипре и в Греции - это не Facebook и Twitter, а устойчивая связь между агентами по имени «кумбарос». И это характерно не только для мелкого бизнеса, салонов красоты, кафе и периптеро, но и для финансового или, например, страхового секторов.
Пришло время просчитывать риски, но лучше оставаться оптимистами. Диалектика кризиса такова, что для Кипра всегда найдется своя ложка меда в бочке дегтя. По сообщениям греческого Центробанка, за несколько последних дней греки сняли со своих счетов около 1 млрд евро. Это - только официальные данные. А теперь, внимание, вопрос. Какая ближайшая финансовая станция находится на пути движения этих капиталов? Учитывая весь комплекс греко-кипрских двусторонних связей и значение «кумбарос-фактора»? Есть все основания полагать, что кипрские банки могут рассчитывать на определенную компенсацию ущерба от прошлогоднего списания греческих долгов.